Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как зарабатывать на авторынке


 

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТРУДА

Выбор критериев

Большинство автосервисов делает «как все», принимает давно известные и не оправдавшие себя решения, например, считают, что предприятие работает ради выручки, ее и надо планировать.

Но планирование выручки и оценка результатов по денежным планам – неудачный критерий, так как сотрудники не видят прямой наглядной связи между выручкой предприятия и их ежедневной работой. Более того, порой работники подозревают руководителей в сокрытии истинных цифр.

Вследствие повышения качества автомобилей будет продолжаться тенденция уменьшения объема заказов на сервис и объемы выручки могут расти только за счет привлечения все большего количества клиентов и увеличения цен.

Поэтому стимулирование необходимо фокусировать на конкретных действиях и наглядных критериях, как при сдельщине – изготовил табуретку, починил стартер, вымыл машину – считай количество и сравнивай с планом.

Что именно следует планировать?

В автосервисе есть единственная цель, достижению которой могут и должны содействовать все сотрудники. Эта цель – привлечение заказов, т.е. клиентов.

Слесари исполняют заказы. Их непосредственные руководители обеспечивают условия для исполнения заказов. Управленцы и служащие привлекают заказы. Все вместе стараются не огорчать заказчиков и внушать им желание приезжать именно в этот сервис, чтобы заказов было больше.

Количество заказов учитывается легко и понятно:

 

Количество заказов = Количество заказ-нарядов + Количество чеков на отдельные услуги (мойка, шиномонтаж и т.п.) + Количество чеков на запчасти и товары, проданные на сторону

 

Привлечением заказов должны заниматься все сотрудники:

∙        управленцы, диспетчеры и приемщики отвечают за привлечение внешних клиентов рекламой, ценами, консультированием, ведением сайта и т.д. для обеспечения заказами внутренних клиентов - ремонтников;

∙        слесари – отвечают за удовлетворение внешних клиентов качеством сервиса и привлечение новых заказов от них;

∙        вспомогательный персонал – отвечает за внушение положительных эмоций клиентам имиджем предприятия, включая чистоту в туалетах, приветливость каждого сотрудника, начиная от сторожей и уборщиков.

 

Результаты привлечения клиентов, выраженные в количестве заказов на ремонт, и следует планировать и по ним оценивать деятельность каждого сотрудника.

План привлечения и исполнения заказов должен быть выражен в штуках. План выручки директор сам установит для себя, умножив среднюю выручку по одному заказу на количество заказов.

Динамика поступления заказов показывает изменение движение потока клиентов – т.е. показывает качество работы с клиентами всех сотрудников.

 

Сотрудникам следует платить за количество заказов, не привязывая зарплату к выручке и не устанавливая оклады.

 

Планирование  именно количества заказов, а не сумм выручки, решает несколько проблем и имеет следующие преимущества:

         выполнением планов, т.е. - привлечением клиентов будут заниматься все сотрудники: управленцы, диспетчеры и приемщики привлекать клиентов, слесари – удовлетворять клиентов качеством сервиса, вспомогательный персонал – удовлетворять клиентов имиджем и приветливостью предприятия в целом;

         у слесарей не будет мотива выпрашивать «жирные» заказ-наряды, халтурить при их выполнении, отмахиваться от вопросов учеников;

         все сотрудники будут заинтересованы помогать друг другу, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов;

         плановые параметры не вызовут недовольства у персонала, как это бывает с суммовыми показателями;

         все сотрудники, от директора до сторожей, будут заинтересованы в увеличении количества клиентов, и их отношение к клиентам изменится в лучшую сторону;

         количество заказов показывает количество клиентов, и анализ  динамики изменений этих показателей позволяет делать выводы о качестве работы сервиса в целом – привлекает он клиентов или отталкивает;

         плановые параметры можно размещать на стенах, в мониторах компьютеров – они не показывают доходов предприятия;

         станет возможным при наплыве заказов создавать бригады – 1 слесарь и 2 ученика, поручать сложные работы опытным слесарям, а простые – слесарям низких разрядов (предприятию невыгодно,  когда 1 слесарь делает всю машину, т.к. большая часть его времени уходит на малоквалифицированные работы);

         можно применить сдельную оплату для служащих, выбрав критерием оценки их деятельности количество заказов;

         можно ввести в обязанности каждого сотрудника раскладку не менее 100 визитных карточек предприятия в месяц в почтовые ящики или под «дворники» автомобилей, припаркованных в жилых массивах или в местах скопления автомобилей – возле торговых центров и т.п.

Планирование

Планы на месяц следует устанавливать по алгоритму:

 

План = Количество заказов прошлого года/12 * 1,2.

 

Таким образом, план требует равномерной загрузки цеха по месяцам. Очевидно, что в первые и последние месяцы года без дополнительных усилий по привлечению клиентов план выполнен не будет и люди получат меньшую зарплату. Это справедливо, т.к. в начале и конце года отсутствие выручки не дает возможности сформировать такой же ФОТ, как и в успешные месяцы.

План должен требовать увеличения привлечения и выполнения  заказ-нарядов не менее чем на 20% по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года, т.к. рост объемов необходим для развития предприятия. Эту величину можно изменять по усмотрению руководства. В то же время не забывайте, что выручка на уровне прошлого года означает спад, так как 15% съела инфляция.

Для компенсации возможных погрешностей планирования при выполнении плана на 90% сотрудники должны получать зарплату как при выполнении плана на 100%.  План считается перевыполненным и заработок увеличивается после превышения 100% выполнения плана не менее чем на 1%. В первые месяцы действия этой системы полезно несколько занижать план, чтобы сотрудники его перевыполняли – тогда они быстро привыкнут к новой системе.

 

План продажи труда – план количества заказ-нарядов

 

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Всего

2012 факт

200

350

450

600

520

460

380

420

560

450

350

201

4941

2013 план

494

494

494

494

494

494

494

494

494

494

494

494

5928

2013 факт

255

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% выполнения

52

91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Для того чтобы расчеты было просто выполнять, вводится коэффициент: 

Количество отработанных сотрудником дней/Количество рабочих дней в месяце

Тогда для сотрудников, отработавших меньшее количество дней, тоже применяется единая для всех формула расчета коэффициента выполнения плана. У этих сотрудников коэффициент выполнения плана будет получаться меньше ввиду их отсутствия на работе по причинам болезни, отпуска и т.п.

Коэффициент рабочих дней рассчитывается как отношение фактически отработанных дней к количеству рабочих дней в месяце. Например: отработано 22 дней из 22 рабочих дней, коэффициент =1.

 

Для безболезненного перехода на новую систему планирования и подведения итогов на предприятиях, где не применяется сдельная оплата труда ремонтников следует приказом зафиксировать фактическую среднемесячную зарплату каждого сотрудника   и утвердить новое «Положение об оценке и оплате труда». На предприятиях, где применяется сдельная оплата труда ремонтников, новое «Положение» будет касаться только сотрудников, получающих оклады.

Согласно новому «Положению» зарплата рассчитывается за фактически отработанное время и в зависимости от степени выполнения плана.

 

Степень выполнения плана = Выполнено заказ-нарядов/План по количеству заказ-нарядов

 

Выполнение плана означает хорошую работу по привлечению и удовлетворению клиентов.

Ведомость расчета зарплаты сотрудников

 

Среднемесячная зарплата прошлого года – расчетная база (РБ) руб.

Коэф-т рабочих

дней

Коэф-т выполнения

предприятием плана продаж труда

%выполнения/100

Заработок

= гр.3*4*5

1

3

4

5

6

Гл. бухгалтер

(РБ)

1

Если 1,0

1,0РБ

Приемщик

(РБ)

1

Если 0,88

0,88РБ

Кладовщик

(РБ)

1

Если 0,95(=1,0)*

1,0РБ

Уборщик

(РБ)

0,42

Если 1,0

0,42РБ

Слесарь

(РБ)

1

Если 1,01**

1,01РБ

Электрик       

(РБ)

1

Если 1,007**

1,0РБ

*При выполнении плана на 90-99,9% зарплата выплачивается как за полное выполнение. Тем самым компенсируются возможные ошибки планирования.

**Перевыполнение зачитывается, начиная с 1%.

Выше был изложен метод оценки количества труда, с помощью которого стимулируют всех сотрудников. Это тот самый кнут, который может уменьшить зарплату.

Для раздачи пряников, увеличивающих зарплату, следует оценить качество труда при помощи ключевых показателей качества труда персонала.

Об этом следующая статья.


В избранное