Девиз рассылки «Задачки на засыпку от Папы Роберта»:
«Ни дня без задачки!»
Максима дня:
В последнее время на российском телевидении появилось множество интеллектуальных игровых передач для взрослых и детей ("ЧТО, ГДЕ, КОГДА», «Умники и умницы», «Самый умный ребёнок», «Слабое звено», Миллионер» и др.). Суть соревнований в этих передачах: ведущий задаёт вопрос, а соревнующиеся должны быстро, как можно быстрее дать правильный ответ. Те, КТО ОТВЕТИТ БЫСТРЕЕ, выигрывают.
Подчас ответ даётся на уровне рефлекса, то есть без какого-либо размышления, обдумывания. Или время на ответ ограничено секундами, в лучшем случае минутой.
Подавляющее большинство вопросов сформулировано так, чтобы ответ отыскивался в памяти. В передачи «Самый умный ребёнок» Ведущая только ещё начинает читать вопрос, как ребёнок уже даёт ответ. О чём это говорит? Смысл вопроса никому не ясен, например вопрос: «в каком году произошло восстание рабов…» Тут ребёнок уже даёт правильный
ответ. Но как он его вычислил? Просто ребёнок был натаскан на определённые вопросы. Он их узнаёт на уровне рефлексов. Сознание, то есть ум, не успевает подключиться. Надо сказать, что проведены исследования, из которых сделан вывод, что сознание любого человека подключается через несколько секунд после восприятия стимула. В данном случае, чтобы обдумать некоторые вопросы, то есть подключить сознание, необходимо три, пять секунд. А ответ «умный» ребёнок даёт на первой же секунде озвучивания вопроса, причём вопрос
не может быть понят, если он не договорен до конца, как в приведённом примере.
Таким образом, в целом, большинство этих соревнований проверяет память, причём, как в приведённом примере, проверяется не интеллектуальная, а рефлекторная память (автоматизм). При этом важна скорость нахождения ответа, то есть проверяется у кого рефлекс более быстродействующий. Поэтому такие соревнования можно назвать тестами
на проверку скоростных рефлекторных способностей, но никак ни проверкой ума.
Итак, проверяется скорость и содержание рефлекторной памяти. Легко представить, что компьютер мог бы действовать в этих условиях куда быстрее и точнее, если его натаскать так же, как и «умных» ребят из передачи.
Комментарий Папы Роберта:
Содержание памяти, тем более, рефлекторной, это незначительная часть интеллекта, которую легче всего имитировать с помощью компьютера. Это работа для робота. Тавтология не случайна. По-моему, работа не совместима с творчеством. Если работа, то это уже не творчество, это для робота.
Всё, что не может сделать робот – на сегодняшний день творчество. Поэтому в термине «творческий труд» содержится противоречие. А«умный ребёнок» из передачи оказывается простым роботом. То есть мы сделали из маленьких гениев, каковыми являются большинство детей из передач, роботов. Радоваться совершенно нечему. Интересное наблюдение: чем более старшая возрастная группа участвует в соревновании, тем более ребята похожи на роботов, тем меньше в них творческих проявлений.
Или мне это показалось?
А еслиэто так,то такое направление развития умов вряд ли перспективно.
Задачка 2005 06 23
В одной из разновидностей игры в ДЕШКИ противники накапливают«дешки» («душки» похожи на шашки). Однажды хитроумный Тринардик так разыгрался, что накопил не малую кучу «дешек». У противников ничего не осталось (или они припрятали свои «дешки»).
Тогда Тринардик решил разделить свою «кучу» «дешек» на равные кучки малого размера. Когда он раскладывал «дешки» на кучки по две, три, четыре, пять или шесть штук, одна «дешка» всякий раз оказывалась лишней. Но когда он разложил по семь «дешек» на кучку, лишних «дешек» не осталось. Далее Тринардик выдал каждому игроку (Папе Роберту, Дешке, Бинардику и Ринг) по
семь дешек, а остальные оставил себе.
Сколько же «Дешек» Тринардик оставил себе, если общее их число у него было минимальным для раскладывания их на кучки по семь «дешек» без остатка?
Примечание.
Некоторые игроки жаловались, что Папа Роберт предлагает Решателем слишком простые задачки. Однако усложнить задачку проще, чем найти оригинальную и всё же простую (то есть не требующую специальных знаний). Кроме того, всегда оказывается, что когда знаешь решение даже сложной задачки,задачка кажется слушком простой. А когда не знаешь решения даже простенькой задачки, она подчас кажется неразрешимой.
Решение задачек, а также использование дешкомпьютеров и дешграммной письменности улучшает то, чем вы сейчас подумали.
(картинка грузится первый раз три минуты, но когда вы прочитаете текст, она появится)
«ДЕШГРАММНУЮ ТЕОРИЮ», а также аннотации к книгам Университета Федосеева «ТВОРЧЕСТВО КАК НЕТОЧНАЯ НАУКА» можно скачать в конце первой страницы сайта:http://fedoseev.org