Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инспекторы руками главбухов пытаются проверить вычеты НДС за пять лет


Для бухгалтера: программы, новости, советы

Выпуск N97

Инспекторы руками главбухов пытаются проверить вычеты НДС за пять лет


На «камералке» по НДС за второй квартал компаниям могут поступить очередные неожиданные требования из инспекций. В прошлом номере мы писали, что налоговики стали требовать от главбухов прогнозы отклонений в будущих платежах. Теперь нам стало известно, что они запрашивают у компаний пояснения о том, почему суммы авансового вычета НДС превышают суммы начисленного налога с авансов. Но требуют объяснить расхождения не за проверяемый период, а за все отчетные кварталы, начиная с 2007 года и заканчивая 2012-м. То есть за пять лет.

Как выяснила «УНП», ФНС не давала никаких разнарядок делать подобные запросы. И почему инспекторы выбрали именно этот срок — пять лет — в ФНС тоже не знают. Вместе с тем, по мнению нашего источника в налоговой службе, инспекторам ничто не мешает запросить пояснения. И тут уже компания сама решает для себя: игнорировать запрос налоговой или нет.

По мнению налоговых юристов, компания может не отвечать на требование инспекции без каких-либо последствий для себя. Особенно если его прислали обычным письмом или по факсу. Но если письмо заказное, то безопаснее все же ответить мотивированным отказом со ссылкой на конкретную норму НК РФ, например, что в рамках статьи 88 НК РФ инспекторы вправе требовать документы и пояснения, только если в декларации НДС стоит к возмещению, есть необлагаемые операции или неточности. Кстати, инспекторы могут заявить, что расхождения являются как раз теми неточностями, поскольку авансовый вычет НДС не может превышать НДС с авансов. Между тем на практике такая ситуация может возникнуть по объективным причинам. Например, если компания заявила вычет НДС с аванса не сразу на дату отгрузки, а в более позднем периоде. Но в любом случае глубина проверки не может выходить за отведенные кодексом три года, поэтому требование проанализировать вычеты с авансов за пять лет незаконно.

В каких подразделениях теперь должна быть кассовая книга


Компаниям предстоит разобраться сразу с несколькими неоднозначными моментами: когда заводить книгу в подразделении, кто будет ее вести, как передавать документы, в какой срок. Вносим ясность.


Неясность № 1
Сколько книг должно быть у компании


Некоторые компании решили проигнорировать новые разъяснения и оставить одну кассовую книгу — в головном офисе. В опрошенных инспекциях сообщили, что за это возможен штраф по статье 15.1 КоАП РФ в сумме до 50 тыс. рублей. Такой штраф можно оспорить, поскольку выручка оприходована, просто в кассе головного офиса. Но спорить с инспекторами потребуется в суде, а практика пока не сложилась.


Неясность № 2
С какого момента вести книгу


Некоторые компании решили, что книгу в каждом подразделении надо завести в мае, когда появились разъяснения ЦБ. Это не так. Формально книги требовалось вести с 1 января 2012 года, когда вступило в силу положение ЦБ РФ от 12.10.11 № 373-П. В мае Центробанк разъяснил нормы документа, а не ввел новые правила. Поэтому оформить книги безопаснее задним числом. А если это невозможно, то хотя бы с текущей даты. Срок привлечения к ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций составляет два месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Так что за отсутствие книги в начале года сейчас уже не оштрафуют.


Неясность № 3
Кто должен вести книгу


У многих компаний в подразделении всего один работник: продавец, кладовщик, менеджер. Отдельной бухгалтерии или руководства там нет. В этом случае обязанности кассира можно возложить на любого сотрудника на основании приказа или доверенности. Если не назначить ответственных, то получится, что кассовые документы подписаны неуполномоченными лицами. Налоговики могут приравнять такие бумаги к их отсутствию.


Неясность № 4
Как нумеровать «приходники» и «расходники»


Подразделение может нумеровать ордера отдельно в хронологическом порядке с начала года, поскольку специальных правил положение № 373-П не предусматривает. Но тогда возможна путаница, потому что у компании будет сразу несколько «приходников» и «расходников» с одним и тем же номером. Чтобы этого избежать, можно в правилах документооборота за каждым подразделением закрепить свой числовой или буквенный код и ставить его перед или после номера (например, М-123).


Неясность № 5
Как передавать документы


Кассовую книгу подразделения можно вести на бумаге или в компьютере. Один экземпляр каждого листа книги остается в подразделении, а второй на следующий рабочий день передают в головной офис (п. 5.6 положения № 373-П). Но многие подразделения находятся в других городах, и поэтому передать документы почти невозможно. Здесь подойдет другой вариант. Можно отправлять листы по электронной почте, например, в виде отсканированных копий. А их бумажные варианты передавать позже, например раз в месяц. Электронных подписей для заверения отсканированных копий не нужно, подтвердили опрошенные налоговики.


Неясность № 6
Как хранить кассовые документы


Полученные из подразделений электронные листы компания хранит в компьютере. Бумажные надо сшить, а на оборотной стороне сделать запись о количестве листов и заверить ее печатью и подписями руководителя и главбуха (п. 2.5 положения № 373-П). Консолидированную книгу составлять, по мнению опрошенных налоговиков, не требуется.

Письмо ЦБ РФ от 04.05.12 № 29-1-1-6/3255.


В избранное