Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Говорит Папа Роберт

  Все выпуски  

Говорит Папа Роберт Чтение на выходные


Информационный Канал Subscribe.Ru

Университет Федосеева

www.fedoseev.org

 

Федосеев Роберт Юрьевич, изобретатель

 

ЕСЛИ  ТЫ  ЗАХОЧЕШЬ  СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ...

Открытое письмо внуку вместо завещания материальных

ценностей, которых, к сожалению, не накопил

 

“Память без мысли – слепа. Мысль без памяти – пуста. Запомни и осмысли, а то проиграешь. Ставка больше, чем жизнь”

 

“Я взял компьютер, отсёк всё лишнее, получился дешкомпьютер и вторая письменность”

“Отёсанные мысли папы Роберта”

 

Дорогой ВНУК,

 

    Когда тебе исполнилось 10 лет, и ты узнал о том, что я, твой дедушка, сделал за свою жизнь (а мне уже 66 лет) сотни изобретений, если считать только запатентованные (без учёта заявленных в патентные ведомства), ты смело изрёк, что ты тоже станешь изобретателем и сделаешь не меньше, чем твой дедушка. Ты ещё не понимал тогда, что судить о творческих достижениях надо не столько по количеству, сколько по качеству.

 

   Это письмо я пишу, не снижая интеллектуальный уровень текста, в расчёте на то, что ты ещё не раз вернёшься к нему, уже находясь на всё более высоком витке развития твоего ума и обладая всё большим и большим объёмом накопленных знаний путём непрерывного образования. Ведь, “образованный человек тем и отличается, что он всю жизнь продолжает считать своё образование незаконченным” (К. Симонов).

 

   Сначала скажу пару слов о своей изобретательской “карьере”. Последние слова я взял в кавычки, так как ни профессии, ни должности такой, ни в СССР, ни в теперешней России не существует. Хотя, надо сказать, что выдающимся изобретателям присваивают особое звание – “Заслуженный изобретатель” (СССР или России). Что интересно – мне такого звания пока не присвоили, несмотря на все, как говорят многие, “невероятные изобретательские достижения”.

     Мои друзья преподнесли мне “Приветственный Адрес по случаю 65-ти-летия со дня рождения и 50-ти-летия изобретательской деятельности” (http://adresrobrt.narod.ru).  Для того чтобы лучше меня понять, очень прошу  ознакомиться с текстом “Адреса” на указанном сайте. Там высказано мнение специалистов, а вот и моя собственная самооценка.

 

     Количество своих изобретений я не считаю большим своим достижением. Просто я сам себе и другим доказал, что один человек МОЖЕТ сделать за один год более двухсот изобретений, и это далеко не предел. Помню, в “Литературной газете” в 70-х годах было опубликовано мнение академика Яшина, который ограничивал возможное количество изобретений одного человека в течение всей жизни полусотней, что, безусловно, ошибка по незнанию или провокация от зависти.

 

    Творчество изобретателя можно рассматривать с различных позиций (в том числе, и в количественном выражении, не даром же, говоря об Т.А. Эдисоне, всегда упоминают о его тысяче патентов). Для меня же Эдисон – это создатель электрического освещения, фонографа, кинематографа, автор открытия эмиссии электронов в вакууме... То есть, я ценю Эдисона за конкретные изобретения, но, в то же время, восхищаюсь его творческой производительностью и работоспособностью.

 

    Из моих запатентованных изобретений (почти все они используются и вошли в учебники) я выделяю: триггер с положительной обратной связью (совокупность разных схем и конструкций); быструю передачу гидродинамических сигналов по трубопроводам; элементную базу дискретной пневмоавтоматики (“пневмотранзистор” и др.); запоминающие устройства (разные); долговременную аналоговую память; самонастраивающиеся приборы; самый маленький и самый простой в мире пневмопривод для вторичных приборов; принцип построения конечных автоматов с двухпроводной связью; “пневмолампу” (десятки миллионов пневмоламп используются более сорока лет и дали народному хозяйству ряда стран сотни миллионов долларов экономии); регуляторы гидродинамических потоков в системах кондиционирования  летательных аппаратов; первую в мире станцию для связи управляющей машины с локальными контурами регулирования (это комплекс десятков различных и, конечно, запатентованных мной приборов); первые сотни изобретений в области новой, предложенной мной совместно с профессором Г. И. Ворониным отрасли техники автоматического управления, ТЕПЛОНИКИ; первые изобретения в области новой, предложенной мной совместно с А. Н. Семёновым, В. А Брагиным, М. А. Качалиной и др., области копировально-множетельной техники, ЛАЗЕРОГРАФИИ (мы получили первую в мире лазерографическую копию на бумаге); первые изобретения и сотни новых разработок, ряд концепций, несколько методологий в новой области науки, техники, производства и применения, предложенной мной совместно с А.И. Андрейко, В.В. Грековым, О.В. Константиновым, В.Н. Пряхиным, А.Н. Семёновым и др., ДЕШИФРАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

     Ещё я написал десятки научных и научно-популярных книг, но нет денег их издать. Хорошо, что есть интернет, в нём я выставляю, что могу, но мои сайты периодически закрывают или даже обрушивают (хакеры? конкуренты? завистники?).

