Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Основы эффективной речи


Здравствуйте!

Мы на «ты» или на «вы»? О том, как обращение связано с этапом роста компании заметка Анны Валл. Также в этой рассылке информация о ближайших программах компании IGRO.

 Как дома: корпоративный этикет и личные взаимоотношения в компании

Типичное явление: среди сотрудников компании есть родственники. Супруги, брат-сестра, дядя-племянник – любое другое семейное сочетание. Особенно типично это для компаний частных. Редкий руководитель-собственник обходится без них. «При мне служащие чужие очень редки», особенно в момент возникновения компании. Компания именно потому и возникает, что какой-нибудь энтузиаст собирает команду единомышленников, единоверцев в широком смысле. Птицы одного оперенья слетаются в одну стаю.
Люди первого призыва – это, конечно, знакомые и друзья. Зачастую ими оказываются родственники. Все свои, все на «ты», все запанибрата.

Пройдёт некоторое время – и компания, если с ней всё в порядке, пойдёт в рост. Понадобятся новые сотрудники – их будет рекрутировать отдел по персоналу, претенденты будут присылать резюме и проходить собеседования. Вырастут доходы. Всё хорошо. Компания готова освоить новый финансово-экономический уровень.

Но в этот момент происходит драматическое с точки зрения коммуникаций явление: отставание корпоративной культуры. Или что ещё хуже и чаще: обнаружится её стихийная пестрота. А если всё же однородность, то обыденная, обывательская.  

Одной из причин торможения в развитии компании являются, как ни обидно, дружеские отношения. Не сами по себе, разумеется, это ценность непреходящая, но их выражение в деловой жизни.

Деловой этикет предписывает: чем выше ваше социальное положение, тем дальше оно от бытового, семейного. Вы – директор компании, а руководитель одного из отделов  – ваша супруга? Ошибаетесь. Руководитель одного из отделов – это руководитель одного из отделов, случайный (возможно) однофамилец.  И если вы с ним повседневно внутри компании на «ты», не надейтесь на чудо перевоплощения в ответственной деловой ситуации за пределами компании, где высокая деловая культура исключает  фамильярность среди участников коммуникации.  Привычка и навык будут к вашим услугам раньше, чем умозрительные знания о правилах поведения. И неподходящее строгому моменту громкое «Наташа, ты не забыла флешку?» досадно упростит вас.

Чем выше деловые круги, в которых вращается ваша компания, тем строже и требовательнее этикет.

Моветоном является панибратство в любом его проявлении: в жестах, в словах, в интонации. Похлопали по плечу своего заместителя, передавая ему микрофон для выступления.  Из лучших побуждений, разумеется – приободрить! – и широко улыбнулись: «Не дрейфь, Димон!» И подмигнули!
Приободрили, но вместе с этим ясно и недвусмысленно отметили свой уровень на шкале делового сообщества. И пусть вас не обидит его прохладная реакция.

Обращение по имени-отчеству, обращение на «вы», использование обращения «господа» – азбука делового этикета.  Причём, обращение «дамы и господа» допустимо только в неофициальной части делового общения. Когда галстучный узел можно уже ослабить: во время ланча, в курительной комнате, во время банкета при произнесении спича.
В официальной торжественной части единственно возможное обращение к деловому собранию – «господа». Невзирая на разнополость присутствующих. В этот момент перед вами «официальные люди».

Как избавиться от амикошонства? Ввести в ежедневное общение обращение на «вы».
Сделать его привычным, чтобы быть естественным в строгих рамках высокого делового этикета, когда понадобится. Не смущаться, не сбиваться, не казаться себе глупым актёром и не думать только об одном: скорей бы это всё закончилось, и мы вернулись к себе в офис выпить и «перетереть».

Вы позволили себе заявить себя деловым человеком – извольте соответствовать. Безусловно, есть компании, корпоративная культура которых, не только допускает, но даже предписывает свободное общения, обращение на «ты», презрение к излишней «манерности». Но – еще раз – чем выше ваш статус, тем выше и требования.

С сотрудниками на «вы». С заместителем своим, другом детства  –  на «вы». По имени-отчеству, если компания претендует на люкс.

Вам кажется это искусственным? Это так и есть. Это именно оно: искусство чувствовать стиль. И каждый из нас им обладает в той или иной степени.

Поройтесь в семейном архиве, возможно, найдёте изумительные строчки в письме вашего прадедушки к супруге: «Милый друг мой, Лизавета Афанасьевна, здравствуйте!»
Она была его женой, он знал все её родинки, шептал ласковую чепуху, но – этикет письма, господа!

 

Ближайшие программы

С 8 по 12 июля углубленный курс занятий по искусству публичных выступлений.

  • публичное выступление: базовая концепция;
  • работа с аудиторией: принципы и специальные инструменты;
  • техники захвата внимания и завершения работы (как отвечать на вопросы из зала);
  • логика речи, или как добиться ясности изложения;
  • законы убеждающей речи;
  • импровизация в речи и находчивость оратора;
  • имидж оратора. 

Программу ведут тренеры компании Ирина Шнейдер и Анна Валл. 

Занятия будут проходит по вечерам с 19 до 22 часов в офисе компании IGRO в центре Санкт-Петербурга.

 

Подробности и запись в группу: + 7 (812) 575-56-56, +7 (921) 587-38-85, +7 (921) 947-45-73, office@igro.ru 

http://www.igro.ru/

  


В избранное