Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как зарабатывать на авторынке


 

Выпуск 132

   

КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НА АВТОРЫНКЕ

Данная рассылка предназначена для информирования подписчиков об изданных образовательных ресурсах

для владельцев и менеджеров предприятий автобизнеса, новых изданиях и переизданиях.

Вопросы и пожелания:    autoknigi@ya.ru    70140@mail.ru

 

 

 

Владислав Волгин, экономист-международник

 

СТО при АЗС – как работается?

Статья в журнале «Правильный автосервис», №1, 2010

 

Делай хорошо свое дело и прибыль будет.

Не бойтесь неудач, они – лишь ступенька к успеху.

 

Изучая сферу деятельности наших читателей - рынок автосервиса, в этот раз мы познакомились с типичным малым сервисом на 6 рабочих постов. Мы выбрали этот сервис еще и потому, что он входит в комплекс «АЗС-автосервис-магазин запчастей-мойка-кафе». Таких комплексов в стране немного и интересно было узнать, как поживает сервис в таком бизнес-коллективе и особо - как такой сервис живет в период кризиса.

Предприниматели топливного бизнеса в последние годы развивают, по примеру Европы,  сопутствующий бизнес при заправках. Многофункциональные комплексы включают в разных вариациях: автомойку, автосервис, шиномонтаж, магазин запчастей, мотель, стоянку для дальнобойщиков, магазины товаров повседневного спроса, центры развлечений (игровые автоматы и т.п.), кафе, информационные услуги и доступ в Интернет. Возле одной из канадских заправок есть маленький зоопарк - водители с детьми предпочитают заправляться там. Возле некоторых АЗС в Москве имеются пекарни, предлагающие большой ассортимент выпечки. Оптимисты полагают, что доходы сопутствующего бизнеса могут достичь 80% всего дохода автозаправочного комплекса. Например, в Европе только автомойки приносят около 14-16%  прибыли АЗС, а заправки, имеющие мелкую торговлю и различные услуги, лишь около 40% дохода получают от продажи горючего. Автосервис при АЗС может стать источником хорошего дохода, но в ряде случаев – источником головной боли. Все зависит от владельцев и возможностей решать проблемы, сопровождающие любой бизнес.

 

Автосервис, который мы посетили, принадлежит ООО «ВПС», имеющему на том же участке АЗС, магазин запчастей, мойку, кафе и магазин товаров повседневного спроса. Из возможных вариантов организации деятельности этих бизнес-объектов, владельцы, имеющие солидные предпринимательские знания и навыки, выбрали прямое управление: они наняли директора и персонал, сервис работает на условиях получения персоналом доли в выручке. Подобным образом организованные сервисы получают от 30 до 50% выручки, которая составляет только фонд зарплаты персонала. Оставшаяся часть поступает владельцам, которые несут все расходы по эксплуатации предприятия.

Важным преимуществом автосервиса является его расположение. Автосервис входит в многофункциональный комплекс АЗС и расположен на шоссе между г. Балашихой и поселком Кучино. Шоссе пока не слишком оживленное, но с каждым годом потоки машин нарастают и порой случаются пробки перед выездами на перегруженные Горьковское и Носовихинское шоссе. Комплекс не сразу останавливает проезжающих, но те, кому нужно, запоминают образ «заправка-сервис».

 

 Расположение возле заправки привлекает новых клиентов - посещающие заправку и мойку водители приходят консультироваться, расспрашивают об условиях и впоследствии приезжают на сервис. Немаловажным фактором является единый стиль современных построек из сэндвич-панелей. Посетители понимают, что перед ними профессиональное солидное предприятие, а не контейнер или сарай с работягами сомнительной квалификации.

В автосервисе работают две понедельные смены по 4 механика. Время работы с 9 до 21ч ежедневно без выходных. Каждой сменой руководит опытный мастер, он же диагност и приемщик. Один из мастеров – он же директор автосервиса Виктор Николаевич Шуров.  Его опыт и квалификация – выпускник МАДИ, более 30 лет работы в авторемонте на разных должностях – позволяет ему быть эффективным и дотошным тренером-наставником молодых ремонтников, поэтому на курсы людей направляют только для обучения работе с новым оборудованием.

Виктор Николаевич рассказал нам о деятельности предприятия и поделился соображениями о конъюнктуре рынка.

 

Предприятие обслуживает машины многих марок, но по узкому набору услуг:

-       регламентное техобслуживание;

-       подготовка к сезону;

-       регулирование схода-развала;

-       замена номерных агрегатов;

-       шиномонтаж, балансировка;

-       диагностика и промывка инжекторов;

-       чистка и ремонт топливных систем;

-       заправка кондиционеров;

-       установка сигнализации;

-       проточка тормозных дисков;

-       установка ксенона;

-       сезонное хранение шин.

 

Специализация на выбранных сервисом услугах мотивирована постоянным спросом на них. Кроме перечисленных, выполняются и другие работы, если в каждом отдельном случае квалификация механиков позволяет, но это делается не по всем маркам машин.

Перечень услуг ежегодно расширяется, по мере определения рентабельности и конкурентоспособности инноваций, после приобретения оборудования и обучения специалиста. Например, в текущем году введена новая услуга – проточка тормозных дисков прямо на автомобиле. Есть намерение организовать ремонт двигателей и установку дополнительного оборудования.

Еще одним преимуществом сервиса является находящийся рядом магазин запчастей. Магазин не подчиняется сервису, но тесно сотрудничает с ним, т.к. принадлежит той же фирме. Магазин держит в наличии ходовые запчасти к отечественным автомобилям и иномаркам и может привезти в тот же день детали под заказ от своих партнеров. Разумеется, в продаже есть масла, рабочие жидкости и аксессуары.

Мойка не зависит от сервиса, но обслуживает в первую очередь автомобили, принятые в сервис. Там же, на общей территории, расположено кафе, где клиенты сервиса могут перекусить и посмотреть телепередачи. Разумеется, кафе обеспечивает питание и сотрудников комплекса.

 

Основным своим конкурентным преимуществом автосервис считает качество работ. Молодые специалисты, пришедшие после техникумов, институтов и школ, с интересом изучают особенности разных автомобилей под руководством мастеров, грамотно выполняют технологические операции. В коллективе сотрудничество и доброжелательность. Претензии по качеству ремонта поступают очень редко, урегулируются дружелюбно.

Положительным фактором является то, что в сервисе клиентам уделяется больше внимания, чем у дилеров, они могут присутствовать при ремонте, беседовать с мастерами. Потребители имеют общую черту - чувствительность к тому, как к ним относятся. Каждый ожидает индивидуального подхода. Клиенты этого сервиса, очевидно, довольны им – до 60% клиентов – постоянные. Текучести кадров практически нет.

Сервис существует 7 лет, на рентабельность вышел уже на втором году деятельности, количество заказов ежегодно увеличивается. Сервис применяет рекламу: наружную, на растяжках, в газетах, в Интернете.

Ближайшие конкуренты, тоже независимые автосервисы и мастерские, расположены на расстоянии 3 – 8 км. Ближайшие автодилеры - на расстоянии 10 км, в начале Горьковского шоссе и на расстоянии 14 км – в Реутове. Конкуренцию сервис пока не ощущает, отмечены только отдельные случаи оттока заказов на заправку кондиционеров и регулировку схода-развала – эти операции выполняют и соседи.

Сервис обслуживает в среднем 10-12 машин в день. До кризиса было несколько больше, но отсеялись главным образом те несложные работы, которые автовладельцы могут выполнить сами или с помощью друзей.  На трудоемкие работы спрос не уменьшился. Введя дополнительные виды работ, удалось привлечь дополнительные заказы.  Но средняя загрузка по году все же оказалась около 60% от возможной, в хороший сезон – 70%. Лучшие месяцы – апрель-середина июня и октябрь-ноябрь. Плохие месяцы – июль-август, декабрь-февраль.  

Зафиксирован приход клиентов от официальных дилеров в конце или после срока гарантии.  Подтверждается тенденция - по истечении срока гарантии на автомобили больше половины автовладельцев предпочитает обращаться в независимые ремонтные фирмы. С точки зрения  потребителей, различия между независимыми и авторизованными ремонтниками все менее заметны, ассортимент запчастей, доступных для ремонтников, значителен. Многие выбирают независимые сервисы из-за более удобного расположения. Других привлекают более низкие цены, которые у малых мастерских возможны ввиду узкой специализации на отдельных видах работ.

Виктор Николаевич хотел бы иметь в молодежи опору для развития бизнеса и он недоволен тем фактом, что механики, назначенные старшими в бригадах, не проявляют лидерских, организаторских качеств. Или это свойственно нынешней молодежи, или коллектив невелик и нет нужды в лидерах при наличии мастеров смен. Возможно, в этом автосервисе достигнут баланс, рекомендуемый специалистами по управлению – одному руководителю должны подчиняться не более 5-7 сотрудников. Психологами замечено, что лидеры появляются там, где в них ощущается необходимость.

Изучая опыт деятельности подобных малых предприятий автосервиса, можно сделать выводы:

Очевидно, что подобным сервисам с 4-6 постами ограничиваться обслуживанием только одной марки машин, хотя это и рационально, можно только в густонаселенном районе, где владельцев таких машин много и есть возможность переманить их от дилеров. В других случаях приходится браться за работы по разным маркам, пусть это и требует обучения сотрудников.

Выбор услуг зависит от места нахождения и ожидаемой клиентуры. Очевидно, например, что хотя СТО находится  у дороги, едущие издалека и далеко водители не будут останавливаться – обычно в рейс выезжают на исправных машинах. Только те из них, которые живут или работают поблизости,  могут стать клиентами сервиса.

Выбор перечня услуг определяется, конечно, квалификацией сотрудников, но зависит и от конкуренции на обслуживаемой территории. Для повышения конкурентоспособности предлагайте услуги, которые на каждом данном этапе недоступны соседям-конкурентам в силу финансового положения или других условий. Лучший способ удерживать клиентов - постоянно обновлять свой ассортимент услуг. Номенклатуру услуг дополняйте, обучая сотрудников и приобретая необходимое оборудование.

Сотрудничество с ближайшими магазинами запчастей или собственная торговля запчастями - обязательное условие успеха. Сервис с условием «привозите свои запчасти» неконкурентоспособен как по причине возможных ошибок клиентов при покупке запчастей, так и по причине многократных поездок клиента из-за обязательной нехватки каких-либо мелочей (прокладок, сальников, крепежа и т.п.), о которых клиент не знал или его не предупредили.

 

Независимые ремонтники важны для рынка, потому что они удовлетворяют потребности тех потребителей, которые либо далеко находятся от дилеров, либо не могут себе позволить высокие затраты по дилерским ценам, либо предпочитают мелкий ремонт делать ближе к дому и потому, что они оказывают конкурентное давление на официальных автодилеров, способствуя тем самым снижению уровня цен на рынке.  

Автосервису кризис не страшен, следует только чутко ориентироваться на возможности и потребности клиентов.

 

 

СПРАШИВАЙТЕ В МАГАЗИНАХ И ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ

Автобизнес

Энциклопедия автобизнеса. Секреты дилеров - М.: Ось-89, 2009/10

Энциклопедия автосервиса. Секреты бизнеса - М.: Ось-89, 2009/10

Запасные части. Энциклопедия бизнеса - М.: Ось-89, 2009/10

АВТОДИЛЕР. Торговля техникой.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.

АВТОСЕРВИС. Создание и компьютеризация.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

АВТОСЕРВИС. Структура и персонал.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

АВТОСЕРВИС. Производство и менеджмент.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

АВТОСЕРВИС. Маркетинг и анализ.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

АВТОСЕРВИС. Торговые операции.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

СЕРВИС СПЕЦТЕХНИКИ.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007.

МАЛЫЙ АВТОСЕРВИС.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.

ПРИЕМЩИК АВТОСЕРВИСА.- М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.

ПРОДАВЕЦ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007.

ОТКРЫВАЮ АВТОМОЙКУ. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.

ОТКРЫВАЮ АВТОМАСТЕРСКУЮ. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.

ОТКРЫВАЮ ШИНОРЕМОНТ. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.

МОБИЛЬНЫЙ АВТОСЕРВИС. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.

 

Вождение

Навыки защитного вождения автомобиля, 2010

        ТЕХНИКА ВОЖДЕНИЯ, 2010

        УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ, 2010

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОДИТЕЛЯ. Диск, 2009

        ПОПУЛЯРНЫЙ СПРАВОЧНИК АВТОМОБИЛИСТА, 2008

        ПОСЛЕ ДТП. Полезные советы, 2009

        ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ , 2008

        РЕМОНТИРУЕМ ДВИГАТЕЛИ СВОИМИ РУКАМИ. 68 моделей автомобилей ВАЗ, 2000, 2010

 

Необходимая информация –  http://autoknigi.ru

 


В избранное