Кто такая коррупция?
Каков удельный вес и насколько вольготно чувствуют себя коррупционеры в обществе?
В России эти показатели зашкаливают за разумные пределы. Прежний и нынешний президенты
страны выражают решимость осадить зарвавшихся и предостеречь потенциальных коррупционеров.
Что реально можно сделать и делается для контрудара? Об этом наш обозреватель
беседует с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности
Михаилом Гришанковым.
- Михаил Игнатьевич, почему тормозится принятие закона о противодействии коррупции?
- Фактически оно не тормозится. Когда в антикоррупционной комиссии Госдумы, которую
я возглавлял в прошлом созыве, рассмотрели детали законопроекта, принятого в
первом чтении еще Думой третьего созыва, то убедились: он безнадежно отстал от
реалий времени, вступал в противоречие с международно-правовыми антикоррупционными
нормами.
Что прикажете делать? Разрабатывать новый, опираясь на собственный опыт и понимание
проблемы, или идти другим путем, взяв за основу "мировые стандарты". Мы предложили
второй вариант: Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции
и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Таким образом, мы взяли на себя ответственность ввести в российское законодательство
международные антикоррупционные стандарты. В феврале 2007 года Владимир Путин
образовал Межведомственную рабочую группу, которой передала свои наработки и
Комиссия Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
- Дальше-то что?
- Насколько мне известно, сейчас в администрации президента рассматриваются два
варианта законопроекта. Принципиальное отличие в том, что один предусматривает
создание специализированного антикоррупционного органа, а другой - нет.
После того как Дмитрий Медведев подписал Указ о мерах по противодействию коррупции
и созданию соответствующего Совета при президенте России, стало понятно, что
мы находимся на пороге серьезных перемен.
- Когда это случится?
- Наверняка законопроект "О противодействии коррупции" внесет президент, конкретные
сроки будут, видимо, прописаны в Национальном плане, который в соответствии с
указанием Д.А. Медведева должен быть обнародован в июне с.г. Думаю, что в осеннюю
сессию депутаты смогут завершить его рассмотрение в трех чтениях. Перед этим,
разумеется, предыдущий законопроект, принятый в первом чтении в 2003 году, будет
согласно регламенту снят с рассмотрения.
- Можно ли узнать подробности подготовленного документа?
- Особого секрета здесь нет. В начале года я выступал на конференции государств
- участников Конвенции ООН против коррупции в Индонезии и проинформировал коллег
о предпринимаемых Россией шагах, направленных на реализацию всех принятых на
себя международных обязательств.
Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены основы
противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрыты ключевые понятия,
как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции",
изложены основные противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными
из них признаются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина,
принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности
за совершение коррупционных правонарушений).
В проекте закона коррупция определяется путем перечисления действий, являющихся
наиболее рельефным ее проявлением. Сущностный признак коррупции - незаконное
использование публичным лицом своего властного или служебного положения вопреки
законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо
предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также
признается совершение указанных действий в интересах юридического лица.
Есть и другие новеллы, предусматривающие проведение единой государственной политики
в области противодействия коррупции, совершенствование системы и структуры государственных
органов, механизмов общественного контроля над их деятельностью.
Законопроектом предусматривается использование прежде всего мер упреждения, направленных,
в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы
невыгодности коррупционного поведения". Поэтому основной акцент в проекте сделан
на меры предупредительного, профилактического характера.
- Известно, что Комиссия, которую вы возглавляли, уделяла большое значение этой
проблеме...
- Совершенно верно. Нами был проведен целый ряд парламентских слушаний и "круглых
столов", посвященных различным аспектам антикоррупционной тематики, по итогам
которых готовились и направлялись в различные ведомства, в том числе администрацию
президента, аппарат правительства, суды, Счетную палату предложения и рекомендации.
Так, внимание Генеральной прокуратуры было привлечено к необходимости усиления
контроля, направленного на предупреждение и противодействие коррупции в органах
прокуратуры, рекомендовано рассмотреть возможность установления в проекте нового
федерального закона о прокуратуре таких условий прохождения службы, при нарушении
которых в обязательном порядке должен рассматриваться вопрос о соответствии должностного
лица статусу прокурора.
Федеральной таможенной службе рекомендовано подготовить законодательные предложения,
направленные на предупреждение и противодействие коррупции в таможенных органах,
в том числе путем расширения полномочий по осуществлению внутриведомственного
контроля и полномочий служб собственной безопасности. Предложено организовать
и осуществить проведение антикоррупционной экспертизы Таможенного кодекса. Рекомендации
антикоррупционного характера направлялись и в другие федеральные органы исполнительной
власти, а также в регионы.
- Прошел ли сам антикоррупционный законопроект проверку на коррупционность?
- Этого не требуется, поскольку в него заложены нормы, исключающие двойное толкование,
основанные на апробированных на международном уровне антикоррупционных стандартах.
Но вы затронули очень важную проблему. В свое время наша Комиссия создала экспертный
совет, который анализировал на коррупциогенность принимаемые законодательные
акты. Фактически в парламентскую практику был впервые введен институт антикоррупционной
экспертизы законодательства. Нередко мы сталкивались со случаями, когда законы
инициировались лоббистскими группами, которые старались протащить выгодные им
формулировки или нормы, допускающие двойное толкование. В результате с использованием
специальной методики проверки актов на коррупциогенность удалось заблокировать
принятие некоторых законопроектов, содержавших коррупционные нормы, или добиться
их существенной переработки. Поэтому так важна экспертиза, в том числе с привлечением
экспертного сообщества.
- Коррупционер знает, что у него крепкие тылы - счета в банках, недвижимость,
словом, роскошная жизнь после, в худшем случае, символической отсидки. Не правда
ли?
- Теперь он должен знать, что в Уголовный кодекс возвращается конфискация имущества.
Эта санкция является, в соответствии с Конвенциями, обязательной по статьям,
связанным с коррупцией.
- Влиятельные чиновники заблаговременно готовят "аэродромы" на случай "вылета"
с госслужбы. Глядишь, он уже президент или вице-президент подкормленной им компании.
- И здесь законопроектом может быть предусмотрен трехлетний запрет на занятие
должности в подконтрольных ему организациях, даже если чиновник добровольно ушел
с госслужбы и в "порочащих связях" не был замечен.
Все делается для того, чтобы коррупция стала невыгодным занятием. Немаловажная
деталь. Декларирование доходов и имущества заложено в закон о госслужбе. Теперь
появятся механизмы контроля за достоверностью представляемых сведений. Кроме
того, планируется введение нормы о декларировании доходов и расходов не только
чиновниками, но и членами их семей. Поверьте, это очень действенная антикоррупционная
норма.
Законопроект предусматривает обязательную государственную защиту свидетелей,
если таковая потребуется. Кстати, активность населения действительно невелика,
но она возрастает.