Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Радислав Гандапас

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом

  написать автору | новости | статьи | календарь тренингов | архив | отзывы | клиенты


СТРАСТИ ПО СТРАСТЯМ
Забавно товарищи, но факт остается фактом. По прошлому выпуску я получил немало отзывов, но большинство из них были по моему опусу «Страсти-мордасти», посвященному фильму «Страсти Христовы». Несмотря на то, что эта часть с темой рассылки мало связана. Вывод – вызывает больший интерес то, что цепляет эмоции. Впрочем, это далеко не открытие. Хоть много дней уже прошло, а страсти в моей душе все не улягутся. В прошлом выпуске я еще не все написал, что думал об этом фильме.

Отдельной оды заслуживает переводчик. Это ж надо, подобрать для перевода фильма по Евангельскому сюжету человека, не читавшего Евангелия! Христа он постоянно называет королем Иудейским, а не царем. Вбегающий к Понтию Пилату солдат кричит: «У нас проблемы, сэр!». Если бы фильм был советским, наверное, нужно было бы сказать: «У нас проблемы, товарищ командир!». Дева Мария следует за Христом. Время от времени кто-нибудь спрашивает, о ней. И кто-нибудь отвечает: «Это мать Галилея». Какого Галилея?! Галилео Галилея?!!! И почему мать Галилео Галилея целует ноги Иисуса со словами: «Сын мой!». Обозналась, старушка, сослепу? Христа по месту регистрации называют в Библии несколько раз Галилеянином. Но переводчик этого не знал. Так и появился в фильме еще один герой – Галилей. Переводу этого фильма следовало бы посвятить целую книгу, но много чести будет.

Люди, читайте первоисточники! Ведь не зная Евангельской истории невозможно понять во всей полноте литературу христианской Европы, и тем более, русскую литературу. Не будут поняты без этого Толстой и Достоевский, Чехов и Гоголь. И даже литература советского периода. У нас ведь и атеизм христианский! Половина шуток Ильфа и Петрова содержат аллюзии на евангельские тексты. И отец Федор с колбасой на скале, и «Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень», и так далее. Вчитайтесь в «Золотой ключик». И тут мы видим хоть и карикатуру, но карикатуру на историю Христа. Без этого понимания Буратино воспринимается плоско. Судите сами. Отец главного героя плотник, как у Христа. Христос уводит людей из мира, а Буратино из театра. Сподвижники и у того и другого – мужчины, кроме одной женщины. Мальвины - Магдалины. Которая, кстати, стремиться к близости с героем, но отвергается им. Искушает Христа Вельзевул богатствами мира сего в пустыне, а Буратино Базилио богатствами в поле (чудес). В воде оба не тонут. Наказание почти одинаковое. Одного прибили гвоздями к кресту, другого повесили на гвоздь. Да и Карабас-Барабас – имя непростое. По-латыни, имя Варравы – косвенной причины смерти Христа – именно Barabas. Вот так-то! Я уже молчу о пионере Фоме и проч. и проч. и проч…

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
В прошлом выпуске мы говорили о важности дисбаланса брать-давать в имидже харизматика в сторону давать. Сейчас, когда я сижу у компьютера, Людмила Гурченко пытается выиграть BMW в очередной телевизионной лотерее. Увидеть Гурченко в этой машине и ничего страшного не произойдет. Как не вредит харизматику сам лимузин. Вредит его отношение к лимузину. Вредит имиджу Гурченко не сама машина, а то, как старательно она отгадывает цифры и буквы. Но как быть? А, например, как зачастую и бывает, еще до начала игры заявить о том, что в случае победы выигрыш будет передан детскому дому, например. Машину можно и выиграть и проиграть, но имидж выиграет в любом случае.

Есть в Одессе такой мануальный терапевт. Александр Александрович Унанов. О нем ходят легенды. Будто он за несколько сеансов поднимает на ноги приговоренных больных. Понятно, что к нему не ослабевает поток пациентов. Но на коммерческих условиях он принимает всего два-три раза в неделю. И не в своем особняке, или собственном медицинском центре, а в обычной, хоть и в двух шагах от Дерибасовской, но самой простой районной поликлинике. В остальные дни и часы работает с поликлиническими больными по направлению. Бесплатно, разумеется. Но даже в те дни, которые ему выделило начальство для приема посетителей «с улицы», нет никаких касс, прайсов и тому подобного. Заходят все в порядке живой очереди и после лечебного сеанса хочется задать вопрос «Сколько?». Доктор никогда не отвечает на него. Знаком он показывает – «Сколько сами решите». Кто-то копеечку положит, кто-то несколько тысяч. Не вредит имиджу доктора то, что доход его побольше будет, чем у руководителей многих бизнес-структур. Повредило бы отношение к этому доходу. Имидж!

Страшное явление – участник тренинга, в котором его поразила сама личность тренера, уйдя, было, - возвращается, чтобы задать тренеру последний вопрос. И застает сцену, как тренер получает гонорар от организаторов и пересчитывает его. Участник понимает, что вопросов у него больше нет, а личность тренера, только что так восхищавшая его, уже не привлекает и не интересует. Но почему? Понятно ведь, что тренер, как и все, работает за деньги. А вот чего глаза не видят, то сердце не тревожит. Будьте осмотрительны, предъявляя те или иные стороны вашей жизни. Все они формируют систему мнений, представлений и заблуждений о вас, которые в совокупности и составляют Имидж.

В нескольких городах оппозиция использовала один и тот же прием в точности. Когда в городе начинались работы по укладке тротуаров специальной плиткой, распространялся слух, что завод по производству тротуарной плитки принадлежит мэру (или его зятю, например). И камешек с чаши «давать» красиво перелетал на чашу «брать».

Во время первой масштабной кампании «Украина без Кучмы» велась мощная пиар-работа. В результате которой вполне здоровые и умные люди в Киеве на вопрос, а чем Кучма не угодил Украине, отвечали, в частности, что он построил себе в каждом городе по дворцу. Зачем Леониду Кучме дворец в Черновцах или даже в Донецке – понять никак нельзя. Ну да это ладно. Мне захотелось, чтобы мне показали хоть один дворец Кучмы. Или дали адрес. Или карту с отмеченной точкой – хочу увидеть своими глазами. Ан нет такой карты, нет такого адреса. В отчаянии меня повели на Андреевский спуск и показали дом, в котором боковая стена глухая, и лишь на четвертом этаже есть одно окно. Меня это не удивило. Подобных домов я видел немало. Однако это непростое окно, как оказалось. Мне пояснили, что квартира принадлежала Кучме, а окно повелела прорубить его жена, чтобы было видно Андреевскую церковь. Не знаю, действительно ли так набожна жена Леонида Даниловича. Но нас интересует не это, а прием, которому тысячи лет. Нам предъявляют объект и историю с ним связанную. Поскольку объект мы видим своими глазами, история воспринимается как истинная. Таких примеров вы сейчас и сами вспомните немало – святые мощи, гвоздь с креста Спасителя, ручка, которой был подписан тот самый договор и так далее. Хочется особо отметить – этот прием используется как для подтверждения вымышленных историй, так и для истинных.

Дело обстоит даже тоньше, чем можно предположить. Немаленький камень может положить на чашу «Брать» излишняя забота о своей внешности. Не просто хороший внешний вид, а именно явная забота. Бывает достаточно показать, как герою делают педикюр и нарождающейся харизме привет. Мы часто видим этот прием в действии в голливудских фильмах.

Мы уже обсуждали с вами, в каких структурах чаще встречаются Харизматические лидеры. И тут мы видим аскетизм, возведенный в культ. В церкви монашествующим священникам вообще не может принадлежать никакая собственность и одеваться они в миру обязаны скромно. Обязаны, но не все скромно одеваются и скромно живут. Это другая тема. В армии все одеваются одинаково и в казенное. И украшения запрещены, даже обручальные кольца. Почти монашество. А во время войны или учений, офицеры надевают полевую форму, которая делает даже воинские звания почти неразличимыми. Аскеза! Даже в криминале понятия предписывают вору в законе жизнь скромную. Помните, как в «Антикиллере»: «Вор в роскоши жить не должен». Несколько иначе обстоят дела в сетевых структурах. Тут мы видим лидеров, которые даже в будний день увешаны украшениями, как елки новогодние. Предъявляются меха и автомобили. Да и доходы предъявляются. С четырьмя нулями и больше. И неудивительно. Ведь один из ключевых моментов мотивации в этих структурах – хочешь жить богато, как я, - делай, как я. Пройди мой путь и достигни. Если жить аскетом, вряд ли кого удастся привлечь такой перспективой. Но повторю еще раз. Дело не в доходах и расходах, а в балансе между стяжательскими целями и миссией. А в МЛМ с миссией всей организации и ее лидеров все настолько в порядке, что можно себе даже пароходы покупать. Большинство товаров, распространяемых этими организациями, направлены на укрепление здоровья и красоты. Что может быть святее этой миссии? Даже простые кастрюли, пылесосы и бокалы для вина умудряются предлагать, как целительную святую воду!

