При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мастерица" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Добрый день, уважаемые подписчики! Это рисунок Пикассо, (http://drawing-2006.narod.ru/PicassoStravinsky.jpg) на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Рисовать, таким образом, вы будете тоже вверх ногами. Другими словами, вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким вы его видите. Прежде, чем начнете рисовать. Прочитайте все указания. 1. Найдите тихое место для занятий рисованием, где никто не будет вам мешать. Включите музыку, если хотите. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка слышится приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему приблизительно 30—40 минут — можно и больше. Заведите 6удильник или таймер, если желаете не беспокоиться о времени (функция Л-режима). И что еще 6олее важно — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим. 2. Рассмотрите перевернутый рисунок в течение минуты. О6следуйте углы, формы и линии. Вы можете заметить, что все линии смыкаются. Где заканчивается одна линия, начинается другая. Линии располагаются под некоторыми углами относительно друг друга и относительно границ бумаги. Изогнутые линии описывают определенные пространства. Линии фактически формируют пространства, и вы можете увидеть формы пространств, образованных линиями. 3. Когда приступите к рисованию, начинайте сверху и копируйте каждую линию, перемещаясь от одной линии к соседней, совмещая их все вместе точно так же, как на составной картинке-головоломке. Пусть вас не заботит, как назвать те или иные части; это не нужно. Если вы сталкиваетесь с частями, которые, возможно, вы могли бы назвать, такими как р-у-к-и или л-и-ц-о (помните, мы не называем вещи!), просто думайте про себя: “Ладно, эта линия искривляется вот так; эта идет поперек, образуя здесь небольшую форму; эта линия наклонена под таким вот углом по отношению к краю бумаги”, — и так далее. Опять же, старайтесь не думать о том, чем являются те или иные формы, и избегайте любых попыток узнавать или называть различные части. 4. Теперь начинайте выполнять свой перевернутый рисунок, перемещаясь от одной линии к другой, от одной части к смежной. 5. Начав рисовать, вы почувствуете, как вас увлекает взаимное расположение линий. К тому времени, когда вы полностью погрузитесь в рисование, Л-режим выключится (это задача не того рода, за которую левое полушарие берется с готовностью: она выполняется слишком медленно, и детали слишком трудно узнаваемы), и включится П-режим. Помните, что все, что вам нужно знать, чтобы выполнить рисунок, находится у вас прямо перед глазами. Здесь имеется вся необходимая для успешной работы информация. Не усложняйте. Это действительно очень просто. После того, как закончили. Закончив работу и перевернув свой рисунок в нормальное положение, вы будете, вероятно, весьма удивлены тем, насколько хорошо он получился. Чем это можно объяснить? Ведь это противоречит здравому смыслу. Невозможно было ожидать, что фигура, наблюдаемая и рисуемая вверх ногами, изображается легче и с гораздо лучшими результатами, чем фигура, рассматриваемая и рисуемая в нормальном положении. Ведь линии остаются те же самые. Переворачивая рисунок Пикассо вверх ногами, мы никоим образом не переупорядочиваем линии и не облегчаем их рисование.. “Талант” у студентов тоже не мог появиться внезапно. Эта головоломка загоняет логическое левое полушарие в тупик: как объяснить это внезапное появление способности хорошо рисовать, когда оно (левое полушарие-всезнайка) отстраняется от решения задачи. Левое полушарие, которое восхищается хорошо выполненной работой, теперь вынуждено допустить возможность того, что презренное правое полушарие действительно способно к рисованию. Если говорить более серьезно, разумным объяснением этого нелогичного результата является то, что левое полушарие мозга отказалось от задачи обработки перевернутого вверх ногами изображения. Возможно, левое полушарие, сбитое с толку и блокированное непонятным изображением и неспособное привычным для себя образом называть вещи своими именами или использовать символы, отключилось, и работа 6ыла перепоручена правому полушарию. Превосходно! Правое полушарие мозга -это полушарие, идеально соответствующее такой задаче, как рисование. Специализируясь на такой задаче, правое полушарие мозга справляется с ней легко и непринужденно. Упражнение с перевернутым рисованием продвинуло вас вперед в двух отношениях. Во-первых, вы теперь осознанно помните, что вы чувствовали после того, как осуществили переключение сознания из Л-режима в П-режим. Качество состояния сознания в П-режиме отличается от Л-режима. Любой человек может обнаружить эти различия и научиться замечать переход из одного состояния сознания в другое. Странным образом сам момент перехода из одного состояния сознания в другое всегда остается неосознанным. Например, вы можете осознавать, что бодрствуете, а затем обнаруживать себя в состоянии мечтательности, но момент перехода от одного состояния к другому ускользает от вас. Точно так же момент перехода из Л-состояния в П-состояние ускользает от сознания, но как только вы осуществили этот переход, отличие этих двух состояний становится вполне постижимым. Это постижение поможет установить сознательный контроль над переключением режимов, в чем и состоит главная цель этих уроков. Во-вторых, 6лагодаря этому упражнению вы осознали, что переход в П-режим позволяет вам научиться художественному восприятию и, следовательно, научиться рисовать то, что вы воспринимаете. Ясно, что мы не всегда можем переворачивать вещи вверх ногами. Ваши модели не будут стоять на голове, позируя для вас, да и пейзаж не станет ради вас переворачиваться вверх ногами или выворачиваться наизнанку. Наша цель, таким образом, состоит в том, чтобы научиться осуществлять переключение сознания при восприятии вещей в их нормальном положении. Ключевой момент художественного восприятия состоит в том, чтобы направлять все внимание на визуальную информацию, которую левое полушарие не может или не желает обрабатывать. Другими словами, вы должны стараться загружать свой мозг работой, от которой отказывается левое полушарие, тем самым позволяя правому полушарию воспользоваться своей способностью к рисованию. Упражнения, приводимые в следующих главах, покажут вам некоторые способы, как этого добиться. Обзор основных черт П-режима Не повредит еще раз вспомнить, какими ощущениями сопровождается П-режим. Мысленно вернемся назад. Вы осуществляли переключение уже несколько раз: когда выполняли рисунки ваз-лиц и сейчас, когда рисовали Стравинского. Вы заметили, что, находясь в состоянии П-режима, не осознавали хода времени — долго ли, коротко ли занимались рисованием, — пока по завершении работы не взглянули на часы? Вы заметили, что не слышали того, что говорили люди, находившиеся поблизости, — что вы, на самом деле, не хотели ничего слышать? Вы, возможно, слышали звуки, по не пытались постичь смысл того, что говорилось. И заметили ли вы, что ощущали себя в полном сознании в то же время были полностью расслаблены — были уверены в себе, увлечены, поглощены рисованием, сохраняя ясность мыслей? Пребывание в П-режиме действительно доставляет удовольствие, и в этом режиме вы сможете хорошо рисовать. Но есть и еще одно дополнительное преимущество: переход в П-режим освобождает вас на время от доминирования вербально-символического Л-режима, что приносит долгожданное облегчение. Удовольствие может проистекать от того, что левое полушарие отдыхает, перестает щебетать, хранит молчание на время переключения. Этим стремлением к успокоению Л-режима могут отчасти объясняться такие вековые дисциплины, как медитация и произвольное погружение в измененные состояния сознания, достигаемые с помощью поста, наркотиков, религиозных песнопений и алкоголя. Рисование в П-режиме вызывает измененное состояние сознания, которое может длиться часами, принося значительное удовлетворение. Прежде, чем читать далее, выполните еще хотя бы два перевернутых рисунка. Воспользуйтесь этими рисунками либо подыщите для копирования любой другой линейный рисунок. Всякий раз, когда вы рисуете, старайтесь осознанно ощутить переход в П-режим, чтобы привыкнуть к пребыванию в этом состоянии. http://drawing-2006.narod.ru/karlik.jpg http://drawing-2006.narod.ru/a_man.gif http://drawing-2006.narod.ru/a_woman.gif http://drawing-2006.narod.ru/dog.gif http://drawing-2006.narod.ru/sherlok.gif В следующей рассылке мы рассмотрим, как происходило развитие ваших художественных способностей в детстве. Последовательность развития художественных навыков у детей связана с изменениями, обусловленными развитием их мозга. На ранних стадиях в полушариях мозга младенцев отсутствует специализация по отдельным функциям. Латерализация — закрепление определенных функций за тем или иным полушарием — развивается постепенно на протяжении детства, параллельно с развитием речевых навыков и освоением символов детского изобразительного искусства. Латерализация обычно завершается к десятилетнему возрасту, и это совпадает с периодом возникновения конфликта в детском искусстве, который проявляется в том, что система символов, по-видимому, подавляет восприятие и мешает точному воспроизведению в рисунке наблюдаемых объектов. Можно предположить, что конфликт возникает потому, что дети используют “не то” полушарие — левое — для выполнения задач, более подходящих правому полушарию. Возможно, они просто не могут самостоятельно найти доступ к правому полушарию, которое примерно к десяти годам окончательно специализируется на рисовании. Дело усугубляется тем, что к десяти годам вербальное левое полушарие становится доминантным, подавляя пространственно-целостное восприятие ярлыками и символами. |
В избранное | ||