Единый
Государственный Экзамен на сегодняшний день-это достаточно сложное по
форме и по содержанию испытание, которое все ещё не сделалось привычным.
Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно
простого знания предмета и знакомства с процедурой проведения экзамена. Для
того чтобы достичь успеха, необходимы определенные психологические
качества, а также умение справляться с определенными субъективными
сложностями в процессе сдачи экзамена. В результате, некоторые дети –
обладатели «выгодных» черт характера – оказываются в преимуществе перед
другими.
Наиболее
выигрышными в этой ситуации являются способность к устойчивой концентрации
внимания, способность уделять внимание деталям, умение планировать работу
во времени и высокая переключаемость. Также преимуществом будут обладать
ученики с высокой устойчивостью к стрессу и способностью быстро принимать
адекватные решения в ситуации неопределенности. Очень пригодится умение
поддерживать ровный темп и интенсивность работы в течение достаточно
долгого времени, способность справляться с негативными эмоциями и
выдерживать длительное напряжение. Все эти качества увеличивают шансы быть
успешным на ЕГЭ.
Некоторые
из особенностей характера и мыслительной деятельности, напротив, являются
неудачными: повышенная утомляемость, склонность долго размышлять над
проблемой, высокая тревога, неумение переключаться, недостаток
аналитических способностей. Также плохую службу может сослужить склонность
рассматривать сложные проблемы многогранно и неоднозначно – это затрудняет
выбор ответов, лишает ответ необходимой четкости.
К
сожалению, большая часть перечисленных качеств является достаточно
стабильной,это достаточно трудно –
изменить черту характера или, например, комфортный темп работы. Вдобавок,
те черты, которые во время экзамена могут стать помехой, в обычной жизни
часто являются полезными и адаптивными.
Выход
из положения заключается в формировании особенной индивидуальной стратегии
поведения. Зная свои слабости, ученик может заранее предусмотреть их и
постараться скомпенсировать, уравновесить их при помощи сильных сторон.
Например, медленный темп работы хорошо компенсируется умением четко
планировать и реализовывать план или поддерживать достаточно стабильный
высокий уровень концентрации. Недостаточная концентрация компенсируется
дополнительными актами проверки работы по заранее приготовленной схеме и
т.д. Ситуация облегчается тем, что чаще всего к любому недостатку природа
сама прилагает уравновешивающие качества, их просто нужно найти. В этом
поиске могут помогать ученикам как родители, так и специалисты – педагоги и
психологи.
Следует
также уделить внимание эмоциональной подготовке к экзамену.Экзаменационный стресс, как правило, сам
по себе активирует тревогу, создает помехи мышлению. А в данном случае,
обычные сложности экзаменационного испытания дополняются формой, требующей
повышенной внимательности и концентрации, что, конечно, особенно трудно в
стрессовой ситуации. Не последнюю роль играет то, что родители школьников
не могут поделиться с ними собственным опытом – привычная старшему поколению
форма экзамена имеет мало общего с тем, что предстоит выпускникам. Из-за
этого часто родители усиливают эмоции ребенка собственной тревогой. А
поскольку система ЕГЭ ещё не устоялась окончательно, и каждый год
происходят определенные изменения, этот экзамен превращается в нешуточное
испытание для нервной системы.
Для
того чтобы поддерживать максимальное эмоциональное благополучие, необходимо
соблюдать несколько простых правил.
Во-первых,
при подготовке следует распределять силы продуманно, избегая перегрузок. Не
следует работать на износ, не останется сил и энтузиазма для того, чтобы
выкладываться на самом экзамене. Часто ученики готовятся с перенапряжением
сил оттого, что материал им кажется неподъемным, они боятся, что не
справятся с объемом работы. Тут поможет составление плана подготовки, и в
этот момент часто неоценимой бывает помощь родителей: детям бывает трудно
самим дойти до такой мысли. А при наличии плана видно, что повторить
необходимый материал реально и времени для этого достаточно, нужно только
четко придерживаться обозначенного распорядка.
Во-вторых,
родителям на этот период стоит снизить критику, особенно в адрес
ответственных и тревожных детей. Это в какой-то степени верно даже для тех,
кто привык слишком спокойно относиться к своим учебным достижениям. Если
ваш ребенок не научился упорно трудиться в течение всех школьных лет, то
перед ЕГЭ уже поздновато наверстывать упущенное.А вот вызвать протест и острую
эмоциональную реакцию проще простого. Это, конечно, не значит, что можно
предоставить вашего ребенка самому себе и позволять ему расслабляться в
ожидании неизбежного провала. Просто старайтесь не выражать своего
недовольства действиями ребенка в тех случаях, когда этого можно избежать –
это определенно как снизит количество конфликтов, так и уменьшит ощущение
беспомощности или неудачливости. Для поддержания уверенности в себе будет
полезна похвала. Правда, здесь важно отмечать только действительные
достижения, чтобы не создавать у ребенка ложного чувства, будто бы все «и
так сойдет».
В
периоды отдыха полезно будет создавать позитивный эмоциональный фон
приятными сюрпризами, помогать отвлечься и расслабиться. Полноценный отдых
время от времени – самое хорошее подспорье в работе. А если вы иногда сами
будете делить досуг с вашим выпускником, то ему ещё проще будет
чувствоватьрядом с собой крепкое
плечо близкого человека. А это – самая прекрасная поддержка.
Психолог
школы «Лучик»
Анна Борисовна Владимирская.
Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития"ЛУЧиК":
г. Москва,
ул. Алабяна, д.12, корп.9,
тел.:(499) 198-62-23, (499) 198-37-00.
Центр раннего
развития"ЛУЧиК":
г.
Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,
тел.:920-82-07.
г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2
Запись по телефонам: 8-495-581-01-22, 8-925-031-83-02.
Частный детский сад "ЛУЧиК":
г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.
Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности
"ЛУЧиК":
Москва, ул. Вучетича, д. 7а,
тел.:
611-52-11, 611-08-35.
Подробная информация для школьников и родителей - на сайтеwww.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: lychik@lychik.ru,