Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мнемотехника на пальцах ( на примере эсперанто ). Предисловие.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

                Тема сегодняшней рассылки

 

    Повторение:  как,  когда, сколько ?

 

                                                                                      

 

    Повторение, как мы слышали, - мать учения.

Следует ли из этого, что для успешного запоминания нужно как можно больше повторять выученное ?

Все наверняка слышали про анекдотические ситуации, когда человек безуспешно пытался донести куда-нибудь исключительно важную информацию, проговаривая ее по дороге. Может быть вы и сами бывали в такой ситуации – срочно нужно запомнить номер телефона, пока ищешь на чем записать - пытаешься повторять его про себя, но стоит кому-то отвлечь нас в этот момент,  и все, что мы старались сохранить, уплывает из сознания.

Само по себе повторение еще не гарантия запоминания.

 

Но также хорошо известно, что то, к чему мы возвращаемся время от времени, более прочно запечатлевается, чем просмотренное один раз и заброшенное.

Народная мудрость, конечно, не ошибается - повторение необходимо для прочного запоминания.

Но, осознанное повторение, а не механическое бездумное проговаривание – оно нам никак не поможет, хоть сотню раз просматривай-перечитывай. Все мы отлично знаем:  что бы что-то запомнить, требуется приложить усилия, порой значительные.

 

Как и что делать, что бы запомнилось, что бы усилий потребовалось меньше, а процесс заучивания приносил удовольствие, мы рассмотрим в курсе мнемотехники, который начнется,  когда рассылка перейдет в основную категорию.    (О курсе)

 

А сейчас мы некоторым образом начнем с конца - поговорим о том, как сохранить в долговременной памяти то, что мы уже, тем или иным            образом выучили.

 

                                                                                                              

                  

Повторение нужно, но оно должно быть активным –

повторение-припоминание, а не дополнительное перечитывание или прослушивание.

Сейчас широко известны исследования, подтверждающие, что мозг помнит все, с чем когда-либо встречался. Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда по случайной ассоциации, какому-нибудь запаху или звуку, пробужались, казалось бы давно забытые  события. Трудность в том, что бы извлечь нужную информацию в нужное время.

Активно повторяя, мы именно в этом и тренируемся - припоминать данную информацию - как бы сообщаем своей памяти:  что вот эти сведения должны быть под рукой, и вызываться по такому-то запросу.

Т.е чтобы по команде «Стихотворение Тютчева» всплывал текст «Осень наступила…»,  а в на  требование «Электорофизические свойства ферромагнетиков» в сознании появлялся текст соответствующей  главы.

Повторяя мы  укрепляем связь между запросом и хранящейся в памяти информацией.

По «накатанному пути» вспоминать с каждым разом становится все легче.

 

Итак, мы с большими или меньшими усилиями запомнили учебный материал.  Какой наиболее эффективный режим его повторения, для полного закрепления в долговременной памяти ?

Издавна известен бабушкин совет: зубрить надо на ночь, переспав с выученным уроком, повторить его утром.

Предрассудок?

Оказывается данный способ имеет под собой психологические основания (что нередко происходит с открытиями в области психики, если покопаться, то что-то подобное очередной находке можно обнаружить  в народной мудрости)

 

                                                                                                                                        

 

Существуют  определенные, научно обоснованные рекомендации как распределять повторения:

 

Психолог Г.Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй - через 20-30 минут, третий - через день, четвертый - через неделю.

 

То есть, после периода обучения вашему мозгу должно быть предоставлено время на отдых и «переваривание» информации минут десять после первого ее воспроизведения.

 

Допустим вы выучили список слов или стихотворение настолько, что смогли повторить его сначала до конца – после первого воспроизведения  обязательно нужно прерваться и отдохнуть – повторение материалов еще и еще раз «что б наверняка», не только не прибавляет запоминанию прочности, но и мешает механизму памяти.

Повторите выученное не ранее, чем через десять минут.

В течении этих минут мозг не должен быть занят закачиванием новых сведений, или мысленным обращением к только что изученным -  это помешает процессу запоминания.

 

Существует не менее десятка теорий, которые объясняют положительное влияние паузы на запоминание информации. Наиболее убедительным представляется обоснование Мюллера и Пильцекера, заключается в том, что "во время паузы происходит неосознанное повторение материала. Если период повторения больше 20-30 секунд, то есть информации слишком много, то через некоторое время часть ее стирается. Именно наличие такого процесса как неосознанное повторение значительно увеличивает время жизни информации в кратковременной памяти (до 24-30 часов). Именно этот процесс и мешает осознать чрезвычайно маленькую мощность этого вида памяти, в результате чего мы безжалостно нагружаем ее сверх меры."

