Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семь Морей

  Все выпуски  

Семь Морей Книга третья



Открыть книгу в полный экран - троеточие в верхнем меню любой книжки.
Книги представлены в электронном формате Проектом ВОПЛОЩЕНИЕ

книги 2014-2016 гг.  Книжная полочка первая

самостоятельно оформленные книги 2017-2018 гг.  Книжная полочка вторая 

Серия мини-книг Колибри 2019 г. представлена отдельной темой форума 

 


Третья книга 


 

КНИГА - http://online.pubhtml5.com/tqtb/vesz/ 

ISBN: 978-5-8853-4543-9
Москва, 2014 г.
Книга «Эхо Орфея» продолжает серию «Галактический Ковчег», в которой представлено творчество русских поэтов и писателей XXI века, объединённых общими целями сотворчества на проекте. В первой части книги - авторское переложение гимнов Богам, Теогонии Орфея, во второй – посвящения, Элевсинские мистерии и авторские произведения. Эта книга - память души об истоках поэтического искусства, о незабываемом певце, чтимом тысячелетиями, великом посвящённом Орфее.
 

Во  Имя  Бога милостивого и милосердного.  

Да пребудет свет в каждом сердце.

Желаю  здоровья и радости  всем

взявшим в руки  эту  книгу.

 

 …Орфей  -  это величайшее в истории Земли имя  овеяно неразгаданной тайной и очарованием непреходящей красоты.  Тысячи лет неизменно звучит на всех языках мира – Орфей! Волшебник Орфей! Великая Песня Орфея о Любви!  Кто же этот вечный вдохновитель поэтов?  Сын  Аполлона  и  жрицы  священного  Храма,  отец  мистов,  создатель  священных  мелодий  и  гимнов,  отец  Поэзии  и  Музыки,  как  откровений  вечной  Истины, великий  посвящённый  Греции.  Его гимны – великолепие поэтических образов, соединяющих земное и небесное, как бы  парящих в сознании людей сияющими символами красоты и гармонии мира. Они послужили основой общечеловеческого Храма духовных наук, и для религиозных ветвей человечества, и для становления культуры многих народов древности, и для возведения дворцов философской мысли, и для воплощения поэтического слова в мистериях.  А зародилось это боговдохновенное творчество за  пять  веков  до  легендарного Гомера,  за 11 поколений до Троянской войны, за  тринадцать  веков  до  Христа.  Согласно Суда Орфей прожил 9 или 11 поколений. Согласно Геродору, существовало два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом.

Ценности духа не подвержены  разрушению. Это современный мир стремительно меняет и сам себя, и значения привычных слов, понятий, разрушая отжившее,  но сила имени великого духа, мощь орфических идей, остаются неизменными тысячи лет. 

Заглянув в информационную сеть любопытствующий ребёнок, задавший имя Орфея в поисковике, увидит, к сожалению, сотни ссылок на сайты туристических фирм,  компаний по производству чего угодно, от мебели, инструментов, до строительных конструкций. И картинки, увы, покажут вам тоже кого угодно под именем Орфей, от собак, кошек и лошадей  до электронных дисков. Несмотря на явную подмену понятий и шелуху осовременивая древних ценностей, в уме и душе человека образованного памятью сердца навсегда запечатлён светлый миф об Орфее и Эвридике. Память человеческая неизменно сохраняет великие гуманные идеи и имена лучших из лучших людей планеты, музыкантов, певцов и поэтов мира.

В научных работах  современных исследователей можно найти много интересного, но иногда и несоответствие тому, что хранит душа человеческая в памяти. Это не удивительно, так как восприятие каждого человека  уникально. Однако приведу фрагмент мифической биографии из источника исторических сведений об Орфее - 

ОРФИКА*

 

А. МИФИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ. СОЧИНЕНИЯ

ПОД ИМЕНЕМ ОРФЕЯ

 

 

