Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Организация и защита бизнеса

Кто такая коррупция?

Каков удельный вес и насколько вольготно чувствуют себя коррупционеры в обществе?
В России эти показатели зашкаливают за разумные пределы. Прежний и нынешний президенты
страны выражают решимость осадить зарвавшихся и предостеречь потенциальных коррупционеров.
Что реально можно сделать и делается для контрудара? Об этом наш обозреватель
беседует с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности
Михаилом Гришанковым.

- Михаил Игнатьевич, почему тормозится принятие закона о противодействии коррупции?

- Фактически оно не тормозится. Когда в антикоррупционной комиссии Госдумы, которую
я возглавлял в прошлом созыве, рассмотрели детали законопроекта, принятого в
первом чтении еще Думой третьего созыва, то убедились: он безнадежно отстал от
реалий времени, вступал в противоречие с международно-правовыми антикоррупционными
нормами.

Что прикажете делать? Разрабатывать новый, опираясь на собственный опыт и понимание
проблемы, или идти другим путем, взяв за основу "мировые стандарты". Мы предложили
второй вариант: Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции
и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Таким образом, мы взяли на себя ответственность ввести в российское законодательство
международные антикоррупционные стандарты. В феврале 2007 года Владимир Путин
образовал Межведомственную рабочую группу, которой передала свои наработки и
Комиссия Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

- Дальше-то что?

- Насколько мне известно, сейчас в администрации президента рассматриваются два
варианта законопроекта. Принципиальное отличие в том, что один предусматривает
создание специализированного антикоррупционного органа, а другой - нет.

После того как Дмитрий Медведев подписал Указ о мерах по противодействию коррупции
и созданию соответствующего Совета при президенте России, стало понятно, что
мы находимся на пороге серьезных перемен.

- Когда это случится?

- Наверняка законопроект "О противодействии коррупции" внесет президент, конкретные
сроки будут, видимо, прописаны в Национальном плане, который в соответствии с
указанием Д.А. Медведева должен быть обнародован в июне с.г. Думаю, что в осеннюю
сессию депутаты смогут завершить его рассмотрение в трех чтениях. Перед этим,
разумеется, предыдущий законопроект, принятый в первом чтении в 2003 году, будет
согласно регламенту снят с рассмотрения.

- Можно ли узнать подробности подготовленного документа?

- Особого секрета здесь нет. В начале года я выступал на конференции государств
- участников Конвенции ООН против коррупции в Индонезии и проинформировал коллег
о предпринимаемых Россией шагах, направленных на реализацию всех принятых на
себя международных обязательств.

Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены основы
противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрыты ключевые понятия,
как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции",
изложены основные противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными
из них признаются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина,
принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности
за совершение коррупционных правонарушений).

В проекте закона коррупция определяется путем перечисления действий, являющихся
наиболее рельефным ее проявлением. Сущностный признак коррупции - незаконное
использование публичным лицом своего властного или служебного положения вопреки
законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо
предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также
признается совершение указанных действий в интересах юридического лица.

Есть и другие новеллы, предусматривающие проведение единой государственной политики
в области противодействия коррупции, совершенствование системы и структуры государственных
органов, механизмов общественного контроля над их деятельностью.

Законопроектом предусматривается использование прежде всего мер упреждения, направленных,
в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы
невыгодности коррупционного поведения". Поэтому основной акцент в проекте сделан
на меры предупредительного, профилактического характера.

- Известно, что Комиссия, которую вы возглавляли, уделяла большое значение этой
проблеме...

- Совершенно верно. Нами был проведен целый ряд парламентских слушаний и "круглых
столов", посвященных различным аспектам антикоррупционной тематики, по итогам
которых готовились и направлялись в различные ведомства, в том числе администрацию
президента, аппарат правительства, суды, Счетную палату предложения и рекомендации.

Так, внимание Генеральной прокуратуры было привлечено к необходимости усиления
контроля, направленного на предупреждение и противодействие коррупции в органах
прокуратуры, рекомендовано рассмотреть возможность установления в проекте нового
федерального закона о прокуратуре таких условий прохождения службы, при нарушении
которых в обязательном порядке должен рассматриваться вопрос о соответствии должностного
лица статусу прокурора.

Федеральной таможенной службе рекомендовано подготовить законодательные предложения,
направленные на предупреждение и противодействие коррупции в таможенных органах,
в том числе путем расширения полномочий по осуществлению внутриведомственного
контроля и полномочий служб собственной безопасности. Предложено организовать
и осуществить проведение антикоррупционной экспертизы Таможенного кодекса. Рекомендации
антикоррупционного характера направлялись и в другие федеральные органы исполнительной
власти, а также в регионы.

- Прошел ли сам антикоррупционный законопроект проверку на коррупционность?

- Этого не требуется, поскольку в него заложены нормы, исключающие двойное толкование,
основанные на апробированных на международном уровне антикоррупционных стандартах.

Но вы затронули очень важную проблему. В свое время наша Комиссия создала экспертный
совет, который анализировал на коррупциогенность принимаемые законодательные
акты. Фактически в парламентскую практику был впервые введен институт антикоррупционной
экспертизы законодательства. Нередко мы сталкивались со случаями, когда законы
инициировались лоббистскими группами, которые старались протащить выгодные им
формулировки или нормы, допускающие двойное толкование. В результате с использованием
специальной методики проверки актов на коррупциогенность удалось заблокировать
принятие некоторых законопроектов, содержавших коррупционные нормы, или добиться
их существенной переработки. Поэтому так важна экспертиза, в том числе с привлечением
экспертного сообщества.

- Коррупционер знает, что у него крепкие тылы - счета в банках, недвижимость,
словом, роскошная жизнь после, в худшем случае, символической отсидки. Не правда
ли?

- Теперь он должен знать, что в Уголовный кодекс возвращается конфискация имущества.
Эта санкция является, в соответствии с Конвенциями, обязательной по статьям,
связанным с коррупцией.

- Влиятельные чиновники заблаговременно готовят "аэродромы" на случай "вылета"
с госслужбы. Глядишь, он уже президент или вице-президент подкормленной им компании.

- И здесь законопроектом может быть предусмотрен трехлетний запрет на занятие
должности в подконтрольных ему организациях, даже если чиновник добровольно ушел
с госслужбы и в "порочащих связях" не был замечен.

Все делается для того, чтобы коррупция стала невыгодным занятием. Немаловажная
деталь. Декларирование доходов и имущества заложено в закон о госслужбе. Теперь
появятся механизмы контроля за достоверностью представляемых сведений. Кроме
того, планируется введение нормы о декларировании доходов и расходов не только
чиновниками, но и членами их семей. Поверьте, это очень действенная антикоррупционная
норма.

Законопроект предусматривает обязательную государственную защиту свидетелей,
если таковая потребуется. Кстати, активность населения действительно невелика,
но она возрастает.

Ответить   Mon, 23 Jun 2008 00:30:42 +0400 (#755076)