Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих абитуриентов



 

 

http://www.lychik.ru/images/spacer.gif

 

Образовательный центр «ЛУЧиК»

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

http://www.lychik.ru/images/spacer.gif

http://www.lychik.ru/images/spacer.gif

 

http://www.lychik.ru/images/spacer.gif

 

Родителям будущих абитуриентов

 

Советы старшеклассникам при подготовки к ГИА и ЕГЭ

Любые предстоящие испытания у всех людей, не только у школьников, всегда вызывают чувство некоторой нервозности. Часто оно сопровождается ощущением неуверенности в себе, а иногда даже паникой. «Я ничего не могу, ничего не знаю, у меня ничего не получится!» - это широко распространенные предэкзаменационные реакции. Однако, кто-то даже при демонстрации таких настроений способен продолжать учиться и активно готовиться к экзамену, а для других стресс оказывается запредельным, и они на самом деле теряют веру в себя и перестают прикладывать усилия, необходимые для успеха. 

 Начнём с того, что, как правило, родители переживают за сдачу экзаменов больше, чем сами школьники. Им кажется, что ученик 9 и особенно 11 класса должен на весь год забыть все на свете кроме подготовки к экзамену. Понятно также, что ни один нормальный человек этого сделать не может, да и не захочет. Как выйти из этой ситуации?

 Многие старшеклассники выбирают такой путь: в школе они больше всего заняты общением друг с другом, а учебой только в той мере, в какой заставляют учителя. Подготовкой же к экзаменам да и просто приготовлением уроков стремятся заняться дома. Выигрыш двойной: в школе отдохнули, особенно во время домашнего задания, а дома родители воочию видят, что дети прилагают сверхусилия (до часу ночи, например) в учебной работе. Самый большой минус такого выхода в том, что здесь наблюдается регрессия личности на предыдущий уровень (примерно 11-13 лет), и возникает некоторая неискренность в отношениях с родителями. Этот путь приносит временное облегчение, но не может рассматриваться как успешная стратегия. Здесь нет самостоятельной постановки целей и ответственности за ее достижение, а есть лишь формальное выполнение внешних требований. В дальнейшем привычка к такому приспособительному поведению будет затруднять самоопределение человека. Может случиться так, что «нормально» пройдя таким образом 9 и 10 класс, учащийся окажется не готов к самоподготовке в 11 классе. 

Другой путь связан с осознанием необходимости усиленной работы (обычно в 11 классе) и искреннего желания сделать ее как можно лучше. Но при этом зачастую отсутствуют навыки самоорганизации. Получается, что не умея ставить цель «освоить, узнать, научиться», подросток стремится выполнить все требования опять же со стороны формы, т.е. «пересказать параграф по истории», «решить несколько задач по алгебре или химии» и т.п., не задумываясь о том, для чего это надо. Подросток не анализирует текст параграфа, не пытается обобщить способ решения задач, но реально устает от выполнения домашних заданий, которые в таком варианте не повышают его компетентности и уровня готовности к экзамену.

Самый продуктивный путь состоит в рефлексии своих собственных целей и задач. Что значит «подготовиться к экзамену»? Запастись шпаргалками?  Отработать до автоматизма решение ограниченного круга задач, которые обязательно будут в ЕГЭ, обеспечив себе тем самым «проходной балл»?  Или провести некую «инвентаризацию» собственных знаний и умений и попытаться в оставшееся время восполнить недостающие?  Последнее, конечно, является самым трудным и затратным, самым перспективным. При этом подросток не должен оставаться один на один с собой «инвентаризируя» собственные знания и способности. Он всегда может обратиться и к своим школьным учителям, и к другим  преподавателям, психологам, родителям. Ведь для решения столь сложных задач всегда желателен диалог, но только человек с очень развитой рефлексией может провести этот диалог внутренне, сам с собой. Большинству из нас нужна в этом внешняя помощь и поддержка. Не надо стесняться обратиться за ней. Ведь обращение за помощью в решении самостоятельно поставленных смысловых (рефлексивных) задач и есть показатель именно взрослости, т.е. зрелого отношения к жизни.

Дорогие школьники! Не замыкайтесь в себе, делитесь своими переживаниями со сверстниками и взрослыми. Постарайтесь отнестись к тому, что с Вами происходит спокойно и объективно. 

Да стресс, да очень тяжело и физически и морально, но жизнь без стрессов не бывает. Стресс при всех его негативных сторонах (отрицательных эмоциональных переживаниях и т.п.) заставляет нас мобилизоваться, настраивает на достижение поставленной цели. Если Вы не будете испытывать стресса, т.е. будете абсолютно спокойны и невозмутимы, Вам вряд ли удастся проявить свои знания и навыки в полной мере. Поэтому совет первый: волнуйтесь на здоровье — это полезно, так как заставляет Вас активизировать все силы и работать. Но именно работать, поскольку когда Вы заняты делом, у вас нет времени на пустые переживания и нервотрепку. Те, кто уже сдавал экзамены, на собственном опыте поняли, что нервничаешь только перед экзаменом, а в ходе его переживать уже некогда.

 Совет второй: прислушивайтесь к своему организму. Во-первых, он Вам не враг; во-вторых, он Вам еще в жизни пригодится, не стоит его уничтожать. Что я имею в виду? Только то, что явные признаки сверхусталости или болезни не должны оставаться без внимания. Следите за своим здоровьем! Иногда лучше лечь поспать с недоделанными уроками, чем остаться их доучивать и заснуть за столом. Эффекта от такой «учебы» не будет никакого, кроме головной боли и вялости на весь следующий день. Постарайтесь себя «не загнать». 

 Третий совет относится только к выпускникам. Да, успех или неудача на ЕГЭ сильно повлияет на вашу дальнейшую жизнь, но полученные баллы никогда не смогут определить всю вашу дальнейшую судьбу. Об этом стоит всегда помнить! Все в Ваших руках. Если не верите, попробуйте представить, что Вы уже «провалили» ЕГЭ и не поступили в желанный ВУЗ. Разработайте хоть какой-нибудь план действий на этот случай. Подумайте, где и кем Вы хотели бы поработать, чему посвятить свободное время (до начала подготовки к повторной сдаче). Поверьте, во всем есть свои плюсы. Очень может быть, например, что за год «передышки» после школы Вы поменяете свое решение и станете поступать в другой вуз. Ведь это же лучше, чем поступить сразу в тот, что был выбран зачастую не совсем зрелым (самостоятельным) образом, разочароваться, но не найдя в себе сил расстаться с достигнутым,  затем всю жизнь мучиться с нелюбимой специальностью или в более старшем возрасте начинать все заново.

 Кроме того, если Вы уверены в своем выборе, то наверняка есть и другой путь получения избранной специальности; т.е. свет клином не сошелся на известных Вам ВУЗах.

 Сдача экзаменов — это, несомненно, очень важный и ответственный этап в жизни каждого, но лишь один этап. Жизнь гораздо длиннее, разнообразнее и значительнее, чем школьный экзамен. Сосредотачиваясь на сдаче ЕГЭ и ГИА, не забывайте об этом. 

 Успехов в жизненных испытаниях!



Психолог школы «ЛУЧиК» Калинова О.В. 


 

 

 

 

Частный детский сад «ЛУЧиК» и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.1,

тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00.

Частный детский сад «ЛУЧиК»:

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа «ЛУЧиК» и Центр развития личности «ЛУЧиК»:

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: (495)611-52-11, (495)611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: 
lychik@lychik.ru

 

 

 

 


В избранное