Как и обещал в первом выпуске даю небольшой, но весьма показательный анализ
одного доклада из сборника докладов
регионального научно-практического семинара
"Технологии личностно-ориентированного обучения" (Донецк - 2004).
Выглядит весьма солидно:
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Консорциум "Университет-Школа"
Ассоциация студентов и выпускников математического факультета
Внушительно, поэтому стоит предположить, что сборник являет собой срез
состояния образования Украины в плане современных технологий
личностно-ориентированного обучения. Это не может не радовать, учитывая
стремление любого нормального представителя Homo Sapiens к личностному
росту и развитию. Поэтому и начнём с него. Порядок выбора статей - по интересу.
Итак, Скафа Е.И. Современные технологии в обучении математике.
"Технология в любой сфере - это деятельность, которая в максимальной мере
отражает объективные законы данной предметной области и потому обеспечивает
наибольшую для данных условий соответствий результата деятельности
предварительно поставленным целям."
Стоп. Делаем остановку.
Открываем Большую советскую энциклопедию. Читаем определение.
Технология (от греч. технэ - искусство, мастерство, умение) - совокупность
методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья,
материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Задача технологии как науки - выявление физ., хим. механич. и др.
закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее
эффективных и экономичных методов производственных процессов.
Последнее определение, несмотря на кажущуюся технократичность, мне нравится
больше, потому что понятнее.
Согласно БСЭ, технологию обучения можно рассматривать как совокупность
методов обработки и т.д. учебного материала и обучаемого
в процессе обучения. Задача технологии обучения - нахождение закономерностей
процесса обучения с целью использования на практике наиболеее эффективных
и экономичных способов обучения.
Весьма рад за уважаемую госпожу Скафу. Не удосужившись ознакомиться с веками
выработанным и омытым кровью определением технологии, Скафа дает собственное.
Ну как же, технология приготовления кофе в сфере интимных отношений
в максимальной мере отражает объективные законы области интимных отношений!
Замечательно, браво! А что такое максимальная мера? Как математик спрашиваю!
Когда я говорю: "наиболеее эффективных и экономичных способов обучения", то имею
в виду те способы и методы обучения, которые либо позволяют улучшить
некоторые показатели процесса обучения (время, качество, запоминаемость)
по сравнению с известными ранее методами.
Учитывая, что процитированное предложение является первым в тезисе доклада, то
собственно говоря, дальше его можно не читать. Ну хорошо, так и быть прочитаю :-)
Действительно, читаем дальше: Отличие педагогических технологий от технологий
в материально-технической или инженерной деятельности обусловлено спецификой
учебной предметной области.
С учётом первого предложения имеем тавтологию. Далее буду опускать
подобные предложения.
Сам термин "технология" относительно учебного процесса был употреблен в 1986
году американцем Дж. Салли, но распространение получил значительно позже.
Итак, пошли перлы. Получается, что древние греки не вводили термин "технология".
Значит БСЭ врёт. Значит Каменский и Макаренко прожили жизнь зря.
Спасибо американцу Салли ;-(
Массовое внедрение "педагогической технологии" исследователи относят к началу
60-х годов...
Начали противоречить себе. А как же Салли в 1986 году?
Таким образом, приходим к потверждению мысли о том,
что данный доклад можно больше не читать.
Автор выдохся.
Подытоживая выпуск, отметим, что подобные псевдонаучные изыскания не допустимы
в высшей школе, подготавливающей кадры для научной работы.
Люди, которые проверяют работы студентов и школьников, но которые
не могут проверить свои собственные работы, не достойны проверять кого-либо.
Если такие "технологи" занимаются технологиями обучения,
то их нужно гнать из системы образования.
В чём заключается новизна данного доклада? Нет ни научной, ни учебно-методической,
никакой новизны. Только псевдонаучный бред.
Ан нет! Есть новизна! Новизна состоит в получении новой галочки в списке научных работ.
Как госпожы Скафы, так и кафедры, так и всего Донецкого национального университета.
Отчётность требует галочек.
На самом деле, подобное состояние дел является типовым. Учёные поставлены в жёсткие рамки
- три статьи или тезиса доклада в год. Я всегда в этих случаях вспоминаю Эйнштейна с его
маленькой статьёй. Продолжая поднятый вопрос, в следующем выпуске
я расскажу как из меня хотят сделать доцента. Изнасиловать в общем :-)
Желаю всем успехов.
Жилин Александр
www.zppc-services.com
alvizh@zppc-services.com