Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мастерица" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рисование - это просто! Выпуск 2
Добрый день! Надеюсь все выполнили задания прошлого выпуска? :) Если нет, мигом взялись за карандаши и приступили к рисованию. Теперь попробуйте выполнить это несложное задание. Пройдитесь по этой ссылке http://drawing-2006.narod.ru/risunok.bmp. Вы увидите нечто абстрактное. Нарисуйте на чистом листе бумаги пустой квадрат пропорциональный рисунку. Используя остро заточенный карандаш, скопируйте рисунок в пустой прямоугольник. Начинайте рисовать с любого места, не пытайтесь догадаться, что может означать этот рисунок, просто в точности скопируйте его. Внимательно следите за точным размещением каждой формы. Замечайте, на каком расстоянии от угла начинается каждая линия, и учитывайте угол или наклон кривой каждой формы относительно краев прямоугольника. Когда закончите, откройте эту ссылку http://drawing-2006.narod.ru/picasso008.jpg , чтобы увидеть полный рисунок, а во фрагменте http://drawing-2006.narod.ru/picasso007.jpg , ту часть, которую вы нарисовали. Даже если вам кажется, что вы совершенно не умеете рисовать, вы, без сомнения будете удивлены тем, насколько хорошо вы воспроизвели часть рисунка Пикассо. По логике вещей из этого следует, что вы вполне могли бы воспроизвести и весь рисунок целиком, квадрат за квадратом, используя данную технику, которая устраняет психологические преграды, мешающие вам рисовать. Научиться рисовать – на самом деле означает научиться подходить к этой задаче с умонастороением художника, и именно этот опыт вы только что пережили. В этой рассылке мы также рассмотрим некоторые новые исследования человеческого мозга, которые значительно расширили существующие представления относительно природы человеческого сознания. Эти новые открытия непосредственно применимы к задаче раскрытия творческих способностей человека. Знакомство с особенностями
работы обеих сторон мозга При взгляде сверху
человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха — две похожие
испещренные извилинами округлые половины, соединенные в центре. Эти две
половины называют левым и правым полушариями. Нервная система человека связана
с головным мозгом перекрестным образом. Левое полушарие управляет правой
стороной тела, а правое полушарие — левой стороной. Если, например, вы
перенесете инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезному
воздействию подвергается правая половина вашего тела, и наоборот. Из-за этого
перекрещивания нервных путей левая рука связана с правым полушарием, а правая
рука — с левым полушарием. Двойной мозг Мозговые полушария животных, в
основном, сходны, или симметричны, по своим функциям. Полушария мозга человека,
однако, развиваются асимметрично в плане функционирования. Наиболее заметным
внешним проявлением асимметрии человеческого мозга является большая развитость
какой-то одной (правой или левой) руки. Уже на протяжении полутора столетий ученые знают, что речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей, примерно у 98% правшей и двух третей левшей, располагаются, главным образом, в левом полушарии. Знание о том, что левая половина мозга отвечает за речевые функции, было получено, главным образом, на основе анализа результатов повреждений мозга. Было очевидно, например, что повреждение левой стороны мозга вызывало потерю речи с большей вероятностью, чем настолько же серьезное повреждение правой половины. Накопленные данные свидетельствуют о том, что режим левого полушария является вербальным и аналитическим, в то время как режим правого — невербальный и комплексный. Новые свидетельства, найденные Джерри Леви в ее докторской диссертации, показывают, что способ обработки, используемый правым полушарием мозга, является 6ыстрым, комплексным, целостным, пространственным, основывается на восприятии и что он вполне сопоставим по сложности с вербально-аналитическим режимом левого полушария Кроме того, Леви обнаружила указания на то, что два режима обработки имеют тенденцию мешать друг другу, не позволяя достичь максимальной производительности, выдвинула предположение, что это может служить объяснением эволюционного развития асимметрии в человеческом мозге — как средства разведения двух различных способов обработки информации по двум различным полушариям. Но какое отношение, спросите вы, все это
имеет к изучению рисования? Недавние исследования функций полушарий
человеческого мозга и тех аспектов системы зрения, которые связаны с о6работкой
информации, показали, что умение рисовать может зависеть от того, имеете ли вы
доступ к способностям подчиненного правого полушария — способны ли вы
“выключить” доминирующее вербальное левое полушарие мозга и “включить” правое.
