Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Основы эффективной речи


Здравствуйте, друзья!

Каждый знает, что есть вещи в жизни, которые лучше не делать. Например, не стоит в Индии пить воду из-под крана или брать в долг, когда не уверен, что отдашь. Однако пьют и берут. Не на всякого производят впечатление общественные запреты, и не всякий живет согласно здравому смыслу.

Поэтому, не питая особых надежд, лишь напомню о пяти ситуациях, в которых лучше не стоит выступать публично.

1.   Я не знаю, что хочу сказать. Представить себе ситуацию, когда оратор вообще не знает своей темы и попал на сцену случайно, я не могу. Это какой-то чеховский случай. Речь идет о том, что нам не совсем ясен тезис нашей речи – её главная, коронная мысль. Наверное, приходилось наблюдать, как выступающий то одно доказывает, то вдруг перескакивает к другому, путается, останавливается, начинает заново… Так происходит чаще всего в том случае, когда оратор не сформулировал четко ту мысль, которую он хочет донести до аудитории. Мой совет: прежде чем начать говорить, напишите на листочке бумаги тезис. Он должен быть кратким (5-7 слов), он должен вас волновать, и в ответ на него будущая аудитория может вас спросить «А чем докажешь?». Например, тезис «Это презентация о нашей компании» не работает. Что будет сказано, не ясно никому, а вот тезис «Наша компания предоставляет лучший сервис в городе» работает, потому что сам по себе создает необходимость аргументации – а чем докажешь?

2.     Я не знаю, зачем говорить. Вопрос «зачем?» - это не только требование точного целеполагания (нельзя говорить ради произнесения самого текста, нужно – ради изменения аудитории), это и вопрос, обращенный к самому себе. Есть у меня мотивация к выступлению? Как говорили мои учителя, если тебя мысль в сердце не торкает, отношение не рождает, то лучше промолчать. Говорить без желания и без чувства, то же самое, что есть куриный бульон без соли.

3.    Я не знаю, перед кем буду выступать. Когда я анализирую свои неудачи, а они случаются и у опытных ораторов, то понимаю, что в 90% случаев «что-то пошло не так» только потому, что я не вполне понимал своих слушателей. Что им на самом деле интересно? Как они привыкли получать информацию? На что они могут реагировать отрицательно и, наоборот, что вызывает их восхищение. Американцы молодцы: разделу подготовки к выступлению, связанному с оценкой будущих слушателей, они уделяют огромное значение.

4.    Я сегодня не в духе. Хорошо уметь управлять своим эмоциональным состоянием, но иногда неприятное известие, какая-то обида так сильны, что эмоции выходят из-под контроля. И тогда лучше отложить выступление, чем позволить раздражению выползти наружу.

5.    Я понимаю, что меня просто используют. Когда я был студентом, то в практике воспитания из нас будущих строителей коммунизма был так называемый «Ленинский зачет». Раз в году, в конце апреля, собирали всю нашу группу и устраивали общественную стирку рядов. Так как я не отличался примерным поведением, то пару раз попадал под раздачу. С обвинительными речами обязательно выступали один-два однокурсника, которых попросили «сказать несколько слов». Ничего страшного, мы и пиво потом вместе пили, но как-то осталось в памяти.

Конечно, часто мы не вольны делать только то, что хочется. Кому-то приходится выступать и без подготовки, и без желания, и без знания аудитории. Но если есть хоть одна возможность избежать подобных ситуаций, лучше сделать это. Репутация дороже денег.

 

 Приглашаем вас на наши открытые программы:

 С 27 по 31 января  – вечерний курс «Риторика. Интенсив». От азов к вершинам мастерства.

7-8 апреля – легендарный тренинг Игоря Родченко «Хозяин слова. Мастерство публичного выступлений» в Петербурге. Рекомендовано для руководителей.

С 16 по 20 июня - ШТОРМ (Школа тренеров ораторского мастерства). Записывайтесь уже сейчас, у нас действуют скидки! 

 

Регистрация на программы: +7 (812) 575-56-56, +7(921)587-38-85, +7(921) 947-45-73, office@igro.ru, irina@igro.ru


В избранное