Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Естествознание в школе

  Все выпуски  

Естествознание в школе 48


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Кафедра естествознания

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ

=====================================================================

Eidos-Science-48

20 сентября 2010 года

 

Известно ли Вам, что:

1) опубликовано новое расписание дистанционных эвристических олимпиад (на 2010-2011 учебный год) - http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm 99 олимпиад по всем предметам для всех возрастов!

2) объявлены новые предметные серии - в учебном году их 9 http://www.eidos.ru/olymp/tariff/elective.htm

 

---

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. МЕДАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИКЕ- СРОЧНО! - Прими участие в XIX-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике!

II. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. Интернет-технологии в дидактической системе учителя физики  (Маслов И.С.)

===

I. МЕДАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИКЕ- СРОЧНО! - Прими участие в XIX-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике!

Уважаемые участники и локальные координаторы олимпиад!

23 сентября 2010 г. ждём Вас на 19-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике!

 Как составить формулу для "силы лёгкости"?

  • Каков принцип действия "карманного вредноскопа" Гарри Поттера?
  • Сможем ли мы исследовать канцелярскую скрепку всеми возможными методами?
  • А открыть "закон бутерброда"?
  • И вместе с детьми станем ловить нейтрино!
  • А может, изучим физику поцелуя?
  • У нас на физике как всегда много необычных, увлекательных, творческих экспериментов!
  • Эта олимпиада "жутко нравится" всем ее участникам!

Предстоящая олимпиада по физике удивит каждого участника россыпью всегда зажигательных эвристических заданий! Она поможет найти простые ответы на сложные вопросы, которые у нас спрашивает Его Величество Природа, покажет изысканность и красоту физического опыта,  вооружит интересными идеями, увлечёт в занимательные исследования.

Вот что отмечают участники XVI-я Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физике в своих рефлексиях:

 

Шак Сергей , 9 "А" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

ПОСВЯЩАЕТСЯ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ

Пишу я стих олимпиаде,

Что принесла мне море чувств.

То страх, томленье и усталость,

То счастье, озаренье, радость

От понимания  «Смогу!!!»

Там  облако - загадка,

Парит из двух дымящих труб.

Но всё ж незамысловатая отгадка,

Лишь разница температур!

И много тайн нам надобно открыть.

Как бедный мел страдает от того,

Что все на пол его бросают,

А выясняют лишь одно,

Когда ж бока ему сломают!

Здесь много тем для размышленья

Обычных, сложных, юморных.

И креативных предложений,

Загадок, тайн и заключений.

Скажу я вам: «Что это - факт!»

Но кто-то может нам сказать:

«Ну что это за олимпиада,

Здесь всё неправда, нереально.

Ну, вот к примеру:

Вниманье обратить бы надо

Вам на  «домашнее торнадо»,

-Торнадо в доме - это бред!»

А мы в ответ: «А вот и нет!»

Это не бред, ведь это факт.

«Стиралка» крутит, как торнадо,

Их сила центробежная общна,

Её работа нам на пользу

И совершенно не страшна,

Здесь думаем, решаем, размышляем,

Что? Как? Да почему?

И в будущее заглянуть мы успеваем,

Да изобрести прибор чудной.

С сердитым чайником играем,

Ну и конечно проверяем,

Когда же скажет он: «Постой!»

Короче… Слов сказать тут можно много,

Но те заветные слова…

Услышать были бы вы  рады,

- Олимпиада нам  НУЖНА!!!

---

Дунаева Наталья, 9 «А» класс, МОУ Октябрьский сельский лицей, Ульяновская область

Знаете, я раньше не верила высказыванию «Без физики мы не знаем жизни!!!», но после того, как я участвовала в этой олимпиаде, я убедилась в правильности этого высказывания! Например, человек «заимствует» много физических идей у природы! Оказывается, много предметов бытовой техники напоминает природные явления, а я раньше этого и не замечала. Вот это и основные мои мысли после написания олимпиады.

