Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих абитуриентов.


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Родителям будущих абитуриентов

Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ.


Единый Государственный Экзамен на сегодняшний день  -  это достаточно сложное по форме и по содержанию испытание, которое все ещё не сделалось привычным. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно простого знания предмета и знакомства с процедурой проведения экзамена. Для того чтобы достичь успеха, необходимы определенные психологические качества, а также умение справляться с определенными субъективными сложностями в процессе сдачи экзамена. В результате, некоторые дети – обладатели «выгодных» черт характера – оказываются в преимуществе перед другими.

Наиболее выигрышными в этой ситуации являются способность к устойчивой концентрации внимания, способность уделять внимание деталям, умение планировать работу во времени и высокая переключаемость. Также преимуществом будут обладать ученики с высокой устойчивостью к стрессу и способностью быстро принимать адекватные решения в ситуации неопределенности. Очень пригодится умение поддерживать ровный темп и интенсивность работы в течение достаточно долгого времени, способность справляться с негативными эмоциями и выдерживать длительное напряжение. Все эти качества увеличивают шансы быть успешным на ЕГЭ.

Некоторые из особенностей характера и мыслительной деятельности, напротив, являются неудачными: повышенная утомляемость, склонность долго размышлять над проблемой, высокая тревога, неумение переключаться, недостаток аналитических способностей. Также плохую службу может сослужить склонность рассматривать сложные проблемы многогранно и неоднозначно – это затрудняет выбор ответов, лишает ответ необходимой четкости.

К сожалению, большая часть перечисленных качеств является достаточно стабильной,   это достаточно трудно – изменить черту характера или, например, комфортный темп работы. Вдобавок, те черты, которые во время экзамена могут стать помехой, в обычной жизни часто являются полезными и адаптивными.

Выход из положения заключается в формировании особенной индивидуальной стратегии поведения. Зная свои слабости, ученик может заранее предусмотреть их и постараться скомпенсировать, уравновесить их при помощи сильных сторон. Например, медленный темп работы хорошо компенсируется умением четко планировать и реализовывать план или поддерживать достаточно стабильный высокий уровень концентрации. Недостаточная концентрация компенсируется дополнительными актами проверки работы по заранее приготовленной схеме и т.д. Ситуация облегчается тем, что чаще всего к любому недостатку природа сама прилагает уравновешивающие качества, их просто нужно найти. В этом поиске могут помогать ученикам как родители, так и специалисты – педагоги и психологи.  

Следует также уделить внимание эмоциональной подготовке к экзамену.  Экзаменационный стресс, как правило, сам по себе активирует тревогу, создает помехи мышлению. А в данном случае, обычные сложности экзаменационного испытания дополняются формой, требующей повышенной внимательности и концентрации, что, конечно, особенно трудно в стрессовой ситуации. Не последнюю роль играет то, что родители школьников не могут поделиться с ними собственным опытом – привычная старшему поколению форма экзамена имеет мало общего с тем, что предстоит выпускникам. Из-за этого часто родители усиливают эмоции ребенка собственной тревогой. А поскольку система ЕГЭ ещё не устоялась окончательно, и каждый год происходят определенные изменения, этот экзамен превращается в нешуточное испытание для нервной системы.

Для того чтобы поддерживать максимальное эмоциональное благополучие, необходимо соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, при подготовке следует распределять силы продуманно, избегая перегрузок. Не следует работать на износ, не останется сил и энтузиазма для того, чтобы выкладываться на самом экзамене. Часто ученики готовятся с перенапряжением сил оттого, что материал им кажется неподъемным, они боятся, что не справятся с объемом работы. Тут поможет составление плана подготовки, и в этот момент часто неоценимой бывает помощь родителей: детям бывает трудно самим дойти до такой мысли. А при наличии плана видно, что повторить необходимый материал реально и времени для этого достаточно, нужно только четко придерживаться обозначенного распорядка.

Во-вторых, родителям на этот период стоит снизить критику, особенно в адрес ответственных и тревожных детей. Это в какой-то степени верно даже для тех, кто привык слишком спокойно относиться к своим учебным достижениям. Если ваш ребенок не научился упорно трудиться в течение всех школьных лет, то перед ЕГЭ уже поздновато наверстывать упущенное.  А вот вызвать протест и острую эмоциональную реакцию проще простого. Это, конечно, не значит, что можно предоставить вашего ребенка самому себе и позволять ему расслабляться в ожидании неизбежного провала. Просто старайтесь не выражать своего недовольства действиями ребенка в тех случаях, когда этого можно избежать – это определенно как снизит количество конфликтов, так и уменьшит ощущение беспомощности или неудачливости. Для поддержания уверенности в себе будет полезна похвала. Правда, здесь важно отмечать только действительные достижения, чтобы не создавать у ребенка ложного чувства, будто бы все «и так сойдет».

В периоды отдыха полезно будет создавать позитивный эмоциональный фон приятными сюрпризами, помогать отвлечься и расслабиться. Полноценный отдых время от времени – самое хорошее подспорье в работе. А если вы иногда сами будете делить досуг с вашим выпускником, то ему ещё проще будет чувствовать  рядом с собой крепкое плечо близкого человека. А это – самая прекрасная поддержка.

 

Психолог школы «Лучик»

Анна Борисовна Владимирская.

 


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9,

тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00.

Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,

тел.: 920-82-07.

г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2

Запись по телефонам: 8-495-581-01-22, 8-925-031-83-02.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru, 

 

 

 

 

 

 


В избранное