Качество продукции
– «технический»
уровень товаров или услуг, определяемый в реальных условиях эксплуатации самим
потребителем. Под «техническим» уровнем понимаются не только свойство товара или
услуги (например, что услуга должна быть оказана в течение такого-то отрезка
времени), но и удобства эксплуатации, и престижности (товара или «услуги от
Кардена») и т.д. Кликните по термину – получите старую статью
Отмечу, что начавшаяся публикация серии наших статей
в «Бирже» выходит в редакции Агентства «Биржа плюс», мы размещаем те же
публикуемые в серии статьи в редакции РМ.
- Новая статья (в нашей редакции) на тему качества –
ниже.
Владимир Токарев,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н.
тел. +7 (831) 462-95-93,
тел./факс +7 (831) 466-37-06, http://mc-ma.narod.ru
Качество менеджмента против менеджмента качества
Управленческий цикл
Начнем с
реального примера. Вновь образовавшаяся компания в форме Общества с ограниченной
ответственностью (ООО «Вымпел») заказывает несколько штампов своего предприятия
фирме, специализирующейся на полиграфии и изготовлении штампов. Когда специалист
приходит за готовыми штампами, изготовленными, что приятно, в течение
оговоренной недели, ему показывают качество оттиска изготовленных штампов с
названием новой компании «Вымпел». К качеству оттиска придраться невозможно, но
вместо ООО «Вымпел», на бумаге красиво отпечатывается ОАО «Вымпел» - придется
ждать еще неделю, когда будет исправлена досадная ошибка.
Алгоритм
самого простого типа управления, основанного на контроле, включает себя четыре
шага:
1.
Установление стандартов и допустимых отклонений
2.
Измерение состояния объекта управления
4.
Корректирующие воздействия
3.
Сравнение состояния объекта со стандартом
Управленческий
цикл, основанный на контроле
Шаг 1 - установление
стандартов и допустимых отклонений. Например, как работает наш холодильник?
Регулятором мы устанавливаем необходимую температуру - устанавливаем
стандарт.
Шаг 2 - измерение состояния
объекта управления. Термореле устройства холодильника определяет
температуру в камере холодильника - осуществляется измерение.
Шаг 3 - сравнение состояния
объекта со стандартом. В холодильнике сравнивается температура в камере с
той, что вы установили регулятором.
Шаг 4 - корректирующие
воздействия при необходимости. Если температура отклоняется от той, что
выставлена регулятором, то при низкой температуре в камере мотор холодильной
установки отключается, а при высокой температуре, наоборот, блок управления
включает мотор для дополнительного охлаждения камеры - реализуются
корректирующие воздействия.
Если обратиться к нашему примеру, то стандарт –
это описание бизнес-процесса – как должна приниматься, выполняться и проверяться
работа по изготовлению штампа. Измерение – это что получается в
повседневной практике. При сравнении смотрим, в первую очередь,
выполняется ли стандарт – соблюдается ли описанная технология работы. Про
коррекцию мы расскажем в следующем параграфе.
Волшебная тетрадь Качества
Как-то
директор консультируемого мной небольшого предприятия (производство замороженных
полуфабрикатов) решил немножко похвалиться планами своей фирмы в сфере качества:
«С понедельника у нас приступает к работе новый специалист – мы взяли
опытного инженера по качеству, что скажите по этому поводу?»
«Насколько я
знаю, - ответил я, - пока у вас нет в планах проведения изменений управления
производством, поэтому найм инженера по качеству отразиться лишь на одном
показателе - – у вашей фирме увеличатся издержки на заработную плату этого
специалиста, но никак не отразятся на качестве производимой продукции». Было
видно, что мой ответ расстроил руководителя фирмы.
Вы хотите получить быстрый результат в сфере
улучшении я качеством? Тогда я рекомендую применять управленческий цикл в форме
таблицы, где разобран наш первый пример:
Фиксация недостатков
(измерение состояния объекта)
Каким образом устранены
недостатки
Каковы причины обнаруженных
недостатков, имеются ли нарушения принятых стандартов
(сравнение состояния объекта со стандартом)
Организационные меры,
направленные на искоренение причин, приводящих к недостаткам/ сроки их
исполнения/ ответственный (корректирующие
воздействия)
Ошибка в тексте изготовлен-ного
штампа
Произведена переделка работы –
изготовлены новые штампы
В стандарте выполнения работ не была
предусмотрена проверка текста в штампе клиентом
Введение в технологию работы отсылки
образца рисунка с текстом, изображенного на штампе, клиенту по
электронной почте/
Ответственный – приемщица/Срок – с
понедельника следующей недели
И т.д.
В этой таблице предполагается, что стандарт – как нужно
правильно работать, у вас уже есть. В первом столбце фиксируется что произошло
(только не наказывайте исполнителя: качество – результат работы менеджмента, а
за менеджмент в фирме отвечает один человек – генеральный директор).
Во втором столбце дается
информация о том, как устранена неполадка, это обычно на предприятиях (например,
там, где производится гарантийный ремонт) выполняется.
Важным является третий столбец
– в нем фиксируется анализ причин брака. В нашем примере такой причиной являлось
отсутствие порядка, когда подготовленный на компьютере рисунок с текстом, до
переноса их на штамп, отправлялся на проверку клиенту.
Самым важным является четвертый
столбец – здесь фиксируются организационные меры, реализация которых обеспечит
ситуацию, что подобная ошибка повторно не произойдет. Поскольку речь идет о
менеджменте, то кроме того, что нужно сделать, нужно указать сроки
исполнения и ответственного за исполнения намеченного.
Выводы: Вы хотите иметь
конкурентное качество? Заведите волшебную тетрадь Качества.