Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Технологии обучения

  Все выпуски  

Технологии обучения


Информационный Канал Subscribe.Ru


Выпуск 3.

"Современный технолог" обучения математике

Как и обещал в первом выпуске даю небольшой, но весьма показательный анализ одного доклада из сборника докладов регионального научно-практического семинара "Технологии личностно-ориентированного обучения" (Донецк - 2004). Выглядит весьма солидно:

  • Министерство образования и науки Украины
  • Донецкий национальный университет
  • Консорциум "Университет-Школа"
  • Ассоциация студентов и выпускников математического факультета

Внушительно, поэтому стоит предположить, что сборник являет собой срез состояния образования Украины в плане современных технологий личностно-ориентированного обучения. Это не может не радовать, учитывая стремление любого нормального представителя Homo Sapiens к личностному росту и развитию. Поэтому и начнём с него. Порядок выбора статей - по интересу.

Итак, Скафа Е.И. Современные технологии в обучении математике.

"Технология в любой сфере - это деятельность, которая в максимальной мере отражает объективные законы данной предметной области и потому обеспечивает наибольшую для данных условий соответствий результата деятельности предварительно поставленным целям."

Стоп. Делаем остановку. Открываем Большую советскую энциклопедию. Читаем определение.

Технология (от греч. технэ - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физ., хим. механич. и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных методов производственных процессов.

Последнее определение, несмотря на кажущуюся технократичность, мне нравится больше, потому что понятнее. Согласно БСЭ, технологию обучения можно рассматривать как совокупность методов обработки и т.д. учебного материала и обучаемого в процессе обучения. Задача технологии обучения - нахождение закономерностей процесса обучения с целью использования на практике наиболеее эффективных и экономичных способов обучения.

Весьма рад за уважаемую госпожу Скафу. Не удосужившись ознакомиться с веками выработанным и омытым кровью определением технологии, Скафа дает собственное. Ну как же, технология приготовления кофе в сфере интимных отношений в максимальной мере отражает объективные законы области интимных отношений! Замечательно, браво! А что такое максимальная мера? Как математик спрашиваю! Когда я говорю: "наиболеее эффективных и экономичных способов обучения", то имею в виду те способы и методы обучения, которые либо позволяют улучшить некоторые показатели процесса обучения (время, качество, запоминаемость) по сравнению с известными ранее методами.

Учитывая, что процитированное предложение является первым в тезисе доклада, то собственно говоря, дальше его можно не читать. Ну хорошо, так и быть прочитаю :-)

Действительно, читаем дальше: Отличие педагогических технологий от технологий в материально-технической или инженерной деятельности обусловлено спецификой учебной предметной области.

С учётом первого предложения имеем тавтологию. Далее буду опускать подобные предложения.

Сам термин "технология" относительно учебного процесса был употреблен в 1986 году американцем Дж. Салли, но распространение получил значительно позже.

Итак, пошли перлы. Получается, что древние греки не вводили термин "технология". Значит БСЭ врёт. Значит Каменский и Макаренко прожили жизнь зря. Спасибо американцу Салли ;-(

Массовое внедрение "педагогической технологии" исследователи относят к началу 60-х годов...

Начали противоречить себе. А как же Салли в 1986 году? Таким образом, приходим к потверждению мысли о том, что данный доклад можно больше не читать. Автор выдохся.

Подытоживая выпуск, отметим, что подобные псевдонаучные изыскания не допустимы в высшей школе, подготавливающей кадры для научной работы. Люди, которые проверяют работы студентов и школьников, но которые не могут проверить свои собственные работы, не достойны проверять кого-либо. Если такие "технологи" занимаются технологиями обучения, то их нужно гнать из системы образования.

В чём заключается новизна данного доклада? Нет ни научной, ни учебно-методической, никакой новизны. Только псевдонаучный бред.

Ан нет! Есть новизна! Новизна состоит в получении новой галочки в списке научных работ. Как госпожы Скафы, так и кафедры, так и всего Донецкого национального университета. Отчётность требует галочек.

На самом деле, подобное состояние дел является типовым. Учёные поставлены в жёсткие рамки - три статьи или тезиса доклада в год. Я всегда в этих случаях вспоминаю Эйнштейна с его маленькой статьёй. Продолжая поднятый вопрос, в следующем выпуске я расскажу как из меня хотят сделать доцента. Изнасиловать в общем :-)

Желаю всем успехов. Жилин Александр www.zppc-services.com alvizh@zppc-services.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное