Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисование - это просто!

  Все выпуски  

Рисование - это просто! Детское рисование. Часть 1.


 Добрый день, уважаемые подписчики!

 В этом и в нескольких последующих выпусках мы рассмотрим как происходило развитие ваших художественных способностей в детстве. Матерьял для данных выпусков будет взят из книги Б. Эдвардс "Откройте в себе художника"

 

"Большинство взрослых людей, принадлежащих к западной цивилизации, в своих навыках изобразительного искусства развиваются ненамного сверх того уровня, которого они достигают к девяти-десяти годам жизни. В подавляющем множестве видов умственной и физической деятельности навыки людей по мере их взросления изменяются и развиваются, примеры этому — речь почерк. Развитие навыков рисования, однако, у большинства людей почему-то прекращается в раннем возрасте. В западной культуре дети, конечно, рисуют как дети, но большинство взрослых тоже рисуют как дети, какого бы уровня они ни достигали в других сферах жизни. Рисунок1 и Рисунок2 иллюстрируют стойкость детские форм в рисунках, недавно выполненных выдающимся молодым ученым, который как раз заканчивает работу над докторской диссертацией в крупном университете.

Я наблюдала за тем, как этот человек в течение двадцати минут выполнял свои рисунки, как он рассматривал модель, рисовал, стирал и рисовал снова. Все это время весь его вид выражал беспокойство, он выглядел напряженным и расстроенным. Позже он сказал мне, что ненавидит свои рисунки и ненавидит само рисование — ненавидит, и точка!

Если бы нам нужно было дать какое-то название этой неспособности, как это делают педагоги, навешивающие ярлык дислексия на проблемы при обучении чтению, то мы могли бы окрестить эту проблему диспикторией, или диз-артистикой или как-нибудь еще в этом роде. Но никто этого не сделал, потому что рисование в нашей культуре — не такое уж жизненно важное умение, в отличие от умения говорить или читать. Поэтому вряд ли кто-нибудь обращает внимание на то, что многие взрослые рисуют по-детски, а многие дети бросают рисование в возрасте девяти-десяти лет. Эти дети вырастают, становятся взрослыми и потом жалуются, что они никогда не умели рисовать и не могут даже провести прямую линию. Те же самые взрослые, однако, если их спрашивают, часто отвечают, что хотели бы научиться хорошо рисовать, хотя бы просто ради удовлетворения от разрешения проблемы рисования, которая так мучила их в детстве. Но им кажется, что им пришлось прекратить рисовать, потому что они просто не смогли научиться это делать.

Следствием этой ранней остановки в художественном развитии является то, что вполне компетентные и уверенные в себе люди зачастую внезапно испытывают застенчивость, смущение и обеспокоенность, если их просят нарисовать лицо или фигуру человека. В этой ситуации люди часто говорят что-нибудь вроде: «Нет, я не могу. Что бы я ни рисовал, это всегда ужасно. Это напоминает рисунок ребенка», Или: «Я не люблю рисовать. Я при этом чувствую себя крайне глупо». Вы сами, возможно испытали некоторые из этих ощущений, когда выполняли первые четыре рисунка в самом начале нашего курса.

 

Период кризиса

Для многих людей начало отрочества становится той вехой, когда развитие их навыков рисования резко останавливается. В это время они сталкиваются с художественным кризисом, конфликтом между их все более усложняющимся восприятием внешнего мира и уровнем художественного мастерства, достигнутым ими на тот момент.

У большинства детей в возрасте между девятью и одиннадцатью годами появляется тяга к реалистическому рисованию Они становятся резко критичными к своим детским рисункам и многократно переделывают рисунки некоторых излюбленных объектов, пытаясь добиться более правдивого изображения. Все, что не соответствует полному реализму, может расцениваться ими как неудача.

Вероятно, вы сами можете вспомнить ваши собственные относящиеся к тому возрасту попытки придать рисуемым предметам «правильный вид» и то чувство разочарования результатом, которое вы испытывали. Рисунки, которыми вы могли гордиться в более раннем возрасте, вероятно, стали казаться вам безнадежно неправильными и постыдными. Глядя на свои рисунки, вы, возможно, говорили, как говорят многие подростки: «Это ужасно! У меня нет никакого таланта. Впрочем, мне это никогда особо не нравилось, так что я не буду больше этим заниматься».

Часто дети отказываются от рисования как формы самовыражения и по другой, к сожалению, довольно распространенной причине. Легкомысленные люди иногда делают язвительные или оскорбительные замечания относительно детского искусства. Таким легкомысленным человеком может оказаться учитель, родитель, другой ребенок, возможно, обожаемый старший брат или сестра. Многие взрослые рассказывали мне свои болезненно яркие воспоминания о том, как кто-то высмеивал их неудачные попытки рисования. К сожалению, дети чаще обвиняют в ненесенной обиде само рисование, нежели легкомысленного критика. И защищая свое самолюбие от дальнейших обид, дети реагируют вполне понятным образом: редко кто из них когда-либо пытается рисовать снова.

Изобразительное искусство в школе

Даже сочувствующие учителя рисования, которых возмущает несправедливая критика детского искусства и которые хотят помочь, опускают руки, сталкиваясь с манерой рисования, которую предпочитают подростки, - сложными, детализированными сценами, напряженными попытками создать реалистический рисунок, бесконечными повторами излюбленных тем, таких как гоночные машины и тому подобное. Учителя вспоминают захватывающую дух свободу и очарование работ маленьких детей и удивляются тому, что происходит. Они сожалеют по поводу того, что они считают «скованностью» и «отсутствием творчества» в студенческих рисунках. Сами дети часто становятся самыми беспощадными критиками своего собственного творчества. В следствие этого учителя находят выход в занятиях художественным творчеством, которое кажется им более надежным и причиняющим меньше беспокойства, - типа аппликации, раскрашивания и так далее.

В результате большинство учащихся не изучают рисование в младших и средних классах. Они постоянна предаются самокритике и в очень редких случаях пытаются научится рисовать позже. Подобно упомянутому выше докторанту, они могут достичь высокой квалификации во многих областях, но если попросить их нарисовать человека рисуют так же, как рисовали в десятилетнем возрасте."

 

 


В избранное