Почему провалился дистант во время пандемии? Если кратко, то из-за неграмотной его организации. Простой перенос классно-урочной системы для дистанта не подходит.
Между тем, дистанционное обучение может быть намного эффективнее очного. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы.
1. Создание учениками образовательного продукта. Это основной ориентир. Не нужно в дистанте читать лекции, объяснять материал или пересылать его для изучения. Не подходят здесь и тесты. Основное внимание педагога – то, что создадут ученики по его учебному предмету.
2. Соответствие образовательного продукта учебной программе и личным потребностям учеников. То, что предлагается делать ученикам, должно быть им нужно. Именно сейчас и именно этим ученикам нужно.
3. Востребованность продукта.Создаваемое учеником должно быть нужно кому-то ещё. Речь идёт о его пользе. Не следует предлагать ученикам решать умозрительные задачи.
4. Презентация образовательного продукта. То, что сделано учеником, обязательно им демонстрируется и дистантно обсуждается. Презентация сопровождается вопросами, оценкой, рефлексией со стороны всех учащихся.
5. Дистанционные коммуникации учеников. Приветствуются и организуются парные, групповые взаимодействия, в том числе консультации с учителем.
Подобная организация дистанта предполагает отнюдь не классно урочную систему. Количество онлайн занятий не более 20%, остальное - офлайн, т.е. асинхронно (неодновременно). 30% времени ученики работают самостоятельно, их этому необходимо учить. Отлынивать они не будут, если действительно будет предложено то, что для них актуально. 20–30% времени на коммуникации учеников друг с другом или педагогом. 10% времени – презентация и обсуждение созданного учениками.
Вопросам самореализации учащихся в дистанте посвящена очная конференция«Самореализация учащихся в дистанционном обучении», которая проводится 19-21 июня 2024 в Москве. Идёт регистрация предварительных заявок.