Дистанционные курсы Функциональная грамотность в школе
9 августа 2022 г.
Функциональная грамотность в школе
Для выяснения смысла и методик развития функциональной грамотности примите участие вАвгустовской конференции, которая состоится в Москве 25-27 августа 2022 г. Возможно очное участие в конференции и дистанционное участие в вебинарах.
Что понимают под функциональной грамотностью?
А.В. Хуторской, докт. пед. наук
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Крылов И.А., басня «Щука и Кот», 1813 г.). Сегодня в образование лезут все кому не лень: поисковики, банки, копирайтеры, имиджмейкеры, айтишники, политики, чиновники. Не хватает настоящих учёных и педагогов. Тех, кто «готовит к «Еге» я педагогами не считаю.
В советское время и ещё раньше под функциональной грамотностью понимались умения читать и писать. Чтение и письмо, наряду с математикой, и сегодня считаются «основными» учебными предметами в начальной школе. Хотя многие специалисты справедливо считают, что основами для младших школьников являются совсем другие предметы, развивающие их эмоционально-образные, творческие качества, потому, что именно их развитие особенно важно в этом возрасте.
Советская грамотность «читать и писать» сохраняется и сегодня, особенно для младших детей. Но, мир меняется. Появились гаджеты, цифровизация, соцсети. Море информации, в которой сложно разобраться без подготовки и не стать объектом чьих-либо манипуляций. То есть, появилось множество совсем других «грамотностей», которые необходимы современному человеку. И функциональная грамотность сегодня совсем уже не удел начальной школы, а охватывает все возраста, особенно старшие. Сплошь и рядом встречаются учителя, не владеющие смартфоном, самыми бытовыми программами и приложениями, не говоря об образовательных. Как и чему они смогут научить будущие поколения? Если в школе до сих пор отбирают у детей смартфоны и кладут их в шкафчики, директора таких школ профнепригодны, они отбирают у детей их путь в будущее, вместо того, чтобы самим овладеть современными средствами учёбы и жизни.
Так что такое функциональная грамотность по отношению к образованию школьников? Каких только определений не встретишь в статьях, которые пишут и размещают в сети различные «копирайтеры», «эксперты по интернет маркетингу и диджитал технологиям» и т.п. К сожалению, учёные в области педагогики как всегда отстают, грамотных статей, монографий, диссертаций по функциональной грамотности очень мало.
Не прибавляет обоснования тяга многих наших специалистов к "заморским" системам и толкованиям, которые почему-то принимаются на веру и переносятся на отечественную почву. Пример с "Болоньей" по идее должен таких специалистов чему-то научить.
Приведу пример произвольного толкования «важных» типов функциональной грамотности известной своей давней «иноагентской» деятельностью в России системы «PISA». Сотрудники этой международной организации, руководимой из Австралии, диагностируют следующие виды функциональной грамотности: читательскую, математическую и естественнонаучную, а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. У перечисленных видов грамотностей нет общего грамотного основания. Почему именно эти «грамотности» диагностируются? Как учитываются возрастные и иные особенности детей, цели и особенности национальных систем образования?
Деятельность PISA в России прекращена, но, к сожалению, Федеральный институт оценки качества образования не предлагает более обоснованной типологии и продолжает использовать «грамотности» PISA. Собственной Национальной системы оценки качества образования, по сути, не существует. Все эти ВПР, ОГЕ и ЕГЭ таковой системой, на мой взгляд, не являются, поскольку не соответствуют ни ФГОСам, ни современным потребностям человека в образовании. Попытка строить "объективные" системы оценки (разве таковые бывают? Ведь все эти КИМы создаются субъектами) означает нечеловекосообразные ориентиры.
Что в этих условиях делать учителю? Использовать общедоступные, но малообоснованные понимания, которые им навязывает интернет или различные активные структуры? Но, тогда можно попасть в неприятную ситуацию непосредственно с учениками, которые тут же «потеряют мотивацию» и потом придётся её долго восстанавливать.
О том, что такое функциональная грамотность сегодня, мы будем разбираться на нашей ежегодной Августовской конференции, которая состоится в Москве 25-27 августа 2022 г. Возможно очное участие и участие в вебинарах. Тема конференции "Функциональная грамотность в школе".
Кроме того, до 20 сентября 2022 г. действует акция:Приедем к вам и выступим очнона вашей августовской конференции, проведём семинар для ваших педагогов на актуальные темы, в том числе по функциональной грамотности.