Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дистанционное обучение

  Все выпуски  

уроки и методика преподавания информатики для учителей www.thl.narod.ru


ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ Алгоритмические действия над исходными данными и рабочими объектами языка, необходимые для решения поставленной задачи описываются при помощи операторов Турбо Паскаля. Операторы разделяются точкой с запятой, их последовательность и составляет тело программы. Наиболее простой случай представляют собой линейные алгоритмы. При выполнении линейных участков алгоритма операторы выполняются последовательно друг за другом в том порядке, в котором они перечислены в программе. При этом могут использоваться операторы присваивания, операции ввода и вывода. ПУСТОЙ И СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОРЫ В программе может применяться пустой оператор, не выполняющий никакого действия. Он представляет собой точку с запятой. Составным оператором считается последовательность произвольных операторов, заключенная в операторные скобки - зарезервированные слова begin ... end. Допускается произвольная глубина вложенности составных операторов. Составной оператор применяется там, где по синтаксическим правилам языка может стоять только один оператор, а нам надо выполнить несколько действий. В этом случае набор необходимых команд должен быть оформлен как составной оператор. По сути, все тело программы представляет собой один составной оператор. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ Оператор присваивания используется для задания значения переменных и имеет следующий синтаксис: имя_переменной := выражение; Вычисляется выражение, стоящее в правой части оператора, после чего его значение записывается в переменную, имя которой стоит слева. Тип выражения и тип переменной должны быть совместимы, т.е. множество допустимых значений для типа выражения содержится во множестве допустимых значений для типа переменной. ПРОСТЕЙШИЙ ВВОД И ВЫВОД Рассмотрим простейшие процедуры ввода и вывода. По умолчанию ввод осуществляется с клавиатуры, а вывод на экран. К операторам ввода относятся: Read(<список переменных через запятую>); Readln(<список переменных>); Readln; Второй отличается от первого тем, что после ввода переводит курсор на новую строку, точнее, в конце своей работы считывает с клавиатуры код клавиши . Третий оператор используется для организации паузы - выполнение программы продолжится, как правило, только после нажатия на клавиатуре клавиши . К операторам вывода относятся: Write(<список вывода>); Writeln(<список вывода>); Writeln; В списке вывода кроме имен переменных можно писать строковые константы (последовательность символов в апострофах) и даже выражения (выводятся их значения). Второй оператор отличается от первого тем, что после вывода переводит курсор на новую строку. Третий оператор просто переводит курсор на новую строку. Существует так называемый форматированный вывод. Можно задать количество позиций, отводимых под число. Для целых - после выражения или переменной через двоеточие указывается меньше какого количества позиций не может быть выделено значению. Для вещественных - дополнительно через двоеточие можно указать количество цифр в дробной части. При этом происходит округление в ближнюю сторону. ПРИМЕР: Простые вычисления. program vvod_vyvod; const n=1.5; var y1,y2:real; x:byte; begin writeln('Введите натуральное число <= 255'); readln(x); y1:=cos(n); y2:=cos(x); write('Зачем-то посчитали: '); writeln('n=',n,' y1=',y1:7:4, cos(Pi/2):8:4); {напечатается Зачем-то посчитали: n= 1.50000000000000E+0000 y1= 0.0707 1.0000} writeln('x=',x:3,' y2=',y2:7:4); end.

В избранное