Внеочередной выпуск вызван полученным он Алены письмом.
"Здравствуйте, Мария Владиславовна!
Приятно, что кто-то все еще старается поддержать и/или повысить уровень грамотности русскоговорящего населения. Спасибо вам большое за это.
Вместе с тем последний выпуск Ликбеза вызвал у меня неоднозначные эмоции. В конце рассылки вы приводите письмо некого Сергея, который очень удивляется тому, что выпускники из Дагестанской и Чувашской республик получают
высокие баллы по результатам ЕГЭ по русскому языку. Вы же ему отвечаете следующим образом:
"Выпускники указанных республик могут "представлять" высокие результаты ЕГЭ разными способами. Какими - это их личное дело. И дело контролирующих и проверяющих органов."
Я родилась в городе Чебоксары, столице Чувашской республики. Выпустилась с золотой медалью в 1999 году, когда ЕГЭ и в помине не существовало. (хотя моя младшая сестра спустя несколько лет имела удовольствие
сдавать ЕГЭ, в том числе и по русскому языку. Тоже, кстати, золотая медалистка).
В любом случае, я хотела бы сказать, что каак вопрос, так и ваш ответ оскорбителен и бросает тень на выпускников отдельных республик (да, не забудьте еще Татарстан, Башкортостан и пр.). Все эти республики являются субъектами Российской Федерации в той же степени, что и Московская область и пр. И мне непонятно, почему кто-то имеет право ставить под сомнение знание русского языка любым из граждан РФ. В конце
концов, русский язык - это общегосударственный язык нашей страны.
А если взглянуть на эту проблему с другой стороны, то большая ошибка всей нашей образовательной системы в том, что она изначально рассматривает такие языки, как чувашский, татарский, башкирский и прочие, как второсортные. И это в корне неправильно! Ведь представители этих национальностей уже полиглоты. Возьмем то же Подмосковье и Москву. Большинство этих "истинных арийцев", то бишь русских не знают никакого иностранного языка,
да и русский знают очень и очень плохо!
В заключение, хочу сказать, что у меня есть ощущение, что уровень образования в России падает. Надеюсь, что это только ощущение, смешанное с ностальгией по школьным и студенческим годам. Но образование все-таки должно нести свет людям, а не поощрять раздробленность и невежество относительно собственных сограждан.
С уважением,
Алена"
Ответ.
Дорогая Алена! Приношу свои глубокие
и искренние извинения за некорректно выстроенную фразу и коряво изложенную мысль. Поддалась на провокацию. Даже тени желания оскорбить кого бы то ни было у меня не было.
Весь пафос моего ответа сводился к тому, о чем и вы пишете: учиться надо, а не выяснять отношения. Единый государственный экзамен - всего лишь лакмусовая бумажка, четко обозначившая все проблемы, связанные с обучением в наших школах. (И воспитанием, кстати, тоже.)
И с проблемой низкого статуса национальных языков я
тоже имела несчастье столкнуться, поскольку живу в регионе, где 40 процентов населения - носители башкирского и татарского языков, не умеющих на них не то что писать, а часто и говорить. Честно говоря, когда я в свое время проводила исследование, было больно увидеть отчетливо русифицированное сознание молодого поколения башкир, которые вместе с языком утрачивали и свою национальную культуру.
То, что качество школьного образования резко упало, к сожалению, видно не только по результатам ЕГЭ, но и
по той нервности, с которой все против него выступают. Ибо все, что раньше можно было скрыть за гибкостью личных контактов, при стандартизированной проверке вылезло наружу.
И, с одной стороны, жаль, что в отношении русского языка это в первую очередь коснулось самих носителей. С другой стороны, я убеждена, что это к лучшему. Открытая конкуренция, единые правила для всех - путь к справедливости и возрождению. Лишь бы понимание конкуренции было грамотным. У нас, к сожалению, не любят победителей.
Для решения любой задачи всегда есть два пути: созидания и разрушения. Если мы выбираем первый путь, мы развиваемся сами, даем возможность развиваться другим, совместно идя к высотам и совершенствуясь с каждым шагом. Отсутствие любого компонента - путь разрушения, прямая дорога к катастрофе. Что, собственно, и произошло у нас в свое время и происходит сейчас в любой сфере. Сами не развиваемся - тупик, топим других - тупик, делаем все поодиночке - тоже тупик. Согласитесь, это не наш с вами путь.
Алена и все, кого я по неосторожности обидела или оскорбила, приношу еще раз свои извинения. Надеюсь, в ваших сердцах найдется место прощению и в нашем дальнейшем общении мы будем смотреть вперед, а не только друг на друга.