 

- Вот объяснение «бабушкиного метода» - во время сна мы можем избежать непроизвольного обдумывания предмета, над которым корпели при заучивании – и не мешаем памяти заниматься своим делом.

 

Второй, третий, четвертый и пятый просмотры должны проводиться через возрастающие интервалы времени. Второй через день, третий через неделю, четвертый через месяц, а пятый через четыре месяца.

 

Соответствующие выводы сделал психолог Пьерони из простого эксперимента. Он предлагал испытуемым запомнить ряд из 18 ничего не значащих слов, что бы исключить влияние прежних знаний. Затем он исследовал, сколько раз испытуемые должны были повторять список через различные промежутки времени для того, чтобы его запомнить. Приведем его данные в таблице:

 

Длительность

паузы

30сек.

1

мин.

2

мин.

5

мин.

10

мин.

20

мин.

24

ч.

48

ч.

Количество повторений,

необходимых для повторного

запоминания слов

14

8

7

5

4

4

4

8

 

Как видим, если начать повторять ряд слов через 30 секунд после первого запоминания, то приходится 14 подглядывать, прежде чем они вновь запомнятся. Но если повторения возобновить через 10 минут, в течение которых мы не будем получать какой-либо информации, то их число составит всего 4 (следует учесть, что эти цифры относятся к бессмысленному материалу; при заучивании реальных слов,  повторений меньше, но пропорции примерно сохраняются).

В отрезке времени от 10 минут до 24 часов процессы стабилизируются и информация в кратковременной памяти перестает зависеть от внешних факторов. Следовательно, в этот период возможно как изучение новой информации, так и повторение старой. Через 24 часа число необходимых повторений начинает возрастать и достигает 8 через 48 часов. Это значит, что мнемические процессы начинают терять свою энергию. Поэтому через каждые 24 часа необходимо повторение ранее изученных слов (что, впрочем, известно и без опытов).

 

                                                                                                            

 

Сколько отдыхать мы теперь знаем, а сколько времени нужно тратить на запоминание, чтоб это было эффективно ?

Опыт показывает, что оптимальное время обучения от 10 до 45 минут, в зависимости от сложности материала и от того насколько мы в нем заинтересованы ( энтузиазм прибавляет выносливости – об этом то же есть народная мудрость : «Охота - пуще неволи» ).

 

Из рекомендаций психологов следует, что если вы попытаетесь неустанно зубрить материал без остановок в течении двух-трех часов, то толком запомните только первый и последний эпизод.  Разбив время занятий на более мелкие периоды, вы получите больше таких  «первых и последних эпизодов» - процесс усвоения станет эффективнее.

Отрезки учебного времени должны быть достаточно длинными, что бы мозг мог войти в ритм,  но  не успел утомится и устроить себе серединную паузу.  

Вы можете подобрать для себя удобный режим занятий  исходя из самочувствия.

 

Набрав мнемонического опыта в дальнейшем первое повторение можно опустить и переходить сразу ко второму через 24 часа.

_____________________________________________________________

Исключительно важным является последнее повторение. На волне энтузиазма вы прозанимались два-три месяца, существенно пополнили запас слов  (если вы учите язык), если теперь вы не сделаете  завершающий шаг, то все потраченные усилия пропадут зря.  Заключительное повторение через месяц после запоминания необходимо, чтобы систематизировать знания;  некоторые вещи, которые не присутствуют в повседневном обороте, могут начать забываться, если их не закрепить завершающим повторением. 

И что, так до  скончания времен повторять каждые четыре месяца :) ?

В случае изучения языка ситуация весьма благоприятная – после накопления достаточной лекической базы вы можете начать читать на изучаемом языке – и повторения списочного состава вам больше не потребуются. 

Даже если вы по каким-либо причинам не имеете возможности  пользоваться освоенным языком  –  достаточно регулярного чтения, хотя бы по несколько минут, раз в несколько дней  -  и  вы его не забудите.

______________________________________________________________

В следующем выпуске мы поговорим об энтузиазме – насколько столь неуловимая материя, как творческий порыв поддается сознательному воздействию.

Успехов вашей деятельности!

Автор.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.mnemoesper
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное