Что такое педагогика? Диалог "Хуторской - Курганов"
Образование человека изучают и многие науки: физиология, психология, философия, социология, антропология, андрогогика, методики обучения и др. Каждая из них имеет свой предмет. Но только одна наука рассматривает образование человека в его целостности, — это педагогика.
Что такое педагогика? Диалог "Хуторской - Курганов"
∙ ДИСКУССИЯ
Продолжите дискуссию, которая проходила в Фейсбуке.
Сергей Курганов: «Педагогика не наука, искусство. Никакие диссертации по педагогике совершенно не нужны».
Андрей Викторович Хуторской: «Педагогика — наука об образовании человека. А искусством является умение ее применять. По педагогике нужны востребованные диссертации. Например, такие, которые защищают представители нашей научной школы: https://eidos-institute.ru/science/ ».
Сергей Курганов: «Мне всегда было очень сложно понять, почему педагогика — наука. Я и сейчас этого не понимаю. Педагог никогда никакую науку не применяет, конечно. Педагог действует интуитивно. Потому что педагог — артист. Кто-то может об этом написать квазинаучную работу, но педагогу и педагогике это совершенно не нужно. Нужна хорошая журналистика, эссеистика, но уж никак
не наука».
Андрей Викторович Хуторской: «Наука и появляется тогда, когда человек, действующий интуитивно, осознает и структурирует основания своих действий, выявляет причины и закономерности явлений и событий, применяет к ним атрибуты создаваемой науки. У журналистики для этого меньше средств, чем у науки, хотя они, средства образования людей, конечно, у журналистики есть».
Сергей Курганов: «Согласен, но будет ли это педагогическая наука? или достаточно психологии (ну, скажем, Выготский) и философии (допустим, Библер)»?
Андрей Викторович Хуторской: «Науки между собой взаимодействуют, конкурируют. Например, психология последовательно совершает экспансию в сторону педагогики, захватывая ее предмет исследования (образование человека). Появилась “педагогическая психология”. Последний пример — школьные ФГОСы в России, которые созданы психологами и на психологической основе. Педагогика и методики
исключены из них в качестве основания».
Сергей Курганов: «Как вы думаете, дорогой Андрей, образуется ли в XXI в. при этом педагогика как наука, сопоставимая с психологией, то есть появились ли научные исследования в педагогике, сопоставимые с исследованиями Выготского, Фрейда, Пиаже в психологии или Гегеля, Бахтина, Библера в философии?»
Андрей Викторович Хуторской: «Вы правы, педагогика как наука менее развита, чем многие другие. Она вообще молодая наука, ей всего каких-то 200 лет. В советское время из-за идеологического давления педагогику засорили политическим долженствованием, попытались сделать ее ручным инструментом изготовления нужного человека — хомо-советикуса. Из-за этого педагогика не развивалась,
превращалась в схоластику с политическими заклинаниями и морализаторством, потеряла авторитет и уменьшила свой рейтинг как наука. В лучшем случае ее считали искусством и привязывали к отдельным педагогам. То есть произошел эмпирический крен, который и вы продекларировали. В то же время в педагогике есть достижения, теории, подходы, которые укрепляют ее как науку. Ушинский сформулировал многие моменты, Блонский исследовал образовательный процесс, Дьяченко попытался вскрыть онтологию обучения. Хотя дидактика —
это не педагогика. В любом случае, педагогику еще ждут достижения. Но надо понимать, что это особая наука, не такая, как физика и математика».
Сергей Курганов: «Спасибо, во многом я согласен».
...
(Источник: Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – С. 105-106).