Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих абитуриентов Технология написания вступительного сочинения


   

 

Тематические статьи

  www.lychik.ru
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Родителям будущих абитуриентов

Технология написания вступительного сочинения

Здравствуйте, будущие абитуриенты! В этой статье речь пойдет о вступительном сочинении, которое несколько отличается от того, что вы привыкли писать в школе.
Эти отличия следующие: меньший объем и меньшее количество времени (дается 3, максимум 4 часа); запрет на использование на экзамене вспомогательных текстов и литературных первоисточников; больший акцент на русский язык (вступительное сочинение в негуманитарных вузах считается экзаменом по русскому языку, литература - это скорее способ проверить ваше умение рассуждать и выражать свои мысли); обычно ставится только одна оценка или "зачет/незачет".
Я расскажу вам об основных этапах написания вступительного сочинения. Представьте себе, что вы на вступительном экзамене.
Итак, этот момент настал. На доске - темы, перед вами чистые листы бумаги, в груди волнение, в ушах шум, в голове каша и т.д. Первое, с чем вам предстоит справиться, - ваше собственное состояние. Во время обычного разговора мы тоже часто испытываем волнение, но нам приходится вступать в диалог, присматриваться к своему собеседнику, настраиваться на него. Сочинение - это высказывание, то есть часть заочного диалога между вами и проверяющими, теми, от кого зависит решение, принимать вас в вуз или нет. Что вы ждете от своего собеседника - человека "по ту сторону стола"? Хотите его удивить, заинтересовать или убедить в том, что этот вуз просто создан для вас? Скорее всего, последнее. У преподавателя тоже есть свои ожидания. Он ждет, что вы покажете свое хотя бы общее знакомство с отечественной литературой, что вы уважительно относитесь к правилам русского языка и имеете представление о литературных стилях. Он надеется, что ему не придется удивляться, возмущаться и часто применять красные чернила при проверке вашей работы. Ему даже интересно, какой вы человек и что вы думаете о предложенной теме. Вероятно (нет, я уверена!), он настроен по отношению к вам лично вполне доброжелательно, тоже испытывает некоторое волнение и даже сочувствует вам. Это значит, надо просто его не разочаровать, поэтому правило первое: всего должно быть в меру. Экзамен - не место для экспериментов, фантазий и шоу, скорее это спокойный доброжелательный диалог уважающих друг друга людей. Улыбнитесь, настройтесь на деловой рабочий лад и - вперед! Пришло время внимательно прочитать темы.

Как правило, их три. Среди тем встречаются так называемые "специализированные", то есть связанные с разработанными в литературоведении проблемами. Их можно узнать по терминам и следующим словосочетаниям: идейно-философская проблематика, проблема истинного и ложного гуманизма, деталь, юмор, сатира, мастерство и т.д. Браться за них можно только в том случае, если вы специально готовились или уже писали сочинение по подобной теме. Если этого не было, при отсутствии текста и знакомства с литературоведческими работами, вам придется фантазировать, а значит... (см. правило первое). Возможно, лучше выбрать так называемые общие, то есть связанные с большим количеством произведений, темы. Они имеют скобки, в которых есть указание на определенный временной период, несколько авторов или произведений. Самое важное - оценить, насколько хорошо вы владеете эти материалом. Если не нервничать, можно очень многое вспомнить: важно не только знание текстов, но и все, что с ними связано. Может быть, были интересные уроки по этой теме, встречи с людьми, телепередачи или газетные публикации, как-то с этим связанные. Главное, чтобы тема вызывала у вас эмоциональный отклик, тогда ваши переживания обязательно отразятся в сочинении. Поверьте, это всегда чувствуется при чтении.
Когда вы определились с темой, первое, что нужно сделать, - найти в ней "ключевые" слова. Обычно их не более одного-трех. К ключевым словам не относятся литературные термины (тема, проблема, идея и т.д.) Опыт показывает, что чаще всего это слова, связанные со следующими группами проблем:

- человек (нравственные искания, проблемы "добра и зла", духовность, гражданственность и т.д.);
- общественные события (война, революция, тоталитаризм и т.д.);
- сферы активности человека (экология, техника, экономика, космос и т.д.).

