Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Естествознание в школе

  Все выпуски  

Естествознание в школе 43


Центр дистанционного образования "Эйдос"

 Кафедра естествознания

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ

 =====================================================================

 Eidos-Science-43

 16 января 2010 года

 

Известно ли Вам, что:

 – 16 февраля 2010 года стартует I-й Всероссийский конкурс образовательных сайтов - http://eidos.ru/project/school-site/2010/index.htm

Новый тариф «Предметный». На 20% выгоднее! Теперь можно зарегистрироваться в серии олимпиад по выбранному предмету экономнее, чем по обычным тарифам - http://eidos.ru/olymp/tariff/elective.htm

---
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА – АНОНС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 
II. ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ, ВАШ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС СКОРО НАСТУПИТ! 03 февраля стартует Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физике (исследования). Подробности на странице -  http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm


III. МЕТОДИЧЕСКАЯ «ШПАРГАЛКА» УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ. «Простые истины хорошего урока физики».

===

I. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА – АНОНС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ОЛИМПИАДЫ:

3 февраля Физика (исслед )  - http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm

30 марта Физика (задачи)  - http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm

КУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

17.08.2010 -                      44610. Как сделать «научное открытие» по физике (физика, 8-11 классы) - http://eidos.ru/courses/themes/44610/index.htm

 

КУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

24.02.2010     -  22001. Методика разработки эффективного урока -http://eidos.ru/courses/themes/22001/index.htm

20.04.2010 – 22120. Как разработать творческие задания для уроков - http://eidos.ru/courses/themes/22120/index.htm

27.04.2010 -                      25603. Ключевые компетенции на уроках естественнонаучного цикла - http://eidos.ru/courses/themes/25603/index.htm

22.06.2010 -                     25604. Ключевые компетенции на уроках физики - http://eidos.ru/courses/themes/25604/index.htm


Смотрите подробные расписания:

∙ Эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
∙ Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm
∙ Конкурсы и проекты – http://eidos.ru/project/schedule/index.htm
Предметные неделиhttp://eidos.ru/project/weeks/index.htm
∙ Очные семинары и конференции в Москве – http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm

Все планы на годhttp://eidos.ru/about/plans.htm

 

---

II. ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ, ВАШ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС СКОРО НАСТУПИТ!

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по физике

Ближайшая олимпиада - 3 февраля 2010 года (исследования)

Условия регистрации >>

"Во все века жила, затаена,
надежда - вскрыть все таинства природы"

В.Я.Брюсов

Участники: школьники 1-11 классов, взрослые. Место проживания - "фюзис", т.е. природа. Уровень подготовки - творческий. Привычки - во всём искать физическое объяснение. Мечта - пополнить собой список нобелевских лауреатов. Отличительные качества - страсть к опытам, к выяснению сути явлений в природе и технике.

На эвристических олимпиадах по физике нет задач про трубы, из которых что-то зачем-то куда-то вытекает. Задания олимпиады направлены не столько на поиск известных решений, сколько на собственные открытия участников, совершаемые ими с помощью методов физической науки.

Главный лозунг олимпиады:

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ФИЗИКОМ - БУДЬ ИМ!

Слово участникам олимпиад:

·         Говорят ученики >>

·         Говорят учителя >>

·         Форум олимпиады по физике >>

 

Примеры олимпиадных эвристических заданий прошлых лет:

ХРУМ-ХРУМ! Когда мы грызем твердые сухарики или песочное печенье, то всегда слышим громкий звук в наших ушах: «хрум-хрум-хрум». Однако когда кушают наши соседи те же сухарики или печенье, то этот процесс происходит для нас без заметного шума. Предложи свою гипотезу причинам возникновения этого явления: как ты думаешь, почему происходит такое явление? Для этого найди сухарики или печенье и "похрусти" ими. Почему появляется звук «хрум-хрум-хрум» в ушах, когда кушаешь печенье, и почему его не слышно, когда едят соседи (можешь и их угостить печеньем ради эксперимента). Предложи несколько своих ответов (версий).

ВНУТРИ КАЛЕЙДОСКОПА. У многих из нас в детстве был калейдоскоп. Мы заглядывали в него и любовались многообразием смены красок. Представьте на мгновение, что вы уменьшились до размера стеклянного осколочка, оказались внутри калейдоскопа и стали одной из его частичек. Используя мысленный эксперимент, опишите с позиции маленького кусочка стеклышка, какие процессы и явления происходят с вами в калейдоскопе? Расскажите нам о своих ощущениях и результатах проведенного вами мысленного эксперимента по плану: 1) я – стеклянный осколочек; 2) мои действия внутри калейдоскопа; 3) действия других стеклышек в калейдоскопе; 4) что я делал, когда на меня смотрел сверху человек-наблюдатель; 5) выводы.

