Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изучение английского языка

  Все выпуски  

Изучение английского языка Eidos-English-26


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Eidos-English-26

 14 сентября 2006 года

www.eidos.ru

= Знаете ли вы, что


- ИМЕННЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ получат в этом году призеры V-й
Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по литературе!
Регистрация до 20 сентября включительно -
http://www.eidos.ru/olymp/liter/2006/index.htm

- Вы можете заказать необходимый вам дистанционный курс для проведения в
предварительно согласованные сроки (для группы от 5 человек) -
http://www.eidos.ru/courses/about/registr.htm



 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
 

1.  Смысл и цели образования.

2.  Useful idioms

 


 

Смысл и цели образования.

Материалы Форума конференции: http://khutorskoy.fastbb.ru

Ответственный редактор: к.п.н, зав.кафедрой педагогики ЦДО «Эйдос»
А.Д.Король

Администратор:

Происходит ли изменение смысла и целей общего образования в результате
введения телекоммуникаций? Если происходит, то что именно и как меняется?

Галанов А.Б.:

Вопрос вызывает встречный вопрос: разве средства обучения могут менять
цели общего образования? Если мы телекоммуникации будем рассматривать
только как средство обучения, то цели обучения не изменятся. На мой
взгляд, телекоммуникации в общем образовании могут решить те проблемы,
которые не удается решить традиционным способом. Например, на
дистанционном уроке по физике учеников по вопросам элементарных частиц
консультируют ведущие специалисты. Действительно, трудно собрать
аудиторию юных физиков из разных регионов России и провести с ними
консультацию. Вот тут и пригодились телекоммуникации. Цель образования
не изменилась. Конечно, телекоммуникации несут определенные
дидактические функции. В рассмотренном примере видно, что усиливается
мотивация к изучаемому предмету и т.д. Но вопрос был не об этом.

А.В. Хуторской:

Galanov пишет: "разве средства обучения могут менять цели общего
образования?"

Образование - это система. Изменение любого элемента системы всегда
меняет всё систему, в том числе и влияет на другие её элементы. Об этом
и речь: как меняются\должны измениться цели образования при введении в
него телекоммуникаций? Т.е. какие цели были, а какие будут? Это ключевой
вопрос педагогической инноватики, от ответа на него зависят те действия,
которые необходимо предпринять, чтобы ввести телекоммуникации в
образование. Если этого не делать, то так и будет всё оставаться на
уровне "телекомуникации полезны, но учителя не хотят их применять".

Галанов А.Б.:

А.В.Хуторской пишет: «Образование - это система. Изменение любого
элемента системы всегда меняет всё систему, в том числе и влияет на
другие её элементы».
С этим можно согласиться. Но если телекоммуникации рассматривать именно
как «коммуникации», то в этом случае они выступают не элементом системы,
а связью элементов системы. В любой системе элементы выступают не сами
по себе, а во взаимосвязи. На мой взгляд, цели образования зависят все
же от социального заказа, запроса учеников и т.д. Это может быть:
развитие творческих способностей личности, формирование человека
успешного (А.В. Хуторской) и т.д. А телекоммуникации помогают лишь
быстрее, эффективнее достичь цели.

Кулешова Г.М.:

Galanov пишет: «разве средства обучения могут менять цели общего
образования?»

Уважаемые коллеги! Остановлюсь на некоторых моментах дискуссии.
1. Обратившись к определению телекоммуникацией, мы найдем –ТК-"передача
произвольной информации на расстояние с помощью технических средств».То
есть ТК это не только средства-это процесс.
2. Следующее- информация. Что передавать с помощью этих средств? И вот
здесь, я думаю, и содержится главное. Можно просто опять-таки передавать
информацию как в классе по схеме: оправитель-соообщение-получатель. И
тогда это опять традиционный монолог. Важнее же схема другая:
отправитель-сообщение-получатель-обратная связь. И здесь уже диалог.
Компьютерные ТК позволяют этому диалогу состояться.
3. Третье. Считаю, что, говоря о смысле и целях общего образования при
введении в него телекоммуникаций, мы должны сменить акценты. Если в
схеме общения часто отправителем является учитель, а получателем ученик,
то в инновативной
педагогике может произойти смещение и сопряжение: и ученик, и учитель
могут быть одновременно в разных ролях, а кроме того сам ученик может
научиться управлять собственным обучением. То есть целью можно назвать
образно- научиться самому стать
менеджером своего образования, то есть выстраивать собственную
образовательную траекторию.
4. Кстати, именно дистанционное обучение с использованием средств КТК
может помочь ученику и учителю создавать собственную образовательную
историю, которая будучи
зафиксированной в рефлексии, дает и учителю и ученику момент осознания
собственного продвижения.
5. Ради чего? Вот это понятие пути, продвижения, развития мне кажется
очень важным для понимания смысла. Мне понравилась и просто «легла» на
мои размышления мысль философа М.К. Мамардашвили о том, что «человек
создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с
участием его самого, его индивидуальных усилий». Именно этот смысл и
можно признавать: от познавательного интереса- к интересу к самому себе
как создающемуся в своем образовании человеку. И именно КТК
способствуют, более чем традиционное обучение, этому осознанному
продвижению и созданию. А как думаете вы?