    Казалось бы, перечисленных изобретений достаточно, чтобы получить звание “Заслуженный изобретатель России”. Но некому представить меня на соискание (не сам же я буду этим заниматься).

    Можно было бы рассчитывать на получение какого никакого ордена или медали (“нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль”). Опять же, никому до этого нет дела.

       С такими полезными для государства достижениями можно было бы рассчитывать на получение какой никакой жилплощади. А её у меня никогда не было и до сих пор нет. И это никого не колышет. А ведь, на деньги, сэкономленные народным хозяйством за счёт моих изобретений, построены тысячи квартир.

 

    Так вот, дорогой внук, изобретатели даже с такими неохватными положительными результатами многодесятилетней деятельности у нас не ценятся. Так что, на признание можешь не рассчитывать. В нашем государстве нет института, занимающегося оценкой и вознаграждением изобретателей. Это мой урок № 1.

     Остальные уроки рассмотрим в следующих главах.

 

Глава первая.

 

 НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ...

 

“Есть высшая смелость – смелость изобретения”.

А.С. Пушкин

 

    В 1960 году мне было 22 года. Я работал на должности механика по приборам промышленной автоматике в “НИИТеплоприборе”. Я уже начал патентовать свои изобретения, которые осознал, что делаю, с 15-ти лет (к механическому метроному прицепил ртутный термометр).

    Я был в курсе задач, которые решали специалисты лаборатории и мало-помалу предлагал свои решения, которые оказались лучше большинства других предложений.

    Я ещё формально не учился (поступил на вечерний факультет лишь в 1962 году), поэтому я не считался конкурентом  “маститым учёным” (докторам и кандидатам наук, аспирантам и дипломированным специалистам МВТУ, МГУ и др.), которые иногда снисходительно выслушивали мои “бредовые” идеи. Но за редким исключением  “отмахивались” от них. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что мои предложения оказались оптимальнее других (проще, надёжней, точнее и т. п.), они оказались в большинстве в отчёте о проделанной за три года работы лаборатории (70 человек).

     Одна из задач, которые мы пытались решить не давала мне покоя уже несколько месяцев. Надо было создать простой прибор для оповещения оператора о состоянии объектов, находящихся на расстоянии нескольких сот метров от операторной. Причём, как всегда, моё решение оказалось самым простым и надёжным.

     Сидел я как-то дома один за своим письменным столом, на котором, кроме бумаги, ножниц и карандаша, ничего не было, и думал над визуальной частью прибора, который должен сигнализировать оператору о состоянии объекта.

     И вдруг, руки схватили листок бумаги и ножницы, и я нарезал четыре пластинки, которые вы видите на рисунках (см. систему сайтов http://sisrobert.narod.ru).

     Отложив ножницы, я стал складывать эти пластинки, составляя комбинации их положений.

    Стало очевидным, что если связать каждую из пластинок с дискретными приводами, то, подавая сигналы в двоичном четырёхразрядном коде на эти приводы, можно получить шестнадцать комбинаций положений пластинок. Если за пластинками расположить листок бумаги с нарисованными сигналами для оператора, то в зависимости от одного из шестнадцати двоичных четырёхразрядных сигналов будут открываться те или иные нарисованные символы, знаки, т. е., сигналы.

    Конструкция созревала, и  я  рассказал о ней отцу, который был начальником цеха (370 человек) на заводе “Тизприбор”. Были изготовлены пять экземпляров устройств из дюраля.   

   Когда показал на работе, все явно или не совсем восхищались простотой и оригинальностью. Были положительные отзывы из МГУ (там учились практиканты, проходящие практику в нашей лаборатории). Кто-то, помнится, сказал: “У него есть искра божья”, что мне польстило и запомнилось на всю жизнь.