 

Ждем Вас и Ваших учеников на самой экспериментальной и исследовательской олимпиаде Центра дистанционного образования «Эйдос»!

 

---

 

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ «ШПАРГАЛКА» УЧИТЛЮ ФИЗИКИ. «Простые истины хорошего урока физики». 

 Вашему вниманию предлагается фрагмент методических рекомендаций по конструированию эффективного урока физики.

Более детально познакомиться с методическими основами проектирования эффективного урока Вы можете в рамках обучения в дистанционном оргдеятельностном курсе - 22001 «МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА». Более подробно с презентацией данного курса Вы можете познакомиться на странице –

 

Типичные ошибки учителя при проектировании современного урока.

(И.С. Маслов)

 

В условиях обновляющейся нормативно-правовой базы в сфере образования, диверсификации типов общеобразовательных учреждений, форм получения знаний урок все же остается основной формой образовательного процесса, что общеизвестно.

Учение – это индивидуальный труд ребенка, имеющий собственные цели, мотивы, задачи. Но каждый учащийся должен быть проинформирован, что именно он должен знать в рамках учебной программы, чему должен научиться, какие умения и навыки ему необходимы для успешного освоения знаний.  

Учебные программы содержат нормативные требования к учебной подготовке школьников. Однако практика показывает, что не всегда уровень достижений соответствует этой норме, что не изжиты увлечения формами, технологическими приемами в ущерб информационному, содержательному потенциалу изучаемого предмета.

Наблюдение и анализ позволили выделить ряд типичных проблемных зон в структуре и содержании урочной деятельности учителя. Причины этих типичных ошибок кроются, по нашему предположению, в снижении внимания педагога к базовым дидактическим принципам обучения, в распространяемой «моде» на оригинальничание, эффекты организационной структуры, с одной стороны, с другой – в определенном отставании современной педагогической науки от диктуемых самим временем изменений в образовательной сфере.  

Предпримем попытку рассмотреть проблемы урока с позиций педагогических работников, осуществляющих контроль соответствия урочной деятельности учителей и учащихся образовательным программам, избранным уровням учения предметов.

Нам представляется, что во избежание типичных ошибок: 

1. При подготовке уроков педагогу следует:

  • повторить и предусмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечить соответствие структуры и содержания урока стандарту образовательной области, учебной программе, правилам формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях и др.;
  • предусмотреть рациональное использование рабочего времени урока, приоритетное время выделять на уроке изучаемому материалу, а не опросу или другим этапам;
  • продумывать и не затягивать опрос, психологическую и педагогическую рефлексию; не терять время урока на беспредметные разговоры, беседы;
  • принимать во внимание, что в структуре урока, построенного по когнитивной технологии, должны иметь место  (по М.Е. Бершадскому):
  • вводная диагностика и коррекция на основе ее данных,
  • изучение новой информации,
  • коррекция знаний на основе данных диагностики,
  • повторная диагностика при большом объеме изучаемого материала,
  • дифференцированное домашнее задание на выбор, эвристические задания, не повторяющие, а развивающие новые знания и умения.

2. Посещение и анализ уроков убеждают, что в целях их оптимизации учителю необходимо:

  • содержание и структуру урока проверять на соответствие задачам изучения темы, возможность достижения этих задач в рамках урока;
  • определять объем учебной информации для каждого конкретного урока; выделять исходные суждения, опорные понятия;
  • четко определять источники добывания учебной информации на уроке: учебник, первоисточники, публикации в прессе, статьи, хрестоматии, мультимедийные средства обучения и др.;
  • подготавливать индивидуальные задания для тех учащихся, которые не умеют или плохо умеют находить нужные для понимания виды связи между понятиями, не успевают работать в быстром темпе;
  • продумывать и готовить индивидуальные опережающие домашние или урочные задания для одаренных учащихся, детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению данного предмета;
  • выделять и структурировать в ходе урока главное в изучаемой теме; добиваться усвоения темы на уроке;
  • при выборе методов и форм обучения согласовывать их с содержанием учебного материала, с целями и задачами программы;
  • в ходе урока ставить перед учащимися выполнимые, конкретные учебные задачи для одного урока, структурировать их последовательность, контролировать достижения результата. Хорошим приемом можно считать выполнение выходного теста для контроля усвоения учебного материала;
  • обеспечить использование современных средств, информационных технологий предметного преподавания и Интернет-технологий, программированных средств обучения;
  • при составлении технологических карт уроков не допускать выхолащивания предметного содержания, конкретно указывать в картах (моделях урока) номера упражнений, задач, их характер;
  • в ходе урока отслеживать степень усвоения учащимися программного материала, выявлять затруднения в выполнении заданий, помогать их устранять – это и есть рефлексивная педагогическая деятельность;
  • при организации самостоятельной познавательной работы обязательно предоставлять учащимся возможность выбора путей и формы выполнения задания, сами задания дифференцировать по уровням сложности учебного материала и обученности детей, определять и контролировать время на выполнение, давать правильный ответ для самопроверки;
  • научиться слышать на уроке ученика, а не себя самого. Добиваться развернутых, аргументированных ответов учащихся;
  • осуществлять самоанализ, используя модель (проект, план, технологическую карту) урока, осознанно определять достоинства и затруднения,  проблемные моменты, эффективность реализации запланированных задач урока.
  • Известный психолог А.Н.Леонтьев справедливо подчеркивал, что в процессе выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Значит, эффективный урок должен содержать заранее продуманные определенные программой учебные действия и способствуют интериоризации (присвоению) знания. Известно, что в процессе интериоризации предметное действие отражается в сознании и мышлении человека, превращается в действие мысленного анализа.

 Нам представляется, что на современном уроке недопустимо:

  • забывать об уровневой дифференциации образовательного процесса, о детях с низкой мотивацией к учению;
  • задавать учащимся непродуманные вопросы. Необходимо тщательно готовить их к уроку, формулировать вопросы в форме побуждения к выводам, анализу. Следует спрашивать учащихся не «что?» и «как?», а  - «подумайте», «найдите», «сравните», «сделайте вывод». Вопрос должен пробуждать мышление учащегося, а не только память;
  • недопустимо искусственно вносить в содержание урока воспитательные декларации и цели. Воспитательный потенциал урока закладывается не абстрактными беседами, а его содержанием и культурой организации общения и деятельности;
  • не рекомендуется на уроке напрашиваться на комплиментарный ответ на вопрос: «Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?» Учитель должен в ходе рефлексии выявить уровень усвоения учебного материала, узнать, что непонятно, что мешало достичь результата, осмыслить вместе с детьми выполнение задач урока;
  • нецелесообразно увлекаться формами психологической рефлексии для создания эффекта урока, демонстрации рефлексивных умений и форм. Следует создавать комфортный микроклимат урока, работать на уроке вместе с учеником, а не над ним;
  • оставлять учащихся после звонка с урока: не справились с объемом – значит, плохо спланировали содержание и формы урока;
  • оставлять учащихся пассивными слушателями, надо помнить: «Учение есть деятельность»;
  • допускать фактологические ошибки в содержании изучаемой темы, речевые ошибки учителя, невнятность в изложении, заигрывание с учащимися;
  • при самоанализе эффективности урока учителю недопустимо сетовать на неумения учащихся, якобы их испуг и т.п. Ответственность за все, что не получилось, лежит на учителе. В ходе самоанализа необходимо оценить соответствие содержания урока поставленным задачам, деятельности учителя и учащихся, соответствие планируемым результатам урока.

Чтобы урок соответствовал своему назначению, нельзя:

  • в ходе его проведения ставить перед учащимися педагогически задачи учителя. Следует различать задачи деятельности учителя и задачи деятельности учащихся на уроке. Надо помнить, что грамотно (диагностически) поставленная цель урока обусловливает достижение результата;
  • нельзя проектировать модель урока в общем, она должна отражать конкретную тему конкретного в системе изучаемого материала урока (первого, второго и др.), предметное содержание;
  • нельзя путать типы уроков, путать в технологических картах методы, приемы обучения. Следует повторить и различать классификацию методов обучения, принципы, приемы, формы обучения;
  • нельзя допускать перегрузку урока калейдоскопичным второстепенным материалом, нерациональными формами работы. Следует выделять и структурировать в ходе урока главное в изучаемой теме; добиваться усвоения темы на уроке;
  • нельзя игнорировать санитарно-гигиенические требования к уроку. Здоровьесберегающий подход – это не 3 минуты физкультурной паузы. Сами физкультурные паузы также должны быть уместны по времени и содержанию деятельности детей;
  • нельзя забывать проверять выполнение своих заданий на уроке и к уроку. Необходимо обдумывать формы контроля, в том числе использовать инновационные формы и методы обучения;
  • нельзя оставлять без внимания процесс и результат самостоятельной учебной деятельности ребенка на уроке. При организации самостоятельной учебной деятельности следует особенно внимательно поддерживать детей с низкой мотивацией к учению,  а также одаренных и способных учащихся;
  • нельзя не оценивать учебную деятельность, успешные ответы детей. Надо стимулировать проявления критического мышления, креативности, самостоятельности, успешности учения учащихся отметкой и вербально, поощрительным словом с оценкой успешности его продвижения в учебном материале.

         Проблемы внедрения информационных технологий в предметное преподавание

В последнее время учителя все настойчивей обращаются к информационно-коммуникативным технологиям обучения. Это продиктовано тем, что мы и наши ученики живем в информационном обществе. Но надо признать, что дидактически этот процесс обеспечен поверхностно и внедряется достаточно инертно. Безусловно, в числе объективных причин находится отсутствие знаний не только у школьных учителей, но и у тех, кто обучает их в вузах, несмотря на то, что вопрос об использовании компьютера в обучении рассматривается в педагогике с 70 годов 20 века.

Объективным фактором торможения является также и отставание учебно-материальной базы, технической оснащенности школ. В то же время есть и причины субъективного характера. Среди них – элементарное отсутствие навыков пользователя компьютером, инертность, консерватизм некоторых учителей.

Мультимедийный материал к уроку (презентации, компьютерные модели и др.) по предмету заметно повышают эффектность и наглядность учебного процесса. Кроме того, презентации могут стать как продуктом собственной творческой деятельности учителя, так и формой сотрудничества учителя и одаренного учащегося, ученика с повышенной мотивацией к учению. Внедрение информационных подходов в предметное преподавание не должно стать данью очередной педагогической моде, это реальный путь оптимизации труда учителя и улучшения учебной подготовки учащихся.

Практика показывает, что по причине неполного овладения информационными технологиями зачастую допускаются типичные ошибки в использовании презентаций.

По мнению многих дидактов, нельзя допускать следующее:

  • предлагать мультимедийные презентации учебных тем только для демонстрации или иллюстрации на уроке. В них желательно четко и последовательно структурировать предлагаемые учебные задания, побуждающие учеников к мышлению и деятельности;
  • не следует перегружать презентацию учебной темы слайдами, второстепенным материалом, специальными эффектами, быстро и часто менять их и тем самым вносить сумятицу в сознание детей, не успевающих увидеть, подумать, оценить, осознать, вникнуть;
  • нельзя использовать текст мелким шрифтом и в большом объеме, текст со множеством пестрых цветов, загруженный непонятными терминами;
  • держать большую часть урока включенный экран с текстом или слайдами, не соответствующими очередному этапу урока.

Особую роль приобретают идеи технологизации учебно-воспитательного процесса и их реализация в рамках конкретного урока.

Успешность учения учащихся напрямую сопряжена с умением учителя организовать учебную деятельность. Арсенал педагогических приемов достаточно велик и известен. В некоторых случаях даже наблюдается определенный перекос в формах в ущерб предметному содержанию.

Вместе с тем еще раз подчеркнем, что качество обучения учащихся в первую очередь обеспечивается профессионализмом и личностной позицией учителя, что общеизвестно. Однако содержание и система внутришкольного контроля также имеют немаловажное значение. В этой системе должна быть главной целью эффективность каждого урока. Формализм административных посещений уроков известен учителям, как дорога и реальна польза от советов грамотного руководителя.

В завершение сказанному, напомним, что школьный звонок не устает звать нас к уроку. Пытливый детский ум, ясные взгляды, отражающие готовность к неизведанному, - все это прекрасные и трудные учительские будни, труд, «полный активности и мысли». Это – современный урок. 

    

===

 

Полезные ссылки:

 ∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

 ∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

 ∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

  •   Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

 ∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

 ∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

 ∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

 ∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

 ∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

 ∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

 ∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

 Выпуск подготовил:

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

 

 ===

 

Уважаемые друзья!  

  

Цитирование или иное использование материалов Eidos-Science  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: Eidos- Science-43. Выпуск № 43 от 16 января 2010 г. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

 

===

 (С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2009

 E-mail: info@eidos.ru

 http://eidos.ru


В избранное