Как это помогает человеку рисовать? Создается впечатление, что именно правая
половина мозга воспринимает зрительную информацию таким образом, который
обеспечивает необходимое для рисования видение предметов, в то время, как
способ восприятия левой половины мозга мешает рисованию. У каждого из нас, таким
образом, внутри черепа располагается сдвоенный мозг, обладающий двумя способами
познания. Эта двойственность и различающиеся характеристики двух половин мозга
и тела, интуитивно выраженные в языке, имеют реальную основу в физиологии
человеческого мозга. Поскольку в нормальном мозге соединительные волокна не
повреждены, мы редко переживаем на сознательном уровне конфликты,
обнаруживаемые в экспериментах с пациентами, имеющими разделенный мозг. Однако, хотя каждое полушарие мозга вбирает в себя одну и ту же сенсорную информацию, обрабатывать ее половины мозга могут по-разному: задача может быть разделена между полушариями так, чтобы каждое обрабатывало ту часть информации, которая 6олее соответствует его стилю. Или одно полушарие — чаще доминантное левое — “берет верх” и подавляет другую половину. Левое полушарие анализирует, абстрагирует, подсчитывает, отмечает время, планирует пошаговые процедуры, вербализирует, делает рациональные выводы, основанные на логике. Например, даны числа а, b и с, и мы можем сказать, что если а 6олыпе b, а b больше с, тогда а обязательно больше с. Такое утверждение иллюстрирует режим работы левого полушария — аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный и объективный. С другой стороны, у нас
имеется второй способ познания — режим правого полушария. В этом режиме мы
“видим” вещи, которые могут быть воображаемыми — существующими только для
внутреннего зрения, — или вспоминаем вещи, которые могут быть реальными (можете,
например, представить входную дверь своей квартиры?). Мы видим, как эти вещи
располагаются в пространстве и как части, соединяясь, составляют целое.
Используя правое полушарие, мы понимаем метафоры, мечтаем, создаем новые
комбинации идей. Сталкиваясь с чем-нибудь слишком сложным для словесного
описания, мы прибегнем к жестам, которые тоже служат средством общения. Таков рабочий режим правого полушария: интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. Это тот самый несерьезный, слабый, леворукий способ мышления, который наша культура целиком игнорировала. В частности, паша система образования была ориентирована на то, чтобы развивать, главным образом, вербальное, рациональное, работающее в режиме реального времени левое полушарие, фактически полностью пренебрегая тем фактом, что мозг каждого учащегося имеет и вторую половину. Следующие упражнения разработаны специально для осуществления перехода сознания из Л- режима в П- режим. Вазы и
лица: упражнение для обоих полушарий Ваза-лица, рисунок № 1 Вы, вероятно, видели рисунки,
основанные на иллюзорном восприятии вазы и лиц. При первом взгляде кажется, что
на рисунке изображены два лица в профиль. Но пока вы продолжаете смотреть на
него, рисунок словно изменяется и становится изображением вазы. Один из таких
вариантов представлен на этом рисунке http://drawing-2006.narod.ru/vaza1.gif
. Прежде, чем начнете рисовать. Сначала прочтите инструкции к упражнению. 1. Нарисуйте на левой стороне листа бумаги голову
человека в профиль, направленную лицом к центру. (Если вы левша, нарисуйте
профиль, повернутый лицом к центру, справа). Показаны примеры рисунков левши http://drawing-2006.narod.ru/vaza1a.gif
и правши http://drawing-2006.narod.ru/vaza1b.gif
. Если хотите, придумайте свой вариант профиля. Представляется полезным, если
этот профиль возникнет из отложившихся ранее в памяти, накопленных вами символов человеческого профиля. 2. Затем нарисуйте выше и ниже
профиля горизонтальные линии, которые образуют верх и низ вазы. 3. Теперь еще раз обведите
карандашом свой рисунок первого профиля. По мере того, как карандаш движется по
очертаниям деталей лица, называйте их
про себя: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Повторите
этот шаг еще хотя бы раз. Это задача Л-режима — именование символических форм. 4. Затем, начав сверху,
нарисуйте противоположный профиль.
Сделав это, вы завершите вазу. Второй
профиль должен быть зеркальным отражением первого, чтобы ваза была симметричной.
Ищите слабые сигналы от вашего мозга, свидетельствующие о переключении режимов
обработки информации. Рисуя второй профиль, вы в какой-то момент можете
испытать чувство мысленного конфликта. Отметьте этот момент. И отметьте, как вы разрешаете этот конфликт. Вы
обнаружите, что второй профиль вы выполняете иначе. Это рисование в П-режиме. Прежде, чем читать далее, выполните рисунок. После того, как закончили. Теперь, когда вы закончили рисунок вазы-лиц, обдумайте, как вы это делали. Первый профиль был нарисован, вероятно, довольно быстро, а затем, в соответствии с инструкциями, вы обрисовали его повторно, вербализуя названия деталей по мере их прохождения. Это левомозговой режим обработки — рисование символических форм по памяти и именование их. Рисуя второй профиль (тот, что заканчивает вазу), вы, возможно, испытали некоторое замешательство или конфликт, о котором я упоминала. Чтобы продолжать рисование, вы должны были найти какой-то другой способ, нащупать какой-то другой процесс. Вы, вероятно, утратили ощущение того, что рисуете профиль, и начали просто сканироватъ пространство между профилями, оценивая углы, кривые, изгибы форм вовнутрь и наружу, длину отрезков линий относительно противоположных форм, которые теперь стали неназванными и безымянными. Другими словами, вы проводили постоянную корректировку линии, которую рисовали, проверяя, где вы находитесь и куда двигаетесь, сканируя пространство между первым профилем и его зеркальной копией. Когда вы рисовали вазу-лица, то изобразили первый профиль способом, присущим левому полушарию, подобно навигатору-европейцу, переходя от одной части к другой и последовательно называя детали. Второй профиль был нарисован в режиме работы правого полушария. Вы, вероятно, обнаружили, что именование частей, таких как лоб, нос
или рот, стало обременительным для вас. Оказалось лучше не думать о том, что вы
рисуете именно лицо. Оказалось легче руководствоваться в работе формой пространства между двумя
профилями. Иначе говоря, лучше всего было не думать вообще — то есть не прибегать к словам. Рисуя в режиме
правого полушария, т. е. в художественном режиме, вы, если и используете
мысленные слова, задавайте себе только вот такие вопросы: “Где начинается этот изгиб?” “Насколько глубок этот изгиб?” “Какова величина этого угла по
отношению к краю 6умаги?” “Какова длина этой линии
относительно той, которую я только что нарисовал?” “Где точка, соответствующая
этой, на противоположной стороне — на каком расстоянии от верхнего (или
нижнего) края листа бумаги она находится?” Это вопросы, свойственные
П-режиму: пространственные, связующие и сравнивающие. Заметьте, что никакие части не называются по имени. Никаких
предвзятых утверждений, никаких посторонних умозаключений, вроде: “Подбородок
должен быть выдвинут вперед настолько же, насколько и нос” или “Носы изогнуты”. В следующем упражнении
сосредоточьте свое внимание на невербальных, относительных факторах. Ваза-лица, рисунок № 2: ваза в стиле барокко и лицо чудовища Нарисуйте второй рисунок вазы-лиц,
следуя приведенным ниже указаниям. Опять же, прочитайте все указания прежде,
чем начнете работать. 1. На левой стороне бумаги, если вы
правша, или на правой стороне, если вы левша, нарисуйте профиль. На сей раз
рисуйте профиль лица самого безобразного существа, какое только можете себе
представить, — ведьмы, кикиморы, чудовища. Снова называйте части лица по мере
создания профиля, именуя также и любые прикрасы, которые вы добавляете, вроде
морщин, бородавок, двойного подбородка и т. п. Рисунки http://drawing-2006.narod.ru/vaza2a.gif
и http://drawing-2006.narod.ru/vaza2b.gif
служат примерами, но, если угодно, придумайте профиль сами. 2. После того, как закончите
первый профиль, нанесите горизонтальные линии, которые послужат верхом и
основанием вазы. 3. Теперь нарисуйте
противоположный профиль, завершая вазу — на сей раз вазу в стиле барокко. Как и в предыдущем упражнении,
первый чудовищный профиль — это рисунок
в Л-режиме, составленный из символических форм, представляющих собой
черты лица. Что касается второго профиля, то столь сложный рисунок лучше всего
— а может быть, даже никак иначе - выполнять, переключившись в режим правого
полушария. Сама сложность формы
вызывает переход в режим правого полушария. Суть этого упражнения
состоит не в совершенствовании в рисовании, а, скорее, в том, чтобы вы
попытались ощутить переключение из
Л-режима в П-режим. Попытайтесь уловить различие между этими режимами. Когда вы
начнете замечать переход из одного режима познания в другой, вы сделаете первый
шаг к тому, чтобы научиться сознательным
усилием воли определять, какому из полушарий вашего мозга следует
заняться данной работой. |
В избранное | ||