Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

Выпуск 57. Айкидо для руководителя


Выпуск 57. Айкидо для руководителя

Стандартизация или творческий беспорядок? Что лучше?

Мы любим себя сравнивать с Западом. Чем мы от них отличаемся? Запад – это четкие стандарты, четкий порядок. Заехал на стоянку в центре Чикаго дорогу спросить. Все. Выезд через шлагбаум. Стоимость платной консультации – 15$. Заехал, выехал, оплачивай. Ни минуты не стоял? «Ну вы можете потом позвонить в наш офис, но сначала вы должны оплатить. У нас такие правила…» Там борьба с правилами похожа на борьбу с ветряными мельницами. А у нас? А у нас можно договориться: «Ну ты понимаешь… Да я просто…» И вот уже дядя Петя решает «казнить нельзя помиловать». Где поставим запятую?

Хорошо это или плохо? Вряд ли есть однозначный ответ, но однозначно то, что русскому человеку не просто непривычно жить по правилам, а просто тяжко. Почему обычно администраторы сети в компаниях качают себе фильмы, играют в компьютерные игры, когда нередко значимому человеку с определенным рангом в компании бывает недоступен на просмотр сайт компании по продаже машин или те же одноклассники. Почему? Не положено. Одним – положено, другим – не положено. Признак значимости человека в той или иной сфере – нередко возможность нарушения правил. Нарушение правил делает человека исключительным, добавляет ему важности. Попробуйте лишить администратора самого прав? Он же станет несчастным человеком, которого совсем не уважают.

Что это? Наш менталитет? Русская особенность? Они – другие люди? Ничего подобного. Мы умеем подчиняться правилам не хуже любого европейца. Забавная картина наблюдалась на Российско-финской границе. Все мы знаем, что в Европе штрафы дорогие, а за нарушение правил можно лишиться как авто средства, так и визы в следующий раз. В Финляндии все едут чинно -примерно. Нарушение скоростного режима – не более 10 км/ч.

На границе очередь. Все построены. Кто-то несдержанный лихо обгоняет очередь и встает первым. Финские таможенники останавливают движение очереди, к нарушителю подъезжает их машина, после чего нарушитель задним ходом едет в ее конец. Что ему сказали? Кто ж знает? Зато после прохождении финской границы, на нейтральной стороне… Тут начинается полный хаос. Едут по обочине, в 3 ряда, по встречной полосе. Законопослушные проходят границу долго и с чувством ощущения собственной никчемности. Скажете – это так у них?

Еще пример приведем. Москва. День города. Поздний вечер. По Тверской веселая подвыпившая молодежь гуляет по проезжей части. Одинокая  машина ДПС под смешки публики призывает освободить проезжую часть, чтобы открыть автомобильное движение. Кажется, что это невозможно. Оказывается, нет. Через пять минут движение полностью восстановлено. Каким образом? Просто по улице прошел непрерывный ряд  курсантов с автоматами и «машин-поливалок». Все, полный порядок.

А как дела обстоят внутри компаний? Очень часто на предприятиях идет непрерывная борьба за порядок, за точность учета, за достоверность данных, за возможность не исправления данных задним числом.  Но при этом  никто не хочет подчиняться одним и тем же правилам, постоянно все хотят «договариваться», увиливать, не доделывать.

Нас нередко просят решить какую-то задачу. Одним руководителям кажется, что все беды решатся копированием best-practice. К примеру, построение системы KPI (ключевых показателей эффективности), скопированной с другого завода, лучше – с Западного, как им кажется, может помочь решить проблемы компании. Могут? В принципе, KPI могут помочь, для этого и придумались, но если подходит к вопросу вдумчиво,  понимая, что мы хотим проконтролировать и как.

Увы, очень часто наведение порядка – это не махание шашкой и революция на местах, а последовательное решение небольших задач. Сложное строится из набора простых решений. Мне очень нравится пример из практики Форда. На его заводе решали вопрос транспортировки и размещения разногабаритных коробок с комплектующими поставщиков. Эту задачу можно решать долго, используя методы прикладной математики, используя множество аргументов и перебирая огромное количество вариантов. Они пошли другим путем. Создали стандарт на тару, все комплектующие должны быть только в таких коробках.

Сколько лет назад это было? Но до сих пор мы сталкиваемся с требованием найти решение нестандартных ситуаций, таких как «ликвидировать пересортицу при отгрузке при условии, что не будет выделен процесс комплектации заказа в отдельный, не будет выделен человек для контроля», либо построить достоверную систему отгрузки по FIFO при набивном способе хранения. Вариант в новом складе сделать проходы, изменить организацию склада – никак не рассматривается, это же дорого.

Либо – как сократить время работы с возвращенным товаром при условии отсутствия места для его хранения и осмотра. Увы, не всегда можно найти не то что простое решение, а просто решение поставленной задачи. Иногда приходится из нескольких зол выбирать меньшее. Почему? Потому что – специфика, которую ни в коем случае менять нельзя. И иногда бывают разочарования – нам пять компаний предлагали решения, но ни одно не подходит. Почему? Потому что они ничего не понимают в нашем бизнесе.

Вернемся к заголовку. Что лучше – четкая стандартизация или «глубокая» специфика и человеческий фактор? Вы видите ответ в моих словах? А его на самом деле и нет. Здесь всегда нужен компромисс. Либо нужно прописывать правила четко-четко-четко, что никто у нас не хочет и не умеет (для этого нужно постоянно за ними следить и менять при изменении ситуации), либо надеяться на людей, что они проявят творческую смекалку и догадаются, что телефон нужно брать, поскольку может звонить клиент, что с клиентом нужно разговаривать вежливо, а письма писать корректно, поскольку текст электронного письма могут использовать как аргумент в споре.

Помните, про итальянскую забастовку? Кстати, аналогичным образом проводится и японская забастовка. Как найти компромисс между правилами и их отсутствием? Мне кажется, что правил должно быть немного, и они должны беспрекословно соблюдаться. Всеми. Тогда будет порядок. Я наблюдала картину, как в одной компании генеральный директор приходил на совещание минуту в минуту, и уже за 10 минут до его прихода все рассаживались. Совещания начиналось вовремя, регламент соблюдался. И в другой компании, наоборот, финансовый директор мог забыть про совещание, которое сам инициировал. В ней была ситуация, когда на совещания в 10 утра (компания работала с 9) почти никто не приходил, они переносились бесконечно, потому что все время кого-то не было . Добавлю только, что и та и другая компания – достаточно успешны на рынке. Наверное, во второй компании эти совещания были просто лишними.

А про решения задач. Нужно искать максимально простые работающие решения и использовать чужой опты с учетом собственных особенностей.«Упрощать – сложно, усложнять – просто». Мы очень часто, работая с компаниями, видим тенденции на рынке, тенденции в отрасли, поэтому, предлагая то или иное решение, нередко вкладываем не только решение поставленной перед нами задачи, а показываем путь, по которому идут другие. Но очень часто сталкиваемся со словом: «Специфика». Это же русский менталитет – искать свой собственный путь. И не то, что мы не можем придумать правила. Нет. Правил у нас достаточно, даже через чур достаточно. Достаточно посмотреть законодательство, где один закон противоречит другому. Где четко выстроена система, там чувствуется порядок, и там нет лучших и худших. Там для всех – одни правила. Может быть, когда-то и у нас так будет?

У нас часто любят смотреть, сравнивать  и завидовать. В регионах завидуют Московским зарплатам. Тем, кто уехал в Москву, говорят: «Вам там хорошо, у вас там вон какие зарплаты», - и просят то духи привезти пачками, то смесители, то кофточки на 100 рублей дешевле, чем тут. И, собственно, ничего, что для того, чтобы заехать за кофточкой нужно  потерять часа три, стоять в пробках.

А еще у нас любят завидовать тем, кто уехал жить за границу. Вот им там – хорошо. Значит,  нам тут – плохо. А как у них достигается это благополучие? Низкие проценты за кредиты и прочие блага и свободы?

С одной стороны, никто никого не проверяет, но правила гораздо жестче. К примеру, если ты попался первый раз пьяным (сильно пьяным), то тебе сначала выпишут шртаф (~500$, ~1000$, кто ж  будет проверять ;) ), но если второй раз – отберут права. Если потом вернут, то ты должен будешь ставить анализатор воздуха за ~100$ в день или ходить отмечаться в участке. Страховка, без которой ездить просто нельзя, становится безумно дорогой.

Они таким образом «пролечивают», создавая барьеры в голове. Основой основ является кредитная история, без которой ты не можешь почти ничего, ни кредит взять, ни дом снять, ни даже Iphone купить. Как ее получить? О-о-о… Для этого нужны определенные шаги, деньги и время. Повесть о том, как стать там человеком.

Сначала – берешь security credit card с залогом в 2000 долларов, через полгода – обычную кредитку. Потом можешь взять какой-то кредит под процентов 20-24. Если его выплатишь…. Лет через несколько – будешь брать кредит под 10%. Не заплатил вовремя за квартиру, кредитная история – в минус. Потом ты ничего не можешь взять, сразу ставки выше, страховка выше и все взаимосвязано.

Если хорошая кредитная история, то процент ниже. Где-то что-то не заплатил вовремя, кредитная история вниз. Например, один человек получил предупреждение за превышение скорости на 20 км/ч. Он заплатил 20$, но ему насчитали 2 штрафных тикета (система баллов). Он нанимает адвоката за 600$,чтобы снять тикеты, иначе из-за них становится очень высокая страховка на несколько лет.

Какая цена за блага? Дисциплина и тотальный контроль. Мы этого хотим? Хотя.... говорят, что не смотря на все эти мелочи с кредитными историями, все остальное - там классно. Оттуда почему-то обычно не возвращаются JНо это уже совсем другая история.

Новости

1.07.2011г. Действует система скидок до конца лета: сайт-визитка почти даром. Подробности – по SiteDarom@alfalavista.ru

1.07.2011г. Действует акция «Автоматизация под ключ – лучшее решение по низким ценам».  Подробности – по AutoKey@alfalavista.ru

Решения

-       Система электронного документооборота для вашей компании AlfaDocument – инструмент контроля исполнительской дисциплины, инструмент согласования и упорядочивания документов и инструмент.

-       Отраслевое решение: AlfaPrint – решение для управления типографией: быстрый расчет заказа, управление производством, управленческий учет.

-       Система управления сервисами (заявками на ИТ, другими заявками)

-       Система управления складом «Умный склад» AlfaWarehouse

-       Система управления торговым предприятием

-       Система управления производством

-       AlfaCRM – система управления продажами

Лучшее решение по справедливым ценам. Вопросы – Question@alfalavista.ru

Решения – как ПО для установки в компании, так и SAAS-