Многие учителя отождествляют внешнее содержание образования с собой, со своим собственным содержанием знаний/пониманий/ценностей. И видят своей задачей трансляцию этого своего содержания. А ученику оставляют только одну функцию - принять транслируемые "истины".
Такая позиция - авторитарная и часто агрессивная, не сообразная ученику. Она не учитывает его сущности, предрасположенности и, по большому счёту, - предназначения.
Примечательно, что такие учителя, как правило, это своё передаваемое ученикам содержание также берут извне - из учебников, приказов и т.п., выступая трансляторами того, что им "велено". Подобная позиция переводит учителя, по сути, в статус наёмника.
Между тем, есть совершенно иная позиция учителя.
Откуда берётся роль учителя? Она следует из понимания кто такой человек и что означает его образование. Наша научная школа придерживается понимания образования как образовывания человека, реализации его потенциала. А учитель - организатор
образовательного
процесса. Его главная цель - помочь ученикам выявить и реализовать свой образовательный потенциал по отношению к тому предмету, который ведёт учитель.
У учителя, конечно же, есть собственное мировоззрение, в том числе и политическое. Но оно не является предметом "передачи" ученикам. Собственную позицию учитель озвучивает наряду с иными, и далеко не на первом этапе (5-6 этап по нашей технологии "Образовательная ситуация"). В данном случае каждый ученик имеет свой собственный результат, знает о наличии иных,
в том числе культурно-исторических аналогов, и имеет к ним аргументированное отношение. Такой ученик уже не простой приёмник чужой информации, а полноправный участник жизни человечества.