А.В.Хуторской:

Кулешова Г.М. пишет: «Если в схеме общения часто отправителем является
учитель, а получателем ученик, то в инновативной педагогике может
произойти смещение и сопряжение: и ученик, и учитель могут быть
одновременно в разных ролях, а кроме того сам ученик может научиться
управлять собственным обучением. То есть целью можно назвать образно -
научиться самому стать менеджером своего образования, то есть
выстраивать собственную образовательную траекторию».
Итак, вы считаете, что один из аспектов изменения целей образования в
связи с введением ИКТ становится появление цели ученика выстраивать свою
траекторию. Чем вы можете доказать это утверждение? Только ли ИКТ
является причиной этого? И только ли к этому приводит внедрение ИКТ?
Эти вопросы особенно актуальны в свете грядущей массовой интернетизации
школ. Правительство планирует за 2 года подключить все школы к Интернет.
Так вот какие изменения в образовательных целях этих школ
произойдут/должны произойти? От решения этих вопросов будет зависеть многое.

Кулешова Г.М.:

Считаю, что прояснение целей, направленных на собственную активность и
ответственность ученика в образовании, необходимо и без внедрения ИКТ-
это просто "приоритет в приоритете". Работа по проектированию и
реализации ИОТ ученика способствует этому. Однако по моим наблюдениям и
исследованию, которым я занимаюсь, именно использование ИКТ вносит новый
импульс в эту работу и по-видимому делает её более эффективной. Если
коротко, то ИКТ позволяют создать уникальные условия для осуществления
ИОТ ученика, а именно: возможность педагогического сопровождения
дистанционным педагогом, исповедующим данную технологию; открытая
организация учебного пространства... Кроме того именно ИКТ позволяют
эффективно заниматься подготовкой очных педагогов по этому направлению,
создавая таким образом возможности для интеграции очной и дистанционной
форм обучения. ВЫбор учеником того или иного дистанционного мероприятия
(ДЭО, курсы, Эйдос-классы, проекты) можно рассматривать как элемент
личностного начала и импульс образовательного движения. Работа в том или
ином мероприятии может считаться как реализация индивидуальной
образовательной программы с её основными компонентами: смысл, цели,
задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание
образования, система контроля и оценки результатов. Из суммы выполненных
работ складывается портфель достижений на том или ином курсе или
олимпиаде, причем, осознанно развиваются те или иные способности ученика
(особая роль принадлежит коммуникативным, информационным, креативным и
самоорганизации). Именно за счет письменной фиксации как внешних, так и
внутренних результатов (рефлексивного осмысления) идет сохранение и
создаются возможности для эффективной работы по коррекции, самоанализу и
педагогическому сопровождению, чего в таком проявлении нет в очной форме.
Я вкратце рассмотрела некоторые вопросы, связанные с ИОТ с
использованием ИКТ в дистанционной форме. Конечно же, я не утрирую их
роль. Траектория (в нашем понимании) может реализовываться и без
использования телекоммуникаций, но в силу особенностей последних:
отдаленность, вынужденность и достоинства общения, интерактивность,
письменная фиксация, гипертекст, открытость и т.д.- делать это можно и
ученику и учителю более профессионально.
Внедрение ИКТ и "массовая интернетизация" школ могут привести к чему
угодно, как всякое внедрение. Я уже писала о целях в статье о
инновациях: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm
То есть целью любого учебного заведения должно быть удовлетворение от
учебы, радость от образовательного продвижения. Именно эта цель должна
быть долговременной.
Всякая иная ничего не гарантирует, если человек не хочет учиться и
жаждет побыстрее избавиться от школы, вуза и т.д. Работа по реализации
ИОТ ученика - в русле этих размышлений. А Ваше мнение?

Одинец К.А.

Кулешова Г.М. пишет: «Внедрение ИКТ и "массовая интернетизация" школ
могут привести к чему угодно».
И школа должна опередить негативное влияние "интернетизации". Научить
ученика не только "плавать" в огромном потоке информации, но и
оперировать различными навыками ее обработки, уметь извлекать информацию
из контекста, формирование информационной компетенции возможны с
внедрением ИКТ. И звучит совсем парадоксально: телекоммуникации
позволяют уделить больше индивидуального внимания очному ученику.
Обсуждение хода работы, консультации, информационная поддержка перешли в
режим электронной почты и компенсировали нехватку времени для очного
общения.

Скрипкина Ю.В.:

Введение телекоммуникаций как минимум, на мой взгляд, ведет к
возникновению новых целей. По крайней мере - должно вести. Одна из
целей, как я думаю, - помочь человечку ориентироваться в потоке
информации, критически ее оценивать. Не ограничивать поток информации
(часто можно услышать, в том числе и от педагогов, о негативном влиянии
на подрастающее поколение телевидения, Интернета, о вреде виртуального
общения), а "возглавить".
Вот такая мысль пришла, на историчесокм материале... С развитием
книгопечатания, популяризацией печатных изданий "умение читать" как одна
из целей получения образования появилась в явном виде и окрепла. Если
уйти совсем далеко в историю, то ранее у образования были несколько
другие цели. Тогда могу предположить, что возникновение средств
коммуникаций и их прочное вхождение в жизнь также приведут к тому, что
"владение телекоммуникациями" станет одной из целей. Да и сейчас в
контексте целей говорят о "развитии современной гармоничной личности",
"привитии информационной культуры"...

Прохожий (Не зарегистрирован):

Странно. Неужто появление шариковых ручек (или иных пишущих приборов)
ИЗМЕНИЛО цели обучения? Воспринимайте телекоммуникационные средства как
ещё одну "шариковую ручку". Да. Конечно надо научиться писать ручкой, но
ставить это целью образования.... нонсенс.

А.В.Хуторской:

Прохожий наверное забыл известный фантастический сюжет о том, что
наступив в прошлом на бабочку, человек до неузнаваемости изменил будущее.
Прохожий пишет: «Конечно, надо научиться писать ручкой, но ставить это
целью образования.... нонсенс».
Речь не идет о том, чтобы ставить целью научиться писать ручкой, хотя
такая цель в общем-то уже стоит, а о том, как авторучка (её введение
вместо карандашей) повлияла на
изменение целей образования.

Скрипкина Ю.В. убедительно пишет: «С развитием книгопечатания,
популяризацией печатных изданий "умение читать" как одна из целей
получения образования появилась в явном виде и окрепла». Т.е.,
безусловно, новые средства влияют на имеющиеся цели образования, меняют
их. Вопрос, ради чего. Иногда, и особенно сегодня среди информатиков
идет мощная тенденция изменять цели образования ради того, чтобы
"перетянуть одеяло на себя", т.е. поставить образование на службу
информатики, соответствующих технологий, техники, бизнеса. Я об это
недавно говорил на заседании в РАО и написал об этом «Куда ты мчишься,
информатика»? - http://www.eidos.ru/avh/be/20060530/index.htm. Так что
проблема есть и серьезная - обоснованность происходящих изменений в
целях образования. Ради чего эти изменения?

А.Д.Король:

Телекоммуникации являются порождением и символом современного общества,
отражают ускорения темпа времени, все возрастающих объемов информации,
ее дифференциацию. Естественно, вышеперечисленные «новые веяния»
общества западного культурного типа сказываются на человеке, порождают
разобщенность, дистанцирование  людей друг от друга, растрату
духовно-нравственных основ человека, а, значит, воздействуют на
сложившуюся тысячелетиями культуру общения человека, его психику.
Данные общественные изменения не могут не затрагивать и образование,
кризис которого заключается в том, что в век доминирования ценностей
западной цивилизации человек все более и более удаляется от своих
истоков и духовных потребностей.
Изменение времени затрагивает и изменение расстояния, дистанции.
Дистанционное образование, телекоммуникации, как противоядие, которое
присутствует в любой болезни, способно пробудить воображение, скрытые
резервы психики, воссоздать цельный первообраз человека, возродить
духовно-нравственные основы человека.
Поэтому все вышесказанное требует изменения основных структурных
компонентов образования – смыслов, целей, содержания, и, конечно же,
форм и методов обучения.

 

Useful Idioms

Today we are going to speak about an idiomatic expression “as dead as a dodo. The dodo was a funny-looking bird that became extinct during the time of colonization of Australia and nearby islands. The stupid birds were an easy catch for the colonists who used it for food. Now when we want to say that something doesn’t exist anymore we use the term “as dead as a dodo”.  

 

Посетите страницу кафедры иностранных языков!
http://www.eidos.ru/project/school/foreign/index.htm  


Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательной ссылкой на Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; e-mail: list@eidos.ru
  
===
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
E-mail: info@eidos.ru
http://www.eidos.ru

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 12.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2006 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное