Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Основы эффективной речи


Здравствуйте, друзья!

 Представляем отрывок из книги Игоря Родченко «Хозяин слова. Мастерство публичного вступления» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), посвященный приемам захвата внимания слушателей.

 «Какой бы прием, направленный на решение наших задач, вы в начале выступления ни использовали, нужно помнить, что автономным, то есть оторванным от последующего содержания речи, он быть не может. Помните, как начинается один из лучших фильмов о вьетнамской войне — «Взвод» Оливера Стоуна? В кадре аэродром, желтая пыль до неба, брюхо транспортника, новенький камуфляж салаг и тоскливые звуки скрипки — настроение безысходности. Затем фраза «Добро пожаловать во Вьетнам», и новобранец Крис встречается взглядом с пустыми глазами уезжающего домой солдата. Затем действие переносится в военный лагерь, и сюжет начинает динамично разворачиваться. Любопытный получается прием. Сначала автор захватывает наше внимание, несколькими штрихами создает настроение, а потом легко бросает на подготовленную почву зерна сюжета. Этот способ, если его перевести с кинематографического языка на риторический, подходит для вступительной части любой речи. Я называю его «петелька — крючочек», хотя порядок действия обратный, сначала «крючочек», который цепляет слушателей, а потом «петелька» связывает вступление с основной частью речи. Итак, какой бы прием в начале вы ни использовали, он не должен оказаться приемом ради приема, важно, чтобы он был логически связан с последующим развитием темы.

 На сцену поднялся немец. По-русски он говорил хорошо, с небольшим акцентом. «Добрый день, друзья! Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Берите, берите, не бойтесь!» — по залу пролетели смешки, мы здоровались с соседями, брали чужие ладони в свои и создавали цепочки. «Так, так — поощрял нас ведущий — ошень карашо! Пожмите немножко чужую руку, почувствуйте ее тепло, передайте ей своего тепла от сердца, потяните чуть вправо, теперь влево — зал уже реагировал веселым шумом — теперь поднимите руки вверх, покажите, что вы вместе!» Мы подняли руки, смущения не было. «А теперь отпустите чужую руку — немец вдруг стал очень серьезен — и запомните, что именно так, как вы держали и чувствовали руку своего партнера, надо держать и чувствовать своего слушателя. Техникам работы с аудиторией и будет посвящен наш семинар».

 Во вступлении важно захватить внимание слушателей, и сделать это можно на уровне чувств — дружелюбием, сосредоточенностью, а на уровне разума — словами, которые будут произнесены. Вот вам плохой пример. Я пару дней назад посетил одну презентацию. Сидят в зале человек двадцать, ждут начала действа. У стола возится с проектором молодой человек. Девушка раскладывает на столе пасьянс из бумаг. Трещит лампа. Так создается настроение тоски, почти как у Оливера Стоуна. Вялая барышня берет микрофон и говорит: «Ну-у, пора нам начинать… Я тут думала, чем вас порадовать, и решила рассказать о последнем нашем проекте…» — и т.д. А вот хороший пример. В шумном выставочном зале огороженное пространство. Внутри ряды жестких кресел. Сидят люди в пальто, куртках, ждут выступление психолога. Условия — чудовищные. Вдруг из-за стен в зал летит воздушный шарик. Один, второй, третий… Весело, легко, неожиданно. На площадку быстро поднимается средних лет мужчина. Его поведение излучает уверенность и дружелюбие. Он мастерски выдерживает паузу — шарики исчезают. В зале радостное и сосредоточенное внимание…

 …Иногда «крючочек» можно применять и до начала выступления. Переброситься парой слов с кем-то из пришедших, подойти к другим — поздороваться, предложить чай, если позволяет время. Собственно, это напоминает один из приемов создания благожелательных отношений с аудиторией, которые Рон Хофф (автор популярной книжки по ораторскому мастерству) называл «вовлечением». Ну а какой должна быть «петелька»? Что может связать первые слова с основной частью? Приемов существует множество. Главное, чтобы произнесенные слова имели прямое отношение к последующему высказыванию. Вот я в школе терпеть не мог физику. Появляется училка и, не глядя на нас, просит открыть тетради… Помните? А теперь представьте себя в шестом классе. Урок, посвященный закону всемирного тяготения. Заходит молодой учитель: «Ребята! Отложите тетради, послушайте историю…» Дети этому рады, с удовольствием готовы слушать. Учитель спокойно рассказывает: «В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Несколько слов — и звучит имя: Исаак Ньютон. Замечательный переход к главной теме и отличный захват внимания. Думаю, что и годы спустя мальчики этого класса, заходя в пивную и видя кружки, будут вспоминать Ньютона. Этот пример я взял из «Советов лектору» известного юриста начала XX века Анатолия Федоровича Кони.

Существует множество способов вступления, каждый из них уместен для данной аудитории и в данное время. Лучшее рождается на глазах. Несколько классических вариантов помогут, если вы не знаете, с чего начать, или чувствуете неуверенность. Именно по вступлению и переходу к главной части слушатель оценивает, интересно ему предложение оратора или нет.»

  Приглашаем на наши открытые программы:

 С 11 по 15 ноября – ШТОРМ (Школа Тренеров ОРаторского Мастерства). Осталось 3 места!

 С 25 по 29 ноября – вечерний курс «Риторика. Интенсив». От азов к вершинам мастерства.

 5-6 декабря – легендарный тренинг Игоря Родченко «Хозяин слова. Мастерство публичного выступлений» в Петербурге.

 13 декабря – «Будьте любезны!» предновогодний семинар Анны Валл по этикету. 


В избранное