Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка новостей образования 24.06.06 : Виктор Садовничий: 'Национальный проект 'Образова


24.06.06 : Виктор Садовничий: "Национальный проект "Образование" - это хорошая экспериментальная площадка"

В нашей стране началась реализация национального проекта "Образование", а в июле этого года на саммите "восьмерки" в Санкт-Петербурге вопросы образования станут одной из важных тем обсуждения. Своим мнением по поводу проблем образования ректор МГУ поделился с корреспондентом "Известий" Людмилой Кохановой.
известия: Виктор Антонович, мы, очевидно, должны соответствовать мировым тенденциям в образовании. А каковы они сегодня?
Виктор Садовничий: ЮНЕСКО считает необходимым сосредоточить усилия на глобальной программе "Образование для устойчивого развития" в течение 2005-2014 гг. Это своевременная и очень правильная тенденция. Суть ее состоит в том, что образование должно быть широким, доступным для всех.
известия: А каким вы видите наше образование в ближайшем будущем?
Садовничий: Оно должно быть бесплатным для тех, кто талантлив и готов преодолеть любой конкурс. И оно должно быть разным. Не надо делать вид, что все вузы учат одинаково. Как и не надо сводить всю систему образования лишь к университету или академии. Сколько раз она была близка к развалу! Мы пережили порядка пяти серьезных кризисов. Предлагали приватизировать вузы, передать их на региональный уровень, коренным образом изменить программы, следовать западным образцам и многое другое. Но все эти новации не сумели разрушить стабильность высшей школы.
известия: Что помогло выстоять?
Садовничий: Интеллект. Система образования содержит огромный человеческий потенциал, и этим она сильна. Именно благодаря ему система образования оказалась более устойчивой, чем другие системы. Сегодня мы имеем во многом обновленную систему образования по сравнению с той, которая была лет десять назад. За эти годы вузы не только сохранили своих преподавателей, сотрудников, студентов и свои традиции, но сумели выйти на новый уровень своего развития.
известия: Вы можете сказать студенту, что не знаете ответа на его вопрос?
Садовничий: Конечно. Но позже я обязательно отвечу. Вообще, я тугодум. Я долго думаю, взвешиваю, прежде чем принять то или иное решение. Это позволяет избежать многих ошибочных решений.
известия: Так нам надо поступать и с системой образования?
Садовничий: Только так. Любое поспешное решение не дает желаемых результатов. Вроде мы уже научены, что ломать - не строить. Я же стою на своем: сохранить нашу традиционную систему образования, в основе которого лежит фундаментальное знание. Вот тогда наш вклад в развитие мирового образования на всех уровнях будет весомым. Я уверен, что так думают и другие страны. И тогда интеграция мирового сообщества в образовании будет эффективной. Такая тональность, полагаю, должна быть на предстоящем саммите "восьмерки".
известия: Власть поставила перед собой амбициозную задачу, объявив о старте национального проекта "Образование". В чем его безусловные плюсы? В чем, на ваш взгляд, возможные минусы?
Садовничий: Мне кажется, что этот национальный проект ставит перед собой задачу привлечь дополнительные средства к образованию и тем самым способствовать развитию всей его системы. Но одновременно это хорошая экспериментальная площадка, на которой будут отрабатываться дальнейшие шаги по поддержке образования. Первым и главным из них я считаю повышение внимания к классному руководителю в школах. Это значит - мы заговорили о воспитании подрастающего поколения и поняли, что этим должен заниматься учитель. Во-вторых, это поддержка талантливых молодых людей. Именно этому направлению в национальном проекте "Образование" уделяется серьезное внимание. И, в-третьих, мне кажется, что в целом этот проект ставит перед собой задачу сделать работу учителя более престижной в нашем обществе. Не боюсь повторить, что данный национальный проект - лишь начало долгой и кропотливой работы, поэтому не вижу смысла говорить о минусах. Но можно и нужно говорить о перспективах и о том, что нам предстоит выбрать главные направления поддержки образования, которые государство может осуществить.
известия: В связи с этим насколько национальный проект "Образование" позволит поднять престиж педагога и создать благоприятные условия талантливому ученику независимо от материальных возможностей его семьи? Видите ли вы в идеале образование в России доступным и качественным?
Садовничий: Поднятие престижа педагога, поиск и поддержка талантливых учеников - вот тот путь, по которому мы пошли, и он верен. Безусловно, зарплата является важным моментом вообще в жизни человека, тем более невысокооплачиваемого учителя. Но есть еще и другое - есть понятие статуса, положения в обществе. И я не устаю повторять, что учитель в поселке, в деревне, в маленьком городке в послевоенные годы был главной фигурой в этом населенном пункте. Когда учитель шел по улице, все с уважением говорили: "Вот наш учитель пошел".
А чем это определялось? Его положением. Он был образован, он был грамотен. Он нормально жил. Его зарплата по тем временам была небольшой, но нормальной. И статус учителя был чрезвычайно высок. Я думаю, что наши успехи в космосе, в решении оборонных задач, в том, что мы заняли первое место в мире по научно-техническому прогрессу и накопили такой человеческий потенциал, который позволил нам быть сравнимыми с ведущими государствами, - все это определялось тем, что у нас была хорошая школа. А хорошая школа - это хороший учитель. Я не стал бы математиком, если бы у меня не было такого выдающегося учителя математики.
известия: Что, кроме образования, желания его получить, способно сплотить молодежь? Национальная идея? Самоуважение? Уважение к своей стране?
Садовничий: Что сплотит молодежь? Мне кажется, что искать искусственно какую-то национальную идею, может быть, даже в принципе неправильно. Национальные идеи накапливаются из родничков самой жизни. Национальная идея потому и называется национальной идеей, что она овладевает сразу многими людьми, становится идеей для всех. Она движет обществом. Мы знаем примеры, когда те или иные идеи выводили государство из кризиса или на более высокий уровень развития. Но мне кажется, что сейчас для молодежи важнее два других обстоятельства. Первое зависит от всех нас. Молодых людей надо воспитывать, начиная с дошкольного возраста - в семье, школе, университете. Уверен, общество не может быть богатым и достойным, если молодежь не находится на высоком нравственном, культурном уровне и если она хорошо не воспитана. Ведь невоспитанная молодежь - это беда. Нельзя сказать, что это вина этих ребят. Это раны нашего общества.
А второе - надо по возможности создавать для нашей молодежи достойные условия для ее становления в жизни. Каждый человек должен иметь простор для реализации своего потенциала и своего таланта. Вот как раз в этом и заключается задача государства и общества. Все мы - и школа, и семья, и университет, и руководство страны - должны быть озабочены тем, чтобы каждый наш растущий гражданин смог реализоваться и достичь максимальных высот в своем развитии, нашел приложение своим силам и возможностям.
А если молодежь будет видеть, что она имеет все возможности получить образование, достойную работу, может реализовать свой творческий потенциал, то она ответит стране уважением и признанием.
известия: Недавно в телевизионной передаче школьница сказала: "Я мечтала все время быть президентом, и я им стану".
Садовничий: А разве это плохо? У нас растут талантливые дети. Мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы они стали счастливыми и уверенными в себе людьми. Людмила КОХАНОВА Известия науки


\ www.eduhelp.ru Подробнее читать здесь

В избранное