В данной статье мы
предлагаем информацию, касающуюся
психологической подготовки учащихся к сдаче экзаменов.
Для учеников средней и
старшей школы, в том числе и
абитуриентов, наряду с объективной значимостью выпускных и
вступительных
экзаменов ярко выражена и субъективная значимость данного
«испытания».
Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит,
вместе с
тем, соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не
только
повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более
успешно
вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию
навыков
мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации,
овладевать собственными эмоциями и т.п. Формирование подобных
психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам
старших
классов.
Основная часть
психологической подготовки школьников к
сдаче экзаменов проводится не прямо накануне выпускных экзаменов, а
значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче
каких-нибудь
зачетов, при написании контрольных и в других случаях, не столь
эмоционально напряженных, как собственно выпускные экзамены. Однако
отдельные полезные советы можно давать накануне или даже
непосредственно
перед экзаменационным испытанием.
Обсуждая вопрос о
психологическом оснащении процесса
сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа:
∙ подготовка к экзамену,
изучение учебного материала
перед экзаменом;
∙ поведение накануне
экзамена;
∙ поведение во время
экзамена.
Подготовка
к
экзамену.
а) Прежде чем начать
подготовку к экзаменам следует
оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно
расположить
нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Психологи
считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и
фиолетовый
цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо
переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то
картинки
в таких тонах.
б) Приступая к подготовке к
экзаменам, полезно
составить план. Для начала хорошо определить, кто вы – «сова» или
«жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние
или,
напротив, вечерние часы.
Составляя план на каждый
день подготовки, необходимо
четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще:
«Немного
позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно
разделы,
какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока не устал, пока
свежая
голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете
хуже
всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего
«не
идет». Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать,
напротив, с
того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего
интересен
и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и дело пойдет.
Обязательно следует
чередовать работу и отдых, скажем,
40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время
перекусить,
вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Готовясь к экзамену, не
надо стремиться к тому, чтобы
прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять
материал по
вопросам. Прочитав вопрос, сначала вспомните и обязательно кратко
запишите
все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по
учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки, главы или
параграфы
учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат,
основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите
учебник,
выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня
подготовки следует проверить, как
вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов,
которые
были проработаны в этот день.
Желаем успехов! В
следующий раз мы поговорим о
поведении накануне и во время экзамена и о том, как поступать в
сложных
ситуациях.
Статью подготовила
методист
школы «ЛУЧиК» Мазурина М.В.
Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр
раннего развития"ЛУЧиК":
г.
Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9,
тел.:(499) 198-62-23, (499) 198-37-00.
Центр раннего
развития"ЛУЧиК":
г.
Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,
тел.:920-82-07.
г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2
Запись по телефонам: 8-495-581-01-22,
8-925-031-83-02.
Частный детский сад
"ЛУЧиК":
г. Москва, ул.
Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.
Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития
личности
"ЛУЧиК":
Москва, ул. Вучетича, д. 7а,
тел.:
611-52-11, 611-08-35.
Подробная информация
для школьников и родителей - на сайтеwww.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: lychik@lychik.ru,