---

Валькевич Николай, 8 "Б" класс, МОУ СОШ №67, г. Челябинск

Сегодня с утра, когда я пришел в школу, обнаружилась поразительная новость, о которой я даже не подозревал. Я думал, что олимпиада «Эйдос», в которой я участвую уже четвертый год подряд, начнется позже, и был совершенно не готов к такому повороту событий. Но, тем не менее, я сумел собраться и выполнить все задания олимпиады. В этот раз задания были гораздо интереснее, но и гораздо труднее. Это как-никак первая олимпиада для восьмых классов, в которой я участвую. Надеюсь, что в моей жизни еще не раз мелькнут интересные физические задания центра «Эйдос»!!!

---

Монастырёва Инна, 8 «А» класс, МОУ СОШ № 2 ЗАТО Солнечный Ужурского района    Красноярского края

 Мир идей – это сказочное королевство, в котором обитают облачные люди, мелки, которые не раскалываются, и всегда готовящиеся к уроку ученики. На удивление эта олимпиада далась мне без особых усилий. Я счастлива и довольна проделанной работой. Я просто обожаю физику. Раньше я даже не понимала, насколько сильно я люблю этот предмет. Не знаю, чем можно объяснить это. У меня много любимых предметов, но физика пробуждает во мне какой-то особенный интерес. Все, абсолютно все явления. Происходящие вокруг нас можно объяснить с помощь этой науки… Это здорово! Когда ты знаешь физику, для тебя нет каких-то тайн и загадок, необъяснимых вещей, всё становится просто как дважды два!!! Пожелание только одно: присылайте нам побольше таких преинтересных олимпиад! А себе я хотела бы пожелать, любить все предметы так же как физику, потому что все они нужные и полезные, а ещё иметь много хороших идей!

---

Степанов Виталий, 8 "Б" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

Вспоминая свою работу над олимпиадой, я могу сказать следующее: очень много интересных заданий, очень понравилось то, что было даже практическое задание, пришлось неслабо поломать голову! J

У меня даже был очень интересный момент, когда я не мог решить первую задачу, но потом вскоре я понял, что не нужно сдаваться, говорил себе, что все получится, однако когда у меня долгое время не получалось ее решить, я постоянно думал: «Что я здесь делаю?», но я не сдавался!

Я если честно не любитель читать, я любитель решать и думать, и поэтому, я не раз плохо прочитывал задания и не обращал внимания на мелкие детали в тексте, которые могли бы сыграть мне на руку. Но я не расстраивался, а наоборот немного веселился, что из–за своей невнимательности я усердно думал, но все просто - так, кстати, в такие моменты, если можно так выразиться,  я нестандартно мыслил.

Еще случались ситуации, когда я начинал решать не все по очереди, а что захочется, я иногда путался в своих вычислениях и заметках, приходилось вспоминать детали и части решения, которые я упустил…

---

Нечаева Елена, 11"А"  Роснефть-класс, МОУ ТСОШ №1, с. Туруханск

Раньше я предполагала, что олимпиада по физике – это прежде всего формулы, вычисления и различные законы. Каково было мое удивление, когда я увидела задания: здесь нужно придумывать, предполагать и анализировать. Здесь предлагается огласить свои физические идеи, сделать какое-нибудь открытие. Я также попробовала себя в роли «ученого», попыталась придумать законы, правила. Процесс решения задач так охватил мои мысли и чувства, что я потеряла счет времени. Я с удовольствием выполняла задания, искала различные пути решения, и можно сказать, что результат не заставил себя ждать. Мне очень понравилась такая олимпиада, ведь я встретилась с ней впервые. Конечно, для меня проделанная работа очень важна, думаю идеи, которые я выразила в своей олимпиаде, пригодятся мне в жизни. Желаю всем больших открытий в нашем огромном, но таком интересном мире!

 

23 сентября 2010 г. ждём Вас на 19-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике!

---

II. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ. Интернет-технологии в дидактической системе учителя физики

 (Маслов И.С.)

 

 Интернет-технологии на современном этапе рассматривается одним из важнейших средств повышения эффективности школьного физического образования. Обусловлено это тем, что использование технологий и ресурсов Интернета позволяет на качественно новом уровне решать задачи активизации самостоятельной работы учащихся с возможностью выбора индивидуальных траекторий изучения учебного материала, представлять информацию в интерактивном режиме, проводить виртуальный физический эксперимент, обеспечивать коммуникацию с удаленными школьниками в процессе  вариативных форм организации занятий (Интернет-олимпиады, Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, on-line защиты исследовательских работ, дистанционные конференции и др.). Благодаря развитой методологии физических исследований у учителя появляется возможность судить о достоверности Интернет-ресурсов, осуществлять совместно с учащимися на занятиях критический отбор учебного материала по физике, размещенного в Интернете. Следовательно, использование Интернет-технологий в обучении физике создает дополнительные предпосылки для обеспечения более качественного усвоения школьниками элементов физических знаний, для стимулирования  их познавательных потребностей и интересов в процессе обучения физике в школе.

Этимология понятия «Интернет-технологии» позволяет отразить формулировку трактовки данного понятия применительно к преподаванию физики в школе. Интернет-технологии – это информационные, телекоммуникационные технологии, а также совокупность сервисных услуг, на основе которых осуществляется деятельность ученика и/или учителя при обучении физике в сети, либо с помощью сети Интернет. В качестве сервисных услуг сети Интернет мы рассматриваем: 1) электронную почту; 2) веб-сервис (веб-конференции, доски объявлений, тесты и др.); 3) WWW-навигацию по сети Интернет (веб-сайты, веб-квесты, поисковые системы и тематические каталоги, образовательные порталы и др.); 4) чат, форум; 5) списки рассылки и телеконференции; 6) IСQ–систему для оперативного общения между учащимися и учителем и др.

Исходя из этого, необходимо исследовать роль и место данных технологий и ресурсов Интернета в дидактической системе учителя физики. Дидактическая система нами рассматривается в «узком» смысле: совокупность взаимосвязанных функциональных компонентов, характеризующих специфику очного учебно-воспитательного процесса, создаваемого и реализуемого отдельным педагогом [1, с. 14-15]. При этом целевое назначение использования Интернет-технологий в профессионально-педагогической деятельности педагогов ограничим следующими направлениями: 1) Интернет как источник информационного наполнения содержания образовательного процесса по физике; 2) Интернет как средство активизации учебно-поисковой и творческой деятельности учащихся; 3) Интернет как средство проектирования и проведения элективных курсов.

Решение вопросов использования технологий и образовательных ресурсов Интернета на урочных занятиях и в элективных курсах по физике нами было конкретизировано в следующих педагогических условиях:

а) наличие готовности учителей физики к использованию педагогических возможностей Интернет-технологий;

б) отбор учебного материала из Интернет-ресурсов при проектировании учебных занятий должен осуществляться в соответствии с методологией физической науки;

в) существенное место при проведении уроков и занятий на элективных курсах по физике должно отводиться выполнению школьниками on-line-опытов и информационно-познавательной деятельности с использованием Интернет-технологий в соответствии с конкретными дидактическими целями занятий;

г) очные организационные формы обучения при проведении элективных курсов по физике необходимо органично сочетать с дистанционными формами занятий, предполагающими использование Интернет-технологий. 

В качестве ориентиров, определяющих целесообразность использования Интернета в урочной и во внеклассной работе с учащимися, выступают основные педагогические функции Интернет-технологий как компонента дидактической системы учителя физики: информационная, инновационная, коммуникационная, организационно-управленческая и социальная (см. табл. 1).

Таблица 1

Педагогические функции Интернет-технологий при обучении физике

 

Педагогические функции

Целевые ориентиры   применения

Педагогические преимущества

Информационная

Источник учебного материала по физике

Возможность доступа к разнообразной информации по физике (поиск информации, отбор, преобразование, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых объектов и процессов и др.)

Инновационная

 

Средство активизации деятельности учащихся

Позволяют организовать деятельность учеников по индивидуальным образовательным траекториям и в индивидуально-временном режиме и др.

Средство развития методологического компонента знаний учащихся по физике

Возможность выполнения on-line опытов в режиме прямых измерений.

Оценка достоверности Интернет-ресурсов на основе методологии физики  и др.

Коммуникационная

 

Средство проведения учебных занятий, организации коммуникации

 

                                 

Возможность организации общения учащихся с учителем в дистанционном режиме.

Организационно-управленческая

Вариативный подход к организации занятий с учащимися (чат-урок, дискуссия в форуме, IСQ-консультации и др.)

Социальная

Содействуют самовыражению школьников и педагогов.

Применение в учебном процессе Интернет-технологий в соответствии с указанными ориентирами привносит дополнительные предпосылки для более эффективного и целенаправленного использования учителем физики возможностей Интернета в своей профессионально-педагогической деятельности.

 Рассмотрим практическое воплощение одного из педагогических условий использования Интернет-технологий в дидактической системе учителя физики на примере отбора учебного материала из Интернет-ресурсов при проектировании учебных занятий с учетом методологии физической науки.

Интернет-ресурсы неограниченно расширяют круг источников учебного материала, который может быть использован в образовательном процессе по физике. Однако наряду с достоверными источниками в Интернете есть те, которые несут заведомо ложную информацию: недостоверные или сомнительные данные, ошибки в формулах, фактах, некорректность формулировок физических понятий или законов и др. Обусловлено это тем, что не всегда помещаемые в Интернете статьи проходят серьезную проверку на достоверность и обоснованность с позиции науки. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию учащимися сущности физического явления или процесса, описания установки и принципа действия физического прибора и др. Анализ исследований, проведенных в рамках изучения проблемы фундаментализации физического образования показал, что в Интернете часто встречаются физические ошибки методологического характера. В качестве иллюстрации выше сказанного приведем несколько конкретных примеров тематики сообщений, размещенных на сайтах в Интернете.

Обратимся, например, к информации, касающейся новостей физической науки, размещенной на астрофизическом портале по адресу http://www.afportal.ru. При изучении информации на данном портале, мы увидели следующие рубрики из мира физической науки:

- В бозе-эйнштейновском конденсате создали звуковую черную дыру.

- Эксперименты с «жидким пленочным двигателем» получили теоретическое объяснение.

- Подтверждено существование новой аллотропной формы углерода.

- Предложено простое объяснение инверсии магнитных полюсов Земли.

- В ЦЕРНе начинается эксперимент по изучению связи между космическими лучами и климатом.

- Впервые удалось увидеть уровни Ландау в графене.

- Вода усиливает сверхпроводимость?

- Предложена модель атомного квантового двигателя.

- Обнаружена суперионная проводимость в фуллериде лития и др. 

Посмотрим информацию, размещенную на сайте с адресом http://sfiz.ru (проект под названием «Эта удивительная физика»). Темы сообщений:

- Российские и японские учёные создали сверхпроводящую структуру со свойствами единичного атома.

- Получены опытные данные о возможных причинах преобладания материи над антиматерией.

- Лазерные импульсы могут инициировать искусственные осадки.

- Физики нашли доказательства существования тетракварков.

- Определены точные значения массы легких кварков.

- Физики измерили температуру Вселенной в первые мгновения ее жизни.

- Зарегистрированы естественные нейтрино земного происхождения.

- Мемристоры - ключ к созданию кибернетического мозга и др.

Возникают естественные и закономерные вопросы: какие из этих сообщений отражают истинные достижения науки?; какой материал может быть использован в качестве информационных источников для содержательного наполнения учебных занятий по физике?

Под достоверностью информации, содержащейся в Интернет-ресурсах, в самом общем смысле понимается наиболее важное для пользователей свойство информации, состоящее в ее истинности и правильности [2, с. 145]. Следует отметить, что мера достоверности информации, содержащейся в Интернете, зависит от решаемой дидактической задачи. Например, сложно достоверно отобразить на плоской иллюстрации (фотоснимке) трехмерные объекты, которые необходимы при изучении той или иной темы элективного курса; достоверность информации часто зависит от времени ее получения и др.

Анализ Интернет-ресурсов и иных источников информации, имеющих отношение к физике, показывает, что в настоящее время в информационной среде крайне мало источников учебного материала, которым можно было бы доверять полностью. Часто в Интернет-ресурсах можно встретить информацию о сомнительных научных достижениях в области физики, сведения из области лженауки, например, астрологии, сферы «паранормальных» явлений и др.

В связи с этим возникает необходимость критического отбора учебного материала из Интернет-ресурсов, который будет использован в качестве содержательного наполнения учебных занятий по физике. Особая роль в данном отношении принадлежит учителю физики. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, благодаря физике в сознании учащихся формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, представления о современной физической картине мира, ученики знакомятся с методами естественнонаучного исследования. Во-вторых, физическая наука имеет мощный методологический аппарат, знание которого позволяет понять отличие научных гипотез и теорий от псевдонаучных измышлений, появляющихся в последнее время в средствах массовой информации (в том числе и Интернет-ресурсах) в большом количестве, позволяет судить о том, что возможно и невозможно с точки зрения естественнонаучных представлений. Имея доступ к образовательным Интернет-ресурсам, не только учитель, но  и ученик как субъект образовательного процесса нуждается в овладении умениями правильно и эффективно производить критический отбор и использовать в своей деятельности материалы, которым можно доверять. По окончании школы на протяжении всей жизни школьникам предстоит обращаться к ресурсам Интернета для удовлетворения своих познавательных интересов и потребностей. Однако понимание учителями этих возможностей в практике обучения физике не всегда имеет место. В силу данных обстоятельств, актуализируется необходимость обоснования принципов отбора учебного материала из Интернет-ресурсов при проектировании учебных занятий по физике, базирующихся на методологии физической науки.

Анализ литературы по проблеме отбора учебных Интернет-ресурсов показал, что авторами в основном используются многофакторные оценки данных ресурсов. В качестве критериев экспертного анализа выступают следующие: научность и полнота Интернет-ресурса; вариативность; наличие мультимедийных средств; содержательность программного интерфейса; источник и данные об Интернет-ресурсе; структура ресурса и др. Наша же задача состоит в методическом обосновании отбора вариативной информации по физике (научной, научно-популярной, учебной и др.) из ресурсов Интернета, воспользовавшись которым, учитель мог бы находить принципиальное различие между достоверными и сомнительными фактами, оценками, суждениями, публикациями, которые могут быть использованы в образовательном процессе.  

На наш взгляд, выявление принципов отбора информации из Интернет-ресурсов невозможно без обращения к методологическим основам физической науки, осмысления роли опыта, важности достоверности и объективности получения опытно-экспериментальных данных, требований, предъявляемых к научным гипотезам и теориям.

В процессе отбора учебного материала с использованием Интернет-технологий учителю физики необходимо осуществить следующие действия:

1) выполнить поиск Интернет-ресурсов;

2) произвести критический анализ учебного материала из Интернет-ресурсов для оценки степени его достоверности с позиции методологии физики;

3) осуществить рефлексию своей деятельности в целях оценки ресурсной обеспеченности учебного занятия необходимой информацией по физике для организации эффективного образовательного процесса.

Наиболее сложной с методической точки зрения является второе действие в обозначенном нами методическом обеспечении. Считаем необходимым более подробно рассмотреть его содержание.

В процессе поиска Интернет-ресурсов по физике учителю предстоит трансформировать в учебный материал для проведения занятий большой объем поливариантной информации: историко-биографический материал по физике, новости из мира физической науки, сведения о научных лабораториях, научно-популярные статьи по физике, занимательные факты из научной деятельности выдающихся ученых, анимационный и мультимедийный материал, компьютерные модели, видеолекции, научно-техническую информацию, отражающую практические приложения современной физики, профориентационный материал, научные публикации и др. На наш взгляд, в основе критического анализа всего спектра данной информации по физике лежит оценочная деятельность педагога.