Последняя тема чаще всего бывает "свободной", она, как правило, связана с профилем того вуза, куда вы поступаете. Настоятельно рекомендую делать "домашние заготовки ", то есть собирать материалы газетных, журнальных публикаций и телепередач, имеющие отношение к вашей будущей профессии. Дело в том, что на вступительном сочинении можно ссылаться не только на литературные источники, но и на материалы СМИ и даже на личные впечатления, например беседы и встречи с людьми. Другое дело, как об этом рассказать и не извратить факты. Увы, чаще всего эта довольно простая работа - изложить свои впечатления - вызывает у абитуриентов большие трудности.

Вернемся к началу вашей работы над сочинением. Все знают, что самое сложное - начать. Поверьте, любое литературное творчество начинается с мучительного поиска подходящих слов. Тут есть два варианта развития событий. Конечно, самое замечательное - попасть в волну такого эмоционально-интеллектуального подъема, когда слова сами вдруг "свободно потекут". Если этого не случилось (что бывает гораздо чаще), все равно необходимо начать. Поэтому правило второе: глаза боятся, руки делают. Научный факт: интеллектуальная работа нормализует эмоции.
Можно начать с подбора материала - основы вашего сочинения, и здесь вам на помощь придут простые приемы. Первый прием - ассоциирование - позволяет "зацепить" все резервы вашего интеллекта. Ищем ассоциации на "ключевые" слова. Кстати, основных типов ассоциаций, как установил еще Аристотель, всего три, и каждый из них работает на определенную часть вашего сочинения.

Для вступления и заключения нужны ассоциации по контрасту, то есть противоположности. Например, если ключевое слово в вашей теме "война", рассуждения о необходимости для человечества жить в мире вполне уместны. Если в теме есть понятие "современность", можно заглянуть в прошлое или будущее. Слово "подвиг" позволяет порассуждать об обыденности привычной жизни и т.д. Даже если найденные вами понятия не войдут в сочинение, они позволят вам увидеть новые аспекты темы, поэтому запишите в черновик все слова, словосочетания, примеры, которые возникнут в вашем воображении по ассоциации с темой.

Для основной части нужны ассоциации по сходству и по смежности. Первые (то же самое, но другими словами) позволят вам не повторяться. Вторые дадут необходимые примеры и аргументы. Например, к слову "природа" возможны следующие ассоциации по сходству: натура, среда обитания всего живого, окружающий мир, естественное существование, флора и фауна и т.д. Ассоциации по смежности: защита окружающей среды, движение "зеленых", бережное отношение, и наоборот - вырубка лесов, природные катаклизмы, катастрофы, исчезновение видов, "Не стреляйте в белых лебедей", "Царь-рыба" (Раз! Вы невольно вышли на литературные произведения). Чем больше ассоциаций, тем больше шансов найти нужные подходы к теме и соответствующую литературную основу. Через 5-15 минут вы почувствуете, что вам есть что сказать по этому поводу!

Здесь важно вовремя остановиться. Дело в том, что у сочинения, как у всякого литературного произведения, должна быть жесткая композиция. Настало время строительства "скелета" вашего будущего произведения. Многие на этом этапе составляют план. Бывает, что работа над планом не идет, в таком случае двигайтесь вперед поэтапно. Напоминаю вам, что вступление - это 1-2 абзаца, основная часть включает в себя 4-6 тезисов с аргументами и примерами, то есть тех же абзацев; заключение занимает около половины страницы. В целом объем вступительного сочинения всего 3-4 альбомных страницы. Обращаю внимание тех, кто любит читать сборники так называемых "золотых" сочинений: почему-то все примеры в них уродливы, как птицы без головы и хвоста, то есть лишены как раз вступления и заключения. Между тем именно эти части позволяют произведению обрести законченный стройный вид и делают ваше сочинение рассуждением - в отличие, скажем, от эссе. Поговорим подробно о каждой части.