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ МИФ
Как мы с вами уже говорили, харизма характеризуется способностью увлекать за собой (в том числе в зону дискомфорта) и представляет собой сумму имиджевых, психологических и коммуникативных составляющих. Они неразрывно связаны между собой и провести грань между ними довольно сложно. В первых выпусках мы будем обсуждать преимущественно имиджевые параметры. И начнем с харизматического мифа, который является основой харизматического имиджа. Выражение «Харизматический миф» придумано мной и не является повсеместно принятым научным термином. Не ищите. А означает оно набор фактов биографии, которые позволяют массам идентифицировать лидера, как харизматического. При наложении биографий лидеров, вошедших в историю с оценкой «безусловно харизматический» мы видим совпадение нескольких фактов, проявленных в разной степени. Конечно, наличие того или иного факта не тождественно харизме. Но я предрекаю вопросы: «Вы говорите, что один из пунктов Харизматического мифа – рождение на другой территории. Так что, если я родился в Воронеже, а живу в Рязани, то я – харизматик?!!». И будет их немало. Харизматический миф работает тем более эффективно, чем больше пунктов его задействовано.

Почему мы говорим о мифе, а не о биографии. Потому, что персоны, вызвавшие интерес масс уже не имеют для масс биографии. Она является только основой для создания в массах мифа – истории, имеющей в качестве опоры реальные истории, но мистифицированные, драматизированные, дополненные вымыслом. В какой то момент носитель мифа отделяется от своего мифа и они существуют отдельно. Образ его идеализируется, приукрашивается. И может очень отличаться от оригинала. Миф интереснее биографии, он похож на сказку, вызывает эмоции. Биография скучна и однообразна. Мифы нам интереснее. И это касается не только публичных людей. Даже сами о себе мы рассказываем мифы, в которые искренне верим. Если нас просят рассказать о нашем детстве, нашем дедушке, или о том, как мы служили в армии – мы расскажем мифы, а не реальные истории. При этом мы искренне верим в то, что говорим. Цепь случайных, но чудесных встреч в очень необычными людьми, цепь судьбоносных событий, необычайные сила и красота и все такое… Посягательство на миф всегда очень болезненно для транслятора, ибо чем миф круче, тем значительнее тот, кто к нему имеет отношение, то есть – рассказчик. Так что можете быть спокойны, если вам удастся заронить в головы людей рифообразующие факты, они будут самостоятельно их дорабатывать, додумывать, драматизировать подобно тому, как моллюск наворачивает перламутр на песчинку, из которой потом получается жемчужина. И не только дорабатывать, но и активно транслировать. И защищать.

Мифы даже вытесняют факты. Мифы интереснее, кинематографичнее, более соответствуют идеальной, поэтичной жизни, чем прозаические факты. Они укореняются и живут в поколениях. Немало существует версий гибели Чапаева. Но спроси любого, и нам ответят, что Чапаев утонул в реке Урал, греб одной рукой и кричал обстреливающему его врагу: «Врешь, не возьмешь!». Это красиво. Но это миф. Мы не хотим знать, что Чапаев умер на берегу от ран. А через реку его переправили солдаты на фрагменте забора. Да и река Урал, на самом деле узенькая, совсем непохожая на Волгу, в которой и снимали памятные кадры.

В Одессе стоит памятник мифотворчеству. Кто бывал на Екатерининской площади, видел памятник участникам восстания на броненосце «Потемкин». Несколько фигур застыли в нелепых, необъяснимых позах. Гид объяснит, что автор памятника изобразил сцену расстрела мятежников. Их накрыли брезентом и расстреляли, и мы видим фигуры людей, раздвигающих руками брезент и корчащихся в темноте от ран. Это миф, товарищи. И породил этот миф Эйзенштейн. Когда он готовил фильм «Броненосец Потемкин», пригласили консультантов – свидетелей этих событий. Один из свидетелей увлеченно рассказывал о сцене расстрела: «И вот капитан скомандовал: «Брезент на палубу!». И так далее. Консультант не упомянул, зачем брезент. А Эйзенштейн не переспросил. В его творческом мозгу возникла зловещая, страшная, необъяснимая картина: восставших накрывают брезентом и стреляют в них из трехлинеек. Именно так и выглядела сцена в фильмах. Именно так ее пересказывали учителя на уроках истории. И никто не задается вопросом: зачем? Зачем накрывать людей брезентом для расстрела? Пули будут рикошетить, еще своих можно перебить. Невозможно убедиться, все ли умерли. Да и еще массу сложностей создает этот брезент. Могу представить себе, как выпучил глаза тот самый консультант, когда увидел сцену в фильме. Брезент-то был нужен, чтобы постелить его под расстреливаемыми, дабы кровь предателей не осквернила священное место – палубу.

Мифы о революции и крейсере «Аврора», об американцах на Луне, о Че Геваре будут жить, и обрастать новыми необъяснимыми и чудесными подробностями. 11 сентября уже миф, впрочем, события были мифообразующими. И президент стал частью этого мифа, а не причиной трагедии. И будут его избирать до последней возможности. Я уже молчу о Чеченской войне.

Итак, в следующем выпуске мы рассмотрим первый пункт Харизматического мифа, а пока набирайтесь сил.

Ваш Радислав Гандапас
www.radislavgandapas.com




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.harizma
Отписаться

В избранное