   Рассказал сотрудникам: инженеру Алевтине Вечерик и конструктору Толе Панютину о своей идее. Были созданы чертежи и в нашей же лаборатории один из механиков-золотые-руки (Бзовский, к сожалению, я забыл имя, а зря) через несколько дней изготовил и собрал мой “ДЕШИФРАТОР ДВОИЧНОГО КОДА” (так я его назвал в заявке на изобретение). Дешифратор вошёл в отчёт по теме.

 

 

    В последующие годы на основе этой моей идеи были созданы и запатентованы новые конструкции дешифратора.

   Но в восьмидесятых годах я вдруг осознал, что мой дешифратор удивительно похож на компьютер.

 

    Кода мне стало ясно, что мой дешифратор похож на компьютер, для которого можно создавать неограниченное множество полезных или развлекательных программ, началась работа по осмыслению открывающихся возможностей.

 

    Оказалось,  что дешпрограмма, нарисованная на плоскости (я назвал это изображение ДЕШГРАММОЙ), представляет собой изображение многомерной системы координат, решающей задачу нахождения точки по координатам или координат по точкам.

 

   Эту систему координат я назвал так: МСКФ – Многомерная Система Координат Федосеева, так как она существенно отличалась от декартовой системы координат.

 

   Далее было осознано, что ДЕШГРАММА может быть использована для визуализации логических соотношений, как для двоичной, так и для многозначных логик.

 

     Стали появляться всё новые и новые конструкции дешкомпьютеров и дешпрограмм или дешграмм.

    Появились идеи использования принципа МСКФ для изобретения новых архитектурных сооружений, замков, мебели, канцелярских товаров, игрушек  и т.д.

 

    Всё это вместе взятое оформилось в отрасль науки и техники, которую я назвал ДЕШИФРАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (сокращённо – ДЕШТЕХНОЛОГИЯ). А компьютеры с архитектурой МСКФ я назвал дешкомпьютерами.

 

   Постепенно выяснялись различные аспекты применения дештехнологии и конкретных дешустройств и дешпрограмм. Особенно полезно дештехнология вписывалась в процессы обучения (образования).

 

    Родились новые методологии для развития детей и взрослых, например, РУССКОЕ ОРИГАМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ (http://ro.agava.ru).

 

   Я осознал, что дешкомпьютеры можно использовать для пиктограммного обмена информацией, то есть для визуальной коммуникации (визуальный интернет). Экраны дешграмм могут содержать пиктограммы. Кроме того, само расположение открытого для текущего восприятия информации с экрана дешкомпьютера на поле дешграммы является определённым сигналом, предназначенным для передачи информации.

 

      Были проведены “полевые” испытания в детских садах и школах, которые дали определённо положительные результаты по повышению эффективности процессов обучения и развития интеллектуальных способностей детей.

 

    Применение дешкомпьютеров в детском саду и школе оказалось существенно эффективным, по-видимому, потому, что резко активизируются коммуникационные процессы обмена информацией в коллективе, так как знаковая среда играет определяющую роль в процессе формирования и развития интеллекта детей.

 

   Параллельно я начал разработку новой отрасли науки об интеллекте – ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ, включающей новую методику ВУВЭРТС – Восстановление Утрачиваемых Возможностей Эффективного Развития Творческих Способностей (сравните с НУВЭРСом  Б. П.  Никитина).

 

    Я понял, что дештехнология и применение дешпрограммирования в обучении может революционно повысить результативность обучающих процессов. Моей мечтой стало видение повсеместного применения дешкомпьютеров и дешпрограммирования. Дешкомпьютер в руках КАЖДОГО ребёнка и взрослого. Причём с первых месяцев после рождения и до конца жизни на Земле. Я верю, что это не просто возможно, но что это так и будет. Чтобы осуществление этой мечты произошло быстрее, я сделаю всё, что от меня зависит. Я посвящу этому весь остаток моей жизни. Думаю, что мне надо писать книги, выставлять их на всеобщее обозрение в интернете, выступать публично на различных конгрессах, конференциях и учебных заведениях и т.д. Это самое я уже делаю несколько последних лет (1990...2005 г. г.).

 

    В 2000 году я случайно увидел книгу В. Д. Паронджанова “КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УМА”.  Надо сказать, что я познакомился с автором лет десять до этого и показывал ему свой бинардик (двоичный четырёхразрядный персональный карманный дешкомпьютер). Владимир Даниелович положительно отозвался об этой игрушке и в дальнейшем представил меня педагогической общественности на международной конференции в г. Троицке Московской области, на которой я “огорошил” присутствующих возможностью изображения многомерной системы координат на плоскости. Никто не поверил, что это возможно. А я несказанно обрадовался, так как “Если при первом рассмотрении идея не кажется абсурдной, толку из неё не будет” (Альберт Эйнштейн).

