Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ликбез

  Все выпуски  

Ликбез Выпуск 21


Информационный Канал Subscribe.Ru

В. Б. Феркель. Словарь поэтических образов.
Закажите у автора: ferkel@chel.surnet.ru
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛИКБЕЗ

рассылка для ликвидаторов безграмотности

Рассылка 'Ликбез'

Всем добрый день!
С Рождеством и наступащим Новым годом!

Итак, сегодня:

обобщающий тест 1997 года:

        http://www.lik-bez.narod.ru/Tests/000.11.97.080.htm

ответ к нему

        http://www.lik-bez.narod.ru/Otvets/000.11.97.080-o.htm

Далее - безударные гласные в корне слова:

        - чередующиеся
        http://www.lik-bez.narod.ru/Tests/004.11.98.002.htm

        - проверяемые
        http://www.lik-bez.narod.ru/Tests/004.11.98.003.htm

        - непроверяемые
        http://www.lik-bez.narod.ru/Tests/004.11.98.004.htm

Ответы:
        http://www.lik-bez.narod.ru/Otvets/004.11.98.002-o.htm                          http://www.lik-bez.narod.ru/Otvets/004.11.98.003-o.htm          
        http://www.lik-bez.narod.ru/Otvets/004.11.98.004-o.htm

Если это необходимо, можно посмотреть краткое изложение правил:

        http://www.lik-bez.narod.ru/K_rus/k_rus_orf_chered.htm
        http://www.lik-bez.narod.ru/K_rus/k_rus_orf_prov.htm    
        http://www.lik-bez.narod.ru/K_rus/k_rus_orf_neprov.htm

Поскольку среди подписчиков обнаружились коллеги-преподаватели, родители и абитуриенты,
позволю себе сделать небольшой методический комментарий.

Традиционно безударные гласные в корне изучают в такой последовательности:
        - проверяемые;
        - непроверяемые;
        - чередующиеся.
Несомненно, на уровне начальной и основной школы это так и должно быть. Но когда
речь идет об обучении взрослых или подготовке к вузу, когда вы обобщаете материал,
имея за плечами законченный в девятом классе школьный курс русского языка, целесообразнее
безударные гласные в корне учить/повторять в другой последовательности: чередующиеся
- проверяемые - непроверяемые. Это помогает эффективнее избегать ошибок, быстрее
выбирать нужное правило за счет быстрого сужения диапазона поиска.

Алгоритм принятия решения о гласной в безударной позиции должен быть следующим.
Учимся задавать всего два вопроса:
1. Относится ли "сомнительный" корень к корням с чередованием гласных? Да - применяем
правило. Нет - задаем следующий вопрос.
2. Можно ли проверить написание гласной каким-либо способом? Да - проверяем.
Нет - смотрим в словаре.

Отсюда - первое жесткое требование: нужно, как таблицу умножения, знать перечень
корней с чередованием и правила выбора в них гласной.

Второе требование - заставлять себя и детей (если вы занимаетесь с ними) задумываться
над значением слова. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что многие на самом деле
не понимают, что говорят или слышат, а потому не могут назвать родственные слова
и правильно проверить гласную в корне.
 
Третье требование - заимствованные слова учить, как иностранные. Это - азы методики
в среднем звене, но в старших классах и при обучении взрослых об этом как-то
забывается. А между тем нередко ни дети, ни взрослые не могут объяснить значения
широко употребляемых заимствованных слов. В результате - не обращают на них внимания,
на их звучание и графический облик. 

Ради интереса, не заглядывая в словарь, попытайтеь указать значения всех заимствованных
слов из сегодняшних тестов, а потом подберите к ним русские синонимы. Хорошо,
если сможете. Это не всем удается. А между тем перечень использованных в тестах
слов не выходит за рамки школьной программы. 

Только будьте честны с собой!

А из области пунктуации - задание на знаки между однородными членами предложения:

        http://www.lik-bez.narod.ru/Tests/005.11.98.002.htm

Ответ:

        http://www.lik-bez.narod.ru/Otvets/005.11.98.002-o.htm
        
Возможно, кому-то будет интересна приличная версия правила постановки тире между
подлежащим и сказуемым:

        http://www.lik-bez.narod.ru/K_rus/k_rus_punk_tirepodlskaz.htm

На вопросы по-прежнему отвечаю с удовольствием.

Успехов!


----------------------------------------------------

Страница рассылки:
http://subscribe.ru/catalog/economics.education.ntcns

Страница дискуссионного листа:
http://subscribe.ru/catalog/economics.education.ntcns.likbez

Предложения и вопросы жду по адресу:
lik-bez@narod.ru

Удачи!

Мария Владиславовна

-----------------------------------------------------------

Приглашаем подписаться на рассылку "Общественное мнение в России" и принять участие в опросах.
Страница рассылки в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/culture.people.opros

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.ntcns
Отписаться

В избранное