Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как зарабатывать на авторынке


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРЫНКА

Волгин В.В., экономист-международник

Статья в журнале «Управление автобизнесом», декабрь 2011

 

В 2011г. произошли важные для авторынка события:

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» письмом от 23 августа попросила ФАС проверить дилерские договоры с дистрибуторами автомобилей на соответствие антимонопольному законодательству и защитить дилеров от дискриминации зарубежных автопроизводителей.

ФАС России приняла решение о создании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей при ведомстве в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.

ФАС сообщила о  подготовке  к  внесению  изменений  в  действующее   антимонопольное  и  гражданское законодательство с целью  гармонизации    правового    регулирования   автомобильного   рынка   Российской  Федерации  и  Европейского  Союза.

 

Как регулируется авторынок Евросоюза

 

Философия рыночной экономики в Евросоюзе предоставляет полную свободу операторам рынка в их действиях, если они не нарушают положений о свободе конкуренции «Договора о создании ЕС» 1957г. заключенного  в целях достижения четырех свобод - свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, а также проведения общей политики. С 1 декабря 2009 вместо этого договора действует «Договор о функционировании
Европейского Союза
».

Деятельность автокомпаний на автомобильном рынке Евросоюза регулируют нормативные акты Европарламента и Еврокомиссии (регламенты) в целях защиты интересов потребителей, стимулирования малого и среднего бизнеса, увеличения занятости населения, защиты местных производителей, поощрения конкуренции, ведущей к снижению потребительских цен. Издание нормативных актов инициируется не только правительственными, но в большой степени и общественными организациями предпринимателей.

Общественные организации европейского ритейла и автосервиса считают, что госрегулирование авторынка в интересах потребителей необходимо, так как оно:

           гарантирует конкуренцию на рынке в интересах потребителей;

           необходимо, чтобы гарантировать качество;

           обеспечивает дилерам и ремонтникам больше независимости;

           обеспечивает стабильность, требуемую для капиталовложений;

           увеличивает потребительский выбор;

           улучшает логистику и оптимизирует продажи.

Без госрегулирования автопродуценты душат конкуренцию.

 

С 2003г. в Европейском Союзе действует новая правовая основа и деловая практика в торговле автомобилями, запасными частями, услугами по ремонту - введен Регламент (Regulation) 1400/2002. В 2010г. он был продлен и дополнен.  Борьба за контроль над европейским авторынком завершилась поражением автокорпораций - они уже не управляют рынком, власть над рынком - в руках государства.

Регламент Евросоюза регулирует, как в нем указано, «…соглашения и связанную с ними практику… (agreements and corresponding concerted practices, т.е. не только условия соглашений, но и все письменные указания, инструкции и документы, ограничивающие права дилеров или содержащие требования от дилеров действий, противоречащих законодательству о конкуренции.

Например, Европейская Комиссия по конкуренции наложила в 2005г. штраф в размере 71,8 млн. евро на компанию DaimlerChrysler AG, за противодействие конкуренции в торговле и лизинге автомобилей:

DaimlerChrysler требовал фиксирования цен в Бельгии и снижал поставки тем дилерам, которые предоставляли скидку более разрешенной (3%). Это рассматривается как управление поставщиком конечными ценами продажи, практика, которая уже была наказана решением Комиссии в июне 2004 года против Volkswagen.

DaimlerChrysler требовал от дилеров германской сети не продавать автомобили вне закрепленной за ними территории.

DaimlerChrysler ограничил продажи автомобилей дилерами в Германии и Испании независимым лизинговым компаниям, если те не имеют конкретных клиентов для лизинга соответствующих автомобилей. Тем самым была исключена конкуренция между собственными и независимыми лизинговыми компаниями, так как независимые компании не могли заказать автомобили в резерв и получить скидки, полагающиеся всем владельцам парков. Соответственно, лизинговые компании не могли перенести на потребителей  льготы от скидок и наличия автомобилей. Регламент  Комиссии  требует рассматривать лизинговые компании как конечных заказчиков, если их клиенты не имеют права выкупа автомобилей до истечения срока действия контракта.

Еврокомиссия оштрафовала  в 2005г. автокомпанию Peugeot на 49,5 млн. евро за запрет ее голландскому дилеру экспортировать автомобили в страны Евросоюза. Если бы речь шла о третьих странах вне Евросоюза, такая политика правомерна. Но рынок всех стран Евросоюза рассматривается как единый, поэтому Еврокомиссия и оштрафовала автокомпанию.

 

Цели,  поставленные Еврокомиссией в Регламенте 1400/2002, практически достигнуты - новые правила ослабили контроль автокомпаний над продавцами и обострили конкуренцию авторизованных дилеров между собой и с независимыми предприятиями в целях снижения цен и улучшения обслуживания потребителей.

o   Разрешением мультибрендинга облегчено проникновение новых производителей на рынок путем использования существующих дилерских сетей.

o   Усилена конкуренция между дилерами одной марки, поощрено разнообразие в дилерских форматах, уменьшена плотность дилерских сетей за счет их концентрации.

o   Облегчен доступ изготовителей запасных частей к aftermarket введением определений "оригинальных» и «равноценных» запасных частей.

o   Авторизованным дилерам разрешено приобретать не только оригинальные запасные части для внегарантийных ремонтов и сервиса.

o   Независимым ремонтникам обеспечена возможность конкурировать с сетями авторизованных дилеров.

o   Потребителям разрешено делать ТО  в гарантийный период в независимых автосервисах и они не теряют права на гарантийные ремонты.

o   Автопроизводителям предписано продавать техническую информацию независимым ремонтникам.

 

Законодательное регулирование европейского авторынка представляет интерес для российских бизнесменов и потребителей. Российские автодилеры могли бы, зная о преимуществах, которых добились организованные европейские автодилеры, ремонтники и торговцы запчастями, требовать от автопроизводителей таких условий взаимоотношений, которые способствуют развитию дилерских фирм, а не только соблюдению интересов автокорпораций.

 

Отношения автопроизводителей с российскими дилерами

 

Сегодня на рынке около 50 брендов,  300 моделей и множество модификаций. Сравним некоторые аспекты взаимоотношений автопроизводителей с европейскими и российскими дилерами. Для некоторых автопроизводителей российские дилеры – всего лишь ресурс, а не партнеры. Но в автобизнесе развиваются те дилеры, которые зарабатывает вместе с автопроизводителем, а не те, из которых выжимают все соки.

Ниже приведены примеры «диктаторских» условий договоров одного из автопроизводителей с дилерами и примеры внедоговорных требований.  Если дилер включит в договоры с потребителями такие условия и требования, ограничивающие его ответственность, договоры будут содержать признаки состава административного правонаруше­ния, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: «включение в договор условий, ущем­ляющих права потребителя, защищаемые законом». В России признаются недействительными условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством (п. 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей»).

 

*             Наши предложения (примечание: на поставку машин) всегда остаются без обязательств. Автопроизводители резервируют свое право не поставить необходимое количество автомобилей, несмотря на согласованный план продаж, т.к. план для поставщиков не обязателен и санкции за непоставки не предусмотрены.

*             Гарантия истекает, если предписанные в сервисной книжке техосмотры и ТО проводятся на станции технического обслуживания, не авторизованной нами.

Данные условия:

- Ограничивают установленное статьей 209 ГКРФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

- Чрезмерно сужают объем гарантийных обяза­тельств по сравнению с правилами, установленными абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей» и п. 2 ст. 476 ГКРФ. Согласно нормам Закона, продавец обязан доказывать причинно-следственную связь между изменением технических характеристик и возникшей неисправностью.

*             Настоящий договор подпадает под юрисдикцию страны Автокомпании. Но такого рода оговорки должны, согласно международной практике, применяться только в договорах купли-продажи, когда поставщик несет ответственность только на своей территории на период до погрузки товаров на транспортное средство или до пересечения транспортом границы. В договорах о выполнении обязательств дилером в его стране договоры должны регулироваться законодательством страны дилера.

*             Все претензии, вытекающие из настоящего договора, связанные с договорными отношениями, будут решаться в суде. Но в Евросоюзе и в России проблемные вопросы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами должны решать в арбитраже.

*             Возможность претензий Партнера по договору, связанных с прекращением действия договора, в особенности требование компенсации, исключена. Такое условие содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (дилера), защищаемые законом

*             Покупка оригинальных запасных частей осуществляется исключительно через региональный склад Автокомпании. Под оригинальными понимаются запчасти, агрегаты, сменные агрегаты и сменные запчасти, поставляемые Автокомпанией. Но в Евросоюзе с 2003г. оригинальными считаются запчасти не по признаку поставщика, а по признаку производителя. Производством оригинальных компонентов и для сборки машин, и для ремонта занимаются и автопроизводители, и их независимые субпоставщики, а автодилеры с 2003г. получили право покупать запчасти через независимые каналы.

*              Срок действия соглашения – 1 год. Европейский Регламент предусматривает 5-ти летние соглашения.

*             Устные заявления наших представителей и служащих обязательны только после нашего письменного подтверждения Этой формулой автопроизводители на всякий случай дистанцируются от самодеятельности своих импортеров-дистрибьюторов. Многие требования, выдвигаемые импортерами дилерам, нередко противоречащие законам России или отличающиеся от практики бренда на других рынках, являются вовсе не требованиями автопродуцентов, а самодеятельностью или самодурством сотрудников импортера. Служащие импортеров - не бизнесмены, а чиновники, поэтому не осознают экономических и юридических последствий своих требований.

 

В качестве примеров диктата посредством не договоров, а посредством «… связанной с ними практики…», ниже приведены внедоговорные требования автопроизводителей и их импортеров.

 

*             В условиях предоставления бонусов есть признаки косвенного противодействия конкуренции, фиксации цен и зависимости от автопроизводителей. В качестве вознаграждения дилеров автопродуценты обычно применяют комбинацию базовой и переменной маржи, состоящей из бонусов за качество работы и бонусов за количество продаж. В последние годы отмечается тенденция ухода от контрактов с фиксированной маржой к контрактам с большим количеством переменных элементов. В валовой прибыли дилера часть, начисляемая переменными бонусами, основанными на производительности и степени достижения качественных стандартов, более значительна, чем базовая. Чтобы получить полный бонус за качество работы, дилеры должны существенно увеличивать инвестиции: ситуация, которая уменьшает и без того низкие доходы от продаж автомобилей, получаемые в среднем дилерами и увеличивает зависимость дилеров от автопроизводителей.

*              Импортеры требуют установления определенных цен на машины, сервис и запчасти. В этом случае импортеры нарушают принцип свободы торговли, тщательно соблюдаемый на Западе. Да, производитель заинтересован в том, чтобы дилер не отпугивал клиентов высокими ценами нормо-часов, так как это негативно влияет на приверженность потребителей марке. Но это не дает ему права диктовать стоимость нормо-часа. Они могут предложить рекомендованные цены, но не имеют права заставить дилеров применять их.

*              Обычная жадность главных участников логистической цепочки (автопроизводителей) часто приводит к тому, что в конечном итоге излишние запасы оказываются у более слабых партнеров - розничных дилеров, поэтому так часты банкротства среди них.

 

Когда же дилеры объединятся?

Укреплению партнерских отношений между дилерами и автопроизводителями препятствуют: неоправданное применение власти автопроизводителями и их импортерами, преследование собственной выгоды, акцентирование на негативных аспектах, авантюризм импортеров.

Российские дилеры очень робки в переговорах с импортерами. Дилеры мирятся с тем, что импортеры буквально помыкают ими, отдавая лакомые партии машин лишь узкой группе дилеров, отказываются обсуждать вопросы цен на запчасти, обязывают покупать неликвидные модели т.п. Автодилеры опасаются, что возрастающие требования импортеров в сочетании с сокращением продаж приведут к потере рентабельности бизнеса. Но владельцы дилерских фирм по российской привычке теснятся у «окошка раздачи», отталкивая друг друга вместо сотрудничества, уповая на личные отношения с некоторыми сотрудниками импортера.

При всей остроте конкуренции автодилеры понимают, что сотрудничество необходимо, так как у них:

·              похожие хозяева - инвесторы;

·              похожие поставщики - автопроизводители и импортеры;

·              общие оппоненты и партнеры - государственные организации;

·              похожие проблемы - нехватка кадров, капризные потребители, ушлые страховщики и т.д.;

·              общий кадровый резерв - специалисты мигрируют;

·              одинаковые задачи - подготовка кадров, реклама, рассмотрение претензий и т.д.

 

Давно назрела необходимость объединять усилия дилеров каждого бренда для:

ü  сопротивления диктату автопроизводителей или их представительств, далеко не всегда проводящих разумную политику;

ü  выработки рекомендаций правительству по регулированию авторынка, как это делают союзы дилеров в Европе и США;

ü  сравнения показателей своей деятельности с показателями других дилеров, для оценки и выработки решений;

ü  обмена опытом с коллегами;

ü  помощи Ассоциации в решении проблем, сложных для самостоятельного решения.

 

Однако российские автодилеры, в отличие от европейских и американских, не склонны объединяться и отстаивать свои интересы. В настоящее время в состав РОАД в качестве действительных членов входит около 190 дилерских центров, хотя в России действует примерно 2,5 тысячи официальных дилеров.

 В Европе есть ассоциации дилеров каждого бренда и множество отраслевых ассоциаций. В России такие союзы есть только у дилеров Renault, ВАЗ, КАМАЗ.

Обнадеживает смена политики РОАД и развитие таких ассоциаций, как «Национальная ассоциация предприятий технического обслуживания (НАПТО)» и «Автомобильная сервисная ассоциация (АСА)».

Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех.

Генри Форд «О сотрудничестве»


В избранное