Вступление. Его основная задача - ввести вашего воображаемого читателя (вспомните человека "по ту сторону стола") в курс дела, подготовить его к восприятию содержания вашего сочинения. Основных способов, как это сделать, всего два: условно назовем их "деловой" и "художественный".
В замечательной юмореске М.Розовского "Сочинение о бабизме-ягизме", высмеивающей банальности и штампы большинства сочинений, вступление в плане обозначено как "обстановка в те еще годы". В этой шутке есть доля шутки. На самом деле при "деловом" подходе вполне можно начать с какой-либо исторической справки. Это может быть ракт из жизни страны или писателя. Например: "Крупнейшее событие второй половины девятнадцатого века - отмена крепостного права в России - нашло свое отражение в русской литературе этого периода". Или: "В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годм Ахматовой, исполнилось сто лет со дня юждения большого русского советского поэга, мастера как лирической, так и гражданской поэзии, Анны Андреевны Ахматовой". Можно также сослаться на слова другого литератора или исторического деятеля о творчестве рассматриваемого вами писателя. Например: "Целой поэтической эпохой называл гоззию Александра Блока его современник и крупный поэт В.В. Маяковский". Если вы не можете вспомнить ни истории, ни какой-либо циггаты, ссылайтесь на общеизвестные факты. Вам на помощь придут простые формулы типа: "В нашей стране трудно встретить человека, которому не знакомо имя...", "Читатели прошлого века хорошо помнят...", "Сгодня! в обществе активно обсуждается проблема...", "Вконце шестидесятых годов двадцатого века в литературу буквально ворвалась новая тема... ". В крайнем случае подойдут такие банальные вводные слова, как всем известно" и "не секрет...".
При "художественном" подходе можно нарисовать "словесную картину", для этой цели применимы назывные предложения. Помните пушкинское "Москва! Как много этом звуке..." или у Некрасова: "О Волга! Колыбель моя..." - это и есть словесная картина). Вы можете начать, например, так: "Русская природа... Сколько поэтических строк посвящено ее красоте, сколько замечательных слов сказано о ее неповторимости". Если ничего в голову не приходит, начинайте сразу со своих впечатлений: "Передо мной книга...", или "С тех пор как я впервые прочла..., не раз эадумывалась..." и т.д. Вот, пожалуй, все основные варианты возможного начала. Самое важное, чтобы вступление вообще было. Не забудьте отделить его от основной части при помощи красных строк.

Основная часть позволяет вам раскрыть ваше понимание проблемы. Строится она очень просто: каждый абзац - какой-то поворот в ваших рассуждениях. Он включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. Вот, например, абзац из сочинения на тему "Человек на войне": "Война часто ставит человека перед выбором, в экстремальной ситуации беспощадной проверке подвергаются такие качества человека, как мужество, преданность и чувство долга. Ситуация нравственного выбора является основой сюжета многих произведений белорусского писателя В.Быкова. Так, в повести "Сотников" описывается, как по-разному ведут себя в руках фашистов два героя; Рыбак и Сотников..." На этом этапе очень важно не увлечься подробным пересказом текста. Для этого необходимо набросать несколько основных своих идей и строго ях придерживаться. Взгляните на придуманные вами ассоциации по сходству и смежности - скорее всего, они подскажут ход рассуждений. Полемичность основной части придают различные сопоставления: произведения с произведением, героя с героем, писателя с писателем. В выборе этих сравнений часто проявляется широта ваших интересов, эрудированность, вкус - ! как раз то, в чем вы хотите убедить приемную комиссию. При этом надо аргументировать свой выбор, но помните первое правило ~ никаких крайностей.

Заключение в полной мере отражает то, что у сочинения есть автор - это вы. Нельзя написать сочинение-рассуждение без использования таких вводных конструкций, как "по моему мнению", "я считаю", "мне представляется", "я верю" и т.д. В то же время заключение придает сочинению законченный вид, резюмирует ваши рассуждения. Поэтому здесь, как и во вступлении, возможны ссылки на исторические факты, использование цитат, но в более широком контексте. Очень важно выйти на сегодняшний день - надо оценить актуальность проблемы или ценность творчества писателя с позиции современного человека. Поэтому уместны такие элементы: "возрастает актуальность этой темы", "растет интерес к этой проблеме", "и сегодня читатели неравнодушны к этому произведению", "в будущем человечество найдет способ решения" и т.д.

Пора вспомнить о времени. Рекомендую затратить на написание основного текста на черновике две трети отведенного времени. После этого, даже если вы чувствуете, что времени на проверку и переписывание осталось немного, необходимо отдохнуть. Дело в том, что при проверке ваша роль кардинально меняется: только что вы были автором, творцом, наверняка испытывали эмоциональный подъем, теперь же вы становитесь собственным критиком, редактором, корректором, для этого вам нужна ясная голова и критический настрой. Человек не может быть абсолютно одинаково работоспособным в течение нескольких часов. Осмотритесь вокруг, отвлекитесь, для этого можно сделать небольшую гимнастику глаз или кистей рук, слегка потянуть мышцы. Обязательно смените позу, расправьте плечи, выпрямите спину. Правило третье: разумное сочетание напряжения и расслабления необходимо даже на экзамене.

Советую начать проверку со следующего приема: представьте себе, что вы артист и читаете со сцены текст. Этот текст не что иное, как ваше собственное сочинение. И хотя вам придется читать его не вслух, а про себя, неторопливое, с соблюдением всех пауз и интонаций чтение позволит вам создать целостное впечатление от собственного произведения. Вы заметите, что некоторые предложения слишком короткие или слишком длинные, "выскочат" неподходящие по стилю или смыслу слова. Кстати, потренироваться в таком чтении лучше заранее, на школьных сочинениях, такой навык окажет вам на экзамене неоценимую услугу.
Итак, вы прочли текст, заметили многие его шероховатости. Настало время сделать стилистическую правку: заменить некоторые слова, исправить конструкции. Посмотрите, чтобы они были разнообразны. Если предложения слишком короткие, несколько предложений объедините в одно, соответствующие союзы, частицы и вводные слова (однако, действительно, в то же время) позволят вам подчеркнуть тонкие смысловые нюансы и придадут тексту необходимую "книжность". Если, наоборот, предложения слишком длинные, очень хорошо исправляют этот недостаток причастные и деепричастные обороты. Они, кстати, являются средством письменной речи, поэтому убирают излишнюю простоту.
Частой "болезнью" вступительных сочинений является злоупотребление такими клише, как "сокровищница мировой литературы", "проявление подлинного таланта", "блестящий дар" и другие. Когда-то эти выражения действительно были яркими и образными, но от частого употребления потускнели и теперь скорее вызывают раздражение, чем будят воображение. Нельзя также слишком часто прибегать к риторическим вопросам, поскольку это очень сильно влияющее на эмоции читателя и довольно пафосное средство. Мне приходилось встречать в работах абитуриентов по три восклицательных знака в конце предложения, при этом я невольно вздрагивала. Поверьте, нет необходимости обращаться к столь призывным способам общения, помните правило первое.

После стилистической правки еще раз прочтите текст, и можно заняться орфографией и пунктуацией. У каждого человека свои способы проверки, и все-таки при письме мы опираемся прежде всего на свою зрительную память. Помните, что есть случаи, когда возможны варианты двух написаний. Зрительная память здесь не поможет, поэтому надо обязательно проверить следующие орфограммы: слитное и раздельное написание слов, в том числе НЕ, одна и две буквы Н, буквы Е и И в окончаниях. Пунктуационные правила, требующие обязательной проверки, следующие: запятая перед И, запятая перед КАК, вводные слова, употребление двоеточия и тире. Особое внимание стоит уделить цитатам. Поскольку текста на экзамене нет и проверить точность цитаты нельзя, лучше перевести прямую речь в косвенную при помощи подчинительных oсоюзов ЧТО и КАК, а также вводных слов: по словам..., по мнению..., как писал (варианты: говорил, отметил, считает, указывает, размышляет, уточняет и т.д.)... Настало время переписать текст. Буду банальной: стоит постараться, ведь ваш почерк - та самая "одежка", по которой встречают. Хитрецам, которые пытаются писать буквы, средние между, скажем, А и О, хочу напомнить, что всякая неясность работает против вас, поэтому не стоит лишний раз вызывать раздражение у проверяющего таким способом. Перечитывать работу более трех раз, а тем более в самый последний момент вносить существенные изменения не стоит. Как говорится, перед смертью не надышишься, и лучшее - враг хорошего. Лучше мысленно пожелайте себе удачи и... несите сочинение сдавать. Испытание, которому вы подверглись, проходили до вас очень многие, скорее всего, и вам оно вполне по плечу.

И в заключение о том, как оценивается вступительное сочинение. Каждая приемная комиссия разрабатывает свои нормы оценок, но общие критерии таковы: соответствие содержания работы теме сочинения, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения, стилевое единство, выразительность текста, разнообразие синтаксических конструкций и словаря, наличие перифраз. Более строго оцениваются ошибки. На "5" не должно быть ни одной орфографической и допустима одна негрубая пунктуационная ошибка; на "4" может быть до двух, на "3" - до четырех орфографических, а пунктуационных - на 2 больше. Сочинение выигрывает, если в нем присутствуют новизна, неожиданность подхода; интересная образная система (сравнения, метафоры, эпитеты); юмор. С юмором, однако, лучше не переборщить. Желаю удачи!

Н.Е. Самсонова,
преподаватель Карельского государственного
педагогического университета,
директор "Школы творческого развития "Ключ"", г. Петрозаводск.

 

 

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.611-52-11, 611-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

 

 

 

 
 

В избранное