1. СУДА, под словом «Орфей»: Орфей из Либетр Фракийских (город у подножия Пиерин), сын Эагра и Каллиопы (а Эагр был потомок Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его). Родился за 11 поколении до Троянской войны и, как сообщают, был учеником Лина; прожил 9 поколений, а по словам других, 11. Написал «Триагмы» (их приписывают трагику Иону), куда входит так называемая «Поэма о священных одеждах»; «Космические зоны»; «Храмострой»; «Священные сказания» в 24 рапсодиях (их приписывают: одни — Теогнету Фессалийскому, другие — Керкопу-пифагорейцу); «Прорицания», которые приписывают Ономакриту; «Посвящения в таинства» (их также приписывают Ономакриту); <«О камнях»>, куда входит поэма о резьбе по камню, озаглавленная «Восьмидесятикаменник»; «Благодарственные жертвоприношения за спасение» (их приписывают Тимоклу из Сиракуз или Персину из Милета); «Кратеры» (приписывают Зопиру); «Возведения на престол Великой Матери» и «Вакхические обряды» (их приписывают Никию из Элей); «Нисхождение в Аид» (приписывают Геродику из Перинфа); «Покров» и «Сеть» (также Зопиру из Гераклеи, а другие — Бротину); «Ономастикон» — 1200 стихов; «Теогонию»— 1200 стихов; «Астрономию», «Гадание на песке», «О жертвоприношениях», «О жертвоприношении яиц» или «Гадание по яйцам» эпическим размером, «О препоясании [священным поясом]», «Гимны», «О Корибантах» и «Физику», которую приписывают Бротину.

Орфей Кротонский, эпический поэт, который, как говорит Асклепиад в шестой книге «Грамматики», жил при дворе тирана Писистрата. [Написал]: «Двенадцатилетия», «Аргонавтику» и др.

Орфей из Камарины, эпический поэт, которому приписывают «Нисхождение в Аид»*.

(* Далее - по ссылке в конце книги).

А вот, что укрепилось в народной памяти, как легенда. Орфей — фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы (варианты: музы Полигимнии или дочери фракийского певца Тамириса). По каноническому мифу Орфей изобрёл музыку и стихосложение, и поэтому его часто именовали сыном Аполлона. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, камни — сдвигаться. Орфей принимал участие в походе аргонавтов, а своим волшебным пением и игрой на кифаре часто спасал их жизнь. Жена Орфея, Эвридика, погибла от укуса змеи. Чтобы вернуть жену, Орфей спустился в Аид. Звуки его музыки укротили трехглавого пса Кербера, исторгли слёзы у Эриний, и растрогали Персефону, которая разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику на землю, но с условием не оглядываться на тень своей жены и не заговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей не удержался и нарушил запрет, вторично потеряв жену. Погиб певец Орфей от руки менад, разгневанных на то, что он отказался принимать участие в оргии. Другой миф называет причиной смерти Орфея гнев Диониса, рассерженного на Орфея за то, что певец предался служению Аполлону и пренебрег культом Диониса. Голова растерзанного певца, согласно легенде, была брошена менадами в море. Миф о гибели Орфея повторяется во многих сказаниях народов мира.

 

Вот, что пишет об Орфее и его эпохе Эдуард Шюре в замечательной книге  «Великие посвящённые».  Привожу объёмную цитату для того, чтобы читатель, проникшись духом той эпохи, мог осознать силу орфической идеи и её влияние на мир.

 

«Душа Орфея пронеслась подобно сияющему метеору по грозовому небу рождающейся Греции. Когда свет погас, казалось, что мрак окутал всю страну снова. После целого ряда революций фракийские тираны сожгли книги Орфея, опрокинули его храмы, изгнали его учеников.

Цари Греции и многие города, дорожившие своей разнузданностью более, чем порядком и справедливостью, вытекающей из чистых учений Орфея, последовали за ними. Решено было изгладить самое воспоминание о нём, уничтожить его последние следы, и это было выполнено в такой степени, что через несколько столетий после смерти Орфея часть Греции сомневалась даже в его существовании. Тщетно посвящённые охраняли его традиции в течение более тысячи лет; тщетно Пифагор и Платон говорили о нём, как о богочеловеке. Софисты и риторы не признавали за его именем ничего иного, кроме легенды о происхождении музыки.

И в наши дни многие учёные отрицают категорическим образом существование Орфея. Они ссылаются главным образом на тот факт, что ни у Гомера, ни у Гесиода не встречается его имени. Но молчание этих поэтов объясняется слишком ясно запретом, под которым находилось имя великого посвятителя у местных правительств. Ученики Орфея не переставали стремиться к сосредоточению всякой власти в высшем авторитете дельфийского храма и не уставали повторять, что все несогласия между различными государствами Греции следовало подчинить решению совета Амфиктионов. Такое подчинение стесняло одинаково и демагогов, и тиранов.

Гомер, который получил своё посвящение, по всей вероятности, в святилище Тирском, и мифология которого является поэтическим переводом теологии Санкониатонской, иониец Гомер мог легко быть неосведомлённым относительно доричеца Орфея, предание которого сохранялось тем в большей тайне, чем более его преследовали. Что касается Гесиода, родившегося вблизи Парнасса, он должен был узнать в святилище дельфийском и имя Орфея, и его учение, но посвящавшие его имели полное основание требовать от него молчания.

 

Тем не менее, Орфей продолжал жить в своём творении. Он жил в своих учениках и даже в тех, которые отрицали его. …Душа Греции в её храмах, в её мистериях и в её посвященных.  Она в святилище Юпитера на Олимпе, Юноны в Аргосе, Цереры в Элевсисе; она царствует в Афинах с Минервой, сияет в Дельфах с Аполлоном, который освещает своим светом все храмы, – вот где центр и жизнь древней Греции, её мозг и её сердце.

Там поучались поэты, переводившие для непосвящённых высокие истины в животрепещущие образы, и мудрецы, распространявшие те же истины в тонких диалектических построениях. Дух Орфея живёт везде, где просвечивает душа бессмертной Греции. Мы находим его и в состязаниях поэтов и атлетов, и в играх дельфийских и олимпийских, которые были созданы преемниками Орфея для мирного слияния двенадцати греческих племён. Мы прикасаемся к его духу и в трибунале Амфиктионов, который был ни что иное, как собрание посвящённых; собрание это являло собой высший третейский суд, собиравшийся в Дельфах, и благодаря ему Греция снова обрела своё единство в период героизма и самопожертвования.

Между тем, орфическая Греция, черпавшая свою духовную жизнь в чистом учении, хранившемся в храмах, и душою которой являлась пластическая религия, а телом – верховный суд, сосредоточенный в Дельфах, – эта Греция находилась, начиная с седьмого века, в большой опасности…

 

…Обнародование эзотерических учений становилось необходимо. Чтобы мысль Орфея могла жить и развертываться во всём своём блеске, было необходимо, чтобы наука храмов перешла к мирянам. И она начала проникать под различными покровами в сознание гражданских законодателей, в школы поэтов, под портики философов. Последние испытывали такую же потребность, для своего учения, какую Орфей признал для своей религии, в двух различных доктринах, в одной – открытой для всех и в другой – тайной, которые передавали бы одну и ту же истину, но под различными формами и в мере, приспособленной для степени развития их учеников».

Слов нежнейшие узоры, как дыхание вселенной,

ежедневно, ежечасно навеваются волной,
Что является на берег, наш земной, обыкновенный,
Чудом сказочным! Так боги проявляются Игрой.

Я не раз к ним приходила за ответами, невольно,
Увлекаясь их игрою, подражая их словам,
Стала тенью, следом эхо, а потом, увлекшись ролью,
В танце вольном закружилась да умчалась к островам.

На Семи морях вселенских остров Эхо благозвучный,
Тут мой мир воссоздаю я: грады, храмы и дворцы,
Горы, лес и реки знанья, небеса… Сей мир могучий
Среди звёзд Водоворотом назван. Правят - мудрецы.

Где восходит вдохновенье, где времён земных начало?
Но откуда появилась Песнь Орфея, в миг какой?
Ах, ответ запрятан в сердце, где Она, молясь, звучала,
Да плескалась белой пеной или рыбкой золотой!

Храм Орфея чист и строен, в куполах хрустальных своды
Звёздной радугой сияют, блеск небес превосходя,
Здесь Гораций и Овидий, и поэты всех народов
Пишут оды, гимны, сказки о Природе бытия...

Приглашаю читателя мысленно погрузиться в орфеевы, пифагоровы миры, в сферы душевной гармонии, сонастроенности с космическими картинами единого сознания человечества, увидеть истоки нашего мироздания глазами великих посвящённых, душою и сердцем. Следует отнестись к древним мифам, гимнам с той долей доверия, которая позволит нам воспринять эзотерические основы хранящихся веками, тысячелетиями, знаний о мире.

ЧАСТЬ  1

 

ТЕОГОНИЯ  И  ГИМНЫ  БОГАМ

 

В содержании теогонии у первого её систематизатора – Гесиода (8–7 вв. до н.э.) – отразились древнейшие представления периода почитания женского начала в мирах. Гея – Земля, как лоно всего сущего, существующая в мировом пространстве - Хаосе, объемлемая мировым вожделением – Эросом, рождает из себя Урана – небо, с которым она затем вступает в брак. Первое потомство, рождённое Геей и Ураном, – Титаны, Киклопы и Сторукие, являются отражением и обобщением страшных стихийных сил Природы. Ниспровержение же Урана одним из его сыновей - Кроносом, а затем ниспровержение Кроноса Зевсом свидетельствуют о прогрессирующей борьбе со стихийными силами и растущем торжестве разума и воли. Олимпийский период греческой мифологии отражает уже значительную победу человека над Природой. Однако можно рассматривать  и теогонию Гесиода, и воззрения Орфея на мистерию Вселенной в большей мерности. Ниспровержение Урана – всего лишь одна сторона процесса рождения земного времени - Кроноса, но вторая сторона явления  представляется зеркальной, и осознать единство мира необходимо движением души к воссоединению Кроноса и Урана, отца и сына,  слиянию с первоистоком, с великим Космосом, зарождающимся в Гее – Земле, как матери всего сущего, в самой душе человеческой. 

Что же и как мыслил сам Орфей? Об этом история сохранила лишь догадки и легенды.

Платон, например,  ссылается на некоторое число книг, приписываемых Орфею и Мусею (который был современником Орфея) и трактующих очистительные обряды и загробную жизнь. Он цитирует также некоторые гекзаметры теогонического характера, якобы написанные Орфеем. Еврипид, равным образом, говорит об орфических писаниях, а Аристотелю, который не верил в историчность Орфея, были известны теории о душе, содержащиеся в "так называемых орфических стихах". Вполне допустимо, что и Платон знал некоторые из этих текстов (их можно было купить в книжных лавках). Мы же будем опираться на тот первоисточник, что обнаруживает душа, погружаясь внутрь своей вселенной, погружаясь сердцем человеческим  в сердце вечное, живое.

 

О    СОТВОРЕНИИ   МИРА

 

О  сотворении  миров  легенд  немало

И  теогония  различна  у  поэтов

Во  всех известных  исторических  сюжетах.

Народный  эпос  тьма  столетий  сохраняла.

 

Словами  разными  означена  душа:

И  дух,  и  тень,  дыханье,  эхо,  существо…

В  корнях  у  слов  вы  не  отыщете  родство,

Но  сказка  каждая  предельно  хороша!

Мы  назовем её  мистерией  и  мифом,

Легендой,  вымыслом,  преданьем  старины,

Священной  исповедью,  кладезем  молвы,

Я  назову  непреходящим  апокрифом,

 

Или  жемчужиной  веков  и  завещаньем

Для  всех  потомков  разгадать  загадки  эти,

Наивкуснейшие  на  целом  белом  свете,

Наимудрейшие,  светящие  в  нас  Знаньем.

О  сотворении  миров  начну  я  сказку

В  первоначальных  водах  вечности  творить,

А  уж  она  сама  захочет  говорить,

Словами  чистыми  являя мне  подсказку…

 

Но начинаем мы наше погружение в теогонию Орфея с бессменного Хроноса (Кроноса) и мудрого Хаоса!  Хронос (Cronoz, "время") - одна из системообразующих космических сил, персонификация времени. Хронос порождает земные стихии: огонь, воду и воздух. Хаос (др.-греч. χάος от χαίνω — раскрываюсь, разверзаюсь) — категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).  Никта (Nux) - олицетворение ночи, потивопостовляемой Гемере (Дню). Никта родилась от Хаоса вместе с богом мрака Эребом (Тартар), Эфиром (вечный свет) и Гемерой и является одной из первичных мирообразующих сил. Итак, вот,  что  говорил  Великий  Волшебник  о  начале  потока  движения  Мысли…

 ...далее  -  ТЕОГОНИЯ  ОРФЕЯ 

  


В избранное