В качестве признаков, обосновывающих достоверность информации из Интернет-ресурсов, могут и должны выступать требования, предъявляемые на современном этапе к физическому опыту, научным гипотезам, критерии адекватности и истинности научных теорий и др. Анализ данных методологических оснований по интерпретации информации из Интернета на предмет ее достоверности с позиции физики позволил выделить те критерии, по которым достаточно четко различаются: научные и научно-популярные публикации от «сенсационных» сообщений, которыми изобилует сеть Интернет, и которые не имеют ничего общего с наукой (см. табл. 2).

Таблица 2

Методологические основания для оценки достоверности информации по физике из Интернет-ресурсов

Критерии различения

Особенности содержания информации по физике из Интернет-ресурсов

Научные и научно-популярные статьи по физике

«Сенсационные» публикации

Особенности описания научного опыта

1. Объективность научного опыта.

2. Статистическая обработка опытно-экспериментальных данных.

3. Открытость научного опыта.

1. Доминирование субъективизма в оценке опыта.

2. Отсутствие статистической обработки данных опыта.

3. «Засекреченность» информации об опыте.

Специфика обоснования  научной гипотезы и физической теории

1. Предсказательность научной гипотезы.

2. Внутренняя непротиворечивость, логичность, математическая строгость гипотезы.

3. Непротиворечивость следствий гипотезы твердо установленным экспериментальным фактам.

4. Преемственность теорий.

1. Отсутствие предсказаний, которые могут быть проверены объективными наблюдениями.

2. Гипотеза сформулирована таким образом, что нарушает представления, установленные экспериментальными фактами.

3. Гипотеза может противоречить существующей Теории, надежно проверенной научным опытом.

 

Применение в практической деятельности приведенных методический оснований, позволит учителю физики избегать затруднений в процессе отбора достоверного учебного материала из Интернет-ресурсов для его последующей трансформации и использования при планировании и проведении учебных занятий по физике.  Кроме того, учитель сможет не просто констатировать отсутствие достоверности в той или иной информации из Интернет-ресурсов, а сумеет разъяснить учащимся принципиальное различие между достоверной публикацией и статьей, содержащей противоречивые сведения, не имеющие отношения к науке физике.

Эффективность оценки степени достоверности информации по физике, размещенной в Интернет-ресурсах, будет зависеть от степени осознанности педагогом рассмотренных методологических оснований и глубины их раскрытия в процессе оценочной деятельности. В связи с этим, учителю необходимо постоянно «видеть» их для построения логики отбора содержания учебного материала при проектировании содержательного наполнения учебных занятий по физике.

Заключительным действием учителя в процессе отбора учебного материала для содержательного наполнения учебных занятий по физике с использованием Интернет-технологий является рефлексивная деятельность педагога в целях оценки ресурсной обеспеченности урока необходимой учебной информацией для организации образовательного процесса. Следует отметить, что использование Интернет-ресурсов должно обогащать, но не заменять возможности традиционных эффективных средств организации деятельности учеников (демонстрационный и лабораторный эксперименты, учебно-методические материалы, наглядно-образный материал на печатной основе и др.)

Таким образом, раскрытые в статье принципы использования Интернет-технологий в дидактической системе учителя физики обеспечивают методическое обоснование отбора учебной информации из Интернет-ресурсов, что позволяет учителю физики легко ориентироваться в потоке информации не только по физике, но и по смежным предметам естественнонаучного цикла, адаптировать достоверный учебный материал для изучения на занятиях с учащимися, осуществлять профессиональную деятельность гибко и творчески, в зависимости от реальных условий обучения.     

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.А.Запрудский. – Минск: «Сэр-Вит», 2008.
  2. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Е.С.Полат и др. – М.: Академия, 2004.

 

===

 Полезные ссылки:

∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

  •  Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

  •  Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

Выпуск подготовил:

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

===

 

 Уважаемые друзья!  

Цитирование или иное использование материалов Eidos-Science  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: Eidos- Science-48. Выпуск № 48 от 20 сентября 2010 г. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

===

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

 E-mail: info@eidos.ru

 http://eidos.ru


В избранное