Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Будь собой!

  Все выпуски  

Будь собой!


Будь собой!

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.education.budda
Центр Финансового Образования


ПРИЯТИЕ (СЕБЯ, ДРУГИХ, ПРИРОДЫ)

. Цитаты взяты из главы 11

Абрахам Маслоу

«МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ»

Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающие самоактуализирующихся людей, характеристики, на первый взгляд как будто не имеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособленными, не связанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные производные или разные формы проявления одной основополагающей, фундаментальной установки, а именно – отсутствия самодовлеющего чувства вины и стыда. Другое дело невротик – чувство вины терзает его, он порабощен стыдом и движим тревогой. Да что там невротик! Даже среднестатистический представитель нашей культуры, так называемый нормальный человек готов поддаться переживанию вины, стыда и тревоги даже в тех случаях, в которых это совершенно не обязательно. Но здоровый человек тем и отличается от среднестатистического, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков.

Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Говоря об этом, я вовсе не имею в виду, что ему свойственно самодовольство и самолюбование, что он абсолютно удовлетворен собой. Я хочу сказать, что он умеет сосуществовать со своими слабостями, принимает свою греховность и порочность, умеет относиться к ним так же просто, как мы относимся к природе. Ведь мы же не сетуем на то, что вода мокрая, что камни тяжелые, а деревья по осени желтеют. Как ребенок смотрит на мир наивными, широко распахнутыми глазами, ничего не ожидая и не требуя от него, не критикуя и не оспаривая его, просто наблюдая то, что предстает его взору, точно так же самоактуализирующийся человек воспринимает свою человеческую природу, природу Других людей. Это, конечно же, не тот тип смирения, который исповедуется на Востоке, хотя и смирение свойственно этим людям – особенно когда они оказываются перед лицом тяжелой болезни и смерти.

Заметьте, характеристика, о которой я говорю сейчас, имеет непосредственное отношение к обсуждавшейся выше особой способности самоактуализирующихся людей. Я хочу напомнить об их способности видеть реальность в ее истинном свете. Эти люди воспринимают человеческую природу такой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы видеть ее. Они смело смотрят на то, что предстает их взгляду, они не прищуриваются и не надевают очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажают и не раскрашивают реальность в те или иные цвета (16).

С наибольшей очевидностью эта способность к полному приятию обнаруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так называемом животном уровне. Самоактуализирующегося человека можно назвать крепким, здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать вины или стыда по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических влечений. Его приятие распространяется не только на эти, низшие потребности, но и на потребности других уровней – на потребности в безопасности, любви, принадлежности, самоуважении. Все побуждения и импульсы, присущие нормальному человеку, самоактуализирующиеся люди считают естественными и заслуживающими удовлетворения, они понимают, что так распорядилась природа, они не пытаются оспорить ее произвол или навязать ей угодный им порядок вещей. Естественным продолжением способности к приятию становится пониженная способность к отвращению, – неприятные моменты, связанные с приготовлением пищи, телесные выделения и запахи, физиологические функции не вызывают у них того отвращения, которым обычно реагирует средний человек и тем более невротик.

Этой же способностью к приятию объясняется, вероятно, и тот факт, что самоактуализирующимся людям чужда всякая поза, что они терпеть не могут позеров. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство, желание произвести впечатление – все эти качества совершенно не свойственны им. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, им это не сложно уже потому, что они умеют мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации и особенно на склоне жизненного пути привыкают относиться к ним уже не как к недостаткам, а как ко вполне нейтральным личностным характеристикам.

Все вышесказанное еще не означает, что самоактуализирующимся людям незнакомы чувство вины, стыд, печаль, тревога или самозащитные тенденции, – речь идет о вредной, ненужной, невротической (то есть нереалистической) вине, о таком же стыде и т.п. Низменные, животные позывы и процессы, а также связанные с ними отправления, такие как секс, уринация, беременность, менструация, старение и т.д., воспринимаются этими людьми совершенно спокойно, как неотъемлемая часть реальности. Здоровая женщина не стыдится быть женщиной, не стыдится своего тела и процессов, происходящих в нем.

Есть только несколько вещей и обстоятельств, способных вызвать чувство вины (или стыд, тревогу, печаль, сожаление) у этих людей, среди них: 1) такие недостатки и пороки, которые человек может победить в себе (например, лень, эгоизм); 2) непреодоленные пережитки психологического нездоровья (предубеждения, зависть, ревность); 3) привычки, которые, хотя и не стали второй натурой, могут оказаться весьма сильными, а также 4) недостатки и пороки той культуры или социальной группы, с которой они, эти люди, отождествляют себя. В самом общем виде можно сказать, что здоровые люди испытывают дискомфорт только тогда, когда видят, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижимого, а следовательно, необходимого (2, 148, 199).

Не всё так просто с той же ленью. Что такое лень?

Прежде всего это отсутствие мотивации. Если нет мотивации, то возникает сразу вопрос: «А оно мне надо»? Потому что мотивация отсутствует, когда нечто надо кому-то, а не самому человеку.

«Прозрачность» совести – может служить критерием степени самоактуализации.

Я так и не дождался от читателей рассылки, что они понимают, под «бытиём собой». Возможно некоторым этот выпуск поможет ответить на этот вопрос.

 

 

Здравствуйте, Игорь.

Я читал выпуски про совесть и вот что решил добавить.

Письма некоторых читателей хорошо разобрали этот вопрос, но иногда

нужно ясно понимать на чем строится базис, т.е. философская основа из

которой вытекают эмоции в ответ на ситуацию.

 

Прочел недавно

книгу Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" и повесть "Гимн". Очень хорошо

изложены вопросы манипуляции человеком с помощью совести "попутно" :)

расскрывается философская система жизненных ценостей. С парой моментов

в книге не согласен, но это мелочи.

Я полагаю, что вы лично должны "исповедовать" подобную философию,

поскольку являетесь предпринимателем. Если вы не читали, советую.

Найти можно у Машкова, в магазине не найдете. "Гимн" тоже есть в сети.

 

кроме того

Вопросы происхождения моральной добродетели великолепно изложил

Мандевиль в "Басня о пчелах". прямо черным по белому.

 

 

Насколько я помню, вы писали что работаете 2-3 часа в день и остальное

время посвящаете себя разным другим делам, на фирме все работает без

вас. (Здесь видимо и есть основа разногласий с Ю.Морозом. т.е его

придирки, что мол вы удобно устроившийся эксплуататор)

В этой связи

у меня и возникает вопрос: работая 2 часа вы пользуетесь услугами

людей, которым вы платите деньги, которые позволяют вам находиться (их

труд позволяет) в свободном полете. Вы им того же не желаете?

Или они не хотят?

А вы делаете вывод что раз они работают то значит хотят работать...

 

Если бы никто не стал бы работать на другого человека, вы

не смогли бы осуществлять свою деятельность в прежнем режиме. Может я

что не совсем верно понимаю?

 

Я примерно сформулировал. Не могли бы вы прокоментировать это. Думаю

что для себя вы уже этот вопрос решили. интересно как?

 --

С уважением,

  Артем    

       

Уже пару месяцев работаю по 10 -14 часов. Доволен жизнью больше, чем по 2-3. Есть некая ВОСТРЕБОВАННОСТЬ. А 2-3 часа работал, когда не было задач моёго уровня. На мой взгляд работа по 2-3 часа ценность сомнительная.

А вот возможность распоряжаться своим временем - ценность настоящая. Впрочем на вкус и цвет товарищей нет. Вы вправе выбирать сами свои ценности.

Только будьте собой!

А вот комментировать если бы или кабы я не собираюсь. Есть РЕАЛЬНОСТЬ, я адаптирован к ней. Если РЕАЛЬНОСТЬ изменится, я буду адаптироваться к другой реальности.

 

Будь собой! Игорь Иванов.

 

 


Вопросы автору можно задать на форуме сайта http://fintraining.ru
Или по электронной почте: ivanov@7395.ru


Рекомендую подписаться на рассылки:


В избранное