    Отчёт о своём выступлении я немедленно “вывесил” в интернете (см. http://ro.agava.ru).

 

    Книга В. Д. Паронджанова произвела на меня сильное и неизгладимое впечатление. Помню, я позвонил автору и сказал, что это лучшая научно-популярная книга, которую я когда-либо читал. И это действительно так. Но и значительно больше. На некоторые области знания книга просто-напросто открыла мне глаза. Эта книга смелое и последовательное изложение идей, которые лягут в основу новой интеллектуальной революции, в развитие которой и я надеюсь внести свою лепту. А именно, речь идёт о создании ВТОРОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.

    

     Книга В. Д. Паронджанова к тому же явилось лучшим и подробнейшим обоснованием необходимости развития того направления исследований и разработок, которым я и мои друзья, члены КРДТ (Коллектива Разработчиков ДешТехнологии) занимались последние десять лет.

 

     Когда я подошел к необходимости написания монографии о дештехнологии и моём вкладе в создание второй письменности, я понял, что мне придётся написать не менее объёмный и подробных отчёт о предпосылках и обоснованиях необходимости развития и применения нашего направления исследований. Но, не обладая таким гигантским объёмом знаний, не владея необходимой эрудицией, а также литературным талантом, которыми, несомненно, обладает В.Д. Паронджанов, я подумал, что без использования текста его великой (без преувеличения) книги, моя монография не будет достаточно обоснованной и убедительной. Поэтому первой моей мыслью была мысль обильно процитировать знаменитую книгу. Но цитат оказывалось так много, что они должны были занять чуть ли не половину моей книги, которая и без того виделась как увесистый талмуд. Что делать в этом случае?

     Кроме того, мой стиль жизни и работы никак не похож на тот, который необходим для создания такого фолианта. Я ложусь спать в два часа ночи, просыпаюсь в шесть утра (первый раз), для того чтобы осознать несколько новых приснившихся идей. Затем я снова засыпаю и, проснувшись в девять, примерно до десяти, лёжа в постели, “довожу” идеи до кондиции в уме. После чего, встаю и записываю на жесткий диск всё, что удалось выжать ценного из очередного ночного “путешествия в будущее”.

    Дело в том, что, благодаря Расторгуеву по его книге “ВИРУСЫ”, я придерживаюсь мнения, что во сне мозг работает с релятивистскими эффектами заглядывания в будущее, связанными с огромной скоростью вычислений (десять в шестнадцатой степени логических операций в секунду).

   Почему ночью во сне? А дело в том, что во сне нет “прерываний” работы мозга (слух, осязание и другие модальности почти отключаются), нет помех, поэтому скорость работы мозга возрастает по сравнению с дневным состоянием после сна, когда непрерывно мозг испытывает огромное количество “прерываний” от различных источников. Правда, я думаю, что некоторые, пусть редкие, люди могут “отключаться” от прерываний, даже бодрствуя, они могут творить (заглядывать в будущее) не только во сне. Если чудом я выработал такую способность хотя бы во сне, то есть заглядывать в будущее во сне и не забывать этого, просыпаясь, то было бы неблагоразумно отказываться от использования этой возможности. Поэтому пол дня или больше я каждый день занят описанием будущего, занося его в компьютер, а затем на CD-ROM в виде заявок на изобретения, статей, книг и т.п.

 

   Таким образом, для того чтобы написать полноценную монографию по дештехнологии с обоснованием необходимости и целесообразности производимых исследований и разработок мне потребовалось бы отказаться от привычного стиля жизни и потратить массу времени на расширение эрудиции, накопления необходимых знаний и умений их толково и красиво излагать. Такая перспектива, когда человеку шестьдесят шесть лет, не представляется реалистичной. Что же делать?

 

     Творческий мозг, поставленный перед трудной противоречивой задачей, находит выход путём поиска принципиально нового организационного или технологического решения.

 

     Такое решения нашёл и мой мозг. Оно заключается в следующем.

 

     Я пишу свою монографию с  гиперссылками  на книгу В. Д. Паронджанова, подробно указывая страницы и строки ссылочных цитат. Читатель должен взять в руки (положить на стол) обе книги и читать их одновременно-последовательно (параллельно-последовательно). То есть, дочитав мой текст до ссылки на Паронджанова, надо открыть книгу Паронджанова и прочитать указанные строки, а затем вернуться к моему тексту.

   Может быть, надо будет продавать и хранить обе книги одновременно в комплекте. Естественно, что, записав обе книги на жёстком диске или CD-ROM-е, можно сформировать гиперссылки и делать переходы от одного текста к другому одним щелчком “мыши”.

 

    Таким образом, выход был найден и работа с надеждой успеть её закончить в приемлемое время пошла.

       И появилась общая идея: БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ НОВЫХ КНИГ. Новая книга по существу может представлять собой набор гиперссылок на уже опубликованные работы с некоторыми комментариями и пояснениями автора составителя с вкраплением его идей, обоснование которых ему можно не делать, если эти обоснования уже содержатся в предыдущих публикациях. Наиболее удобна такая форма книги, если она будет выполнена не на бумаге, а в виде “электронной” книги. При этом  сохраняется подлинное авторство того или иного текста (часто изложение чужих мыслей невольно или вольно может запутывать вопрос, в том числе, об авторстве). Присвоение чужих идей не произойдёт, если их изложение даётся в оригинальном исполнении.

     Это похоже на старую мою идею (тридцатилетней давности) создания новых книг из одного массива материалов (текстов, рисунков, чертежей, фотографий и т.п.). Новая книга – это ссылки на фрагменты этого массива. Массив, например, ограничен десятью тысячами страниц, а из него можно последовательно выбрать сотню книг по триста страниц, подобранных по предлагаемым спискам. Первая книга – это страницы: 13, 25, 347, 36 и т. д. Вторая книга – это страницы: 453, 13, 25, 2579, 3461, 9726 и т. д. Экономия налицо. Себестоимость ста книг при таком способе меньше (в несколько раз), чем, если издать их все сто штук в отдельности.

     Конечно, такой способ годится не для всех книг. Это не для художественной, а для, например, научно-популярной литературы, для сборников афоризмов, комиксов и т.п.

    Но в этом что-то есть, не правда ли, читатель?

    Так или иначе, но пока этот принцип я применяю в ограниченном варианте:

 

      Берём в руки две книги: мою и В.Д. Паронджанова и...

Поехали!

 

     Я параллельно работаю над другой важной для меня и надеюсь для других книгой, которую посвящаю нарождающейся ВТОРОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, центральным звеном которой является  МСКФ – Многомерная Система Координат Федосеева (См. мою рассылку «Новая письменность» на которую можно подписаться на сайте http://fedoseev.org , это      теме посвящены мои многочисленные сайты «Системы Сайтов Университета Федосеева – http://systemrobert.narod.ru).

      Если вы прочитали книгу В.Д. Паронджанова “КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УМА”, то заметили, что он предлагает новый технологический язык “ДРАКОН” (очевидно, в качестве элемента второй письменности, хотя прямо не говорит об этом).

     Мой дешграммный язык МСКФ также претендует на место среди инструментов ВТОРОЙ  ПИСЬМЕННОСТИ.

     Тони Бьюзен уже давно предлагает для записи мыслей диоязык – “Карты памяти” или “Мозговые карты” – “Mind Maps” ( Тони Бьюзен “СУПЕРМЫШЛЕНИЕ”, – Мн,: ООО “Попурри”, 2003).

      Таким образом, ВТОРАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ уже включает:

 

КАРТЫ ПАМЯТИ + ДЕШГРАММЫ + ДРАКОН

 

Карты памяти – для изображения ассоциативной памяти.

Дешграммы – для изображения логических взаимосвязей рассматриваемой предметной области.

Дракон-схемы – для изображения технологических процессов.

 

   Первая одномерная письменность – для записи звуков. Вторая многомерная письменность – для записи мыслей.

 

    Дорогой внук,

 

    Какие же уроки можно извлечь из этой главы?

    Что затрудняешься? Ещё бы! Я начал с какого-то простенького приборчика – дешифратора, а закончил революционной идеей – предложил ВТОРУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ!

     А урок мой № 2 заключается в том, что в творчестве нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти до конца, то есть, если увидел возможность расширить рассматриваемую предметную область таким образом, что намечается (забрезжило) существенное, а может быть, великое открытие, революционный прорыв,  и т.п., то надо иметь “высшую смелость” – идти дальше, не сходя с главной дороги “пощипать травки”.

    Как говорил Фридрих Ницше: “Нужно, как то свойственно сильным, отдавать предпочтение вопросам, которые никто не осмеливается ставить;  необходимо мужество, чтобы вступить в область запретного... и новые уши для новой музыки... новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде немотствовавшие”.

 

Продолжение следует.

 

Пишите, отвечу.

binrobert@mail.ru 


© Федосеев Роберт Юрьевич  http://35736.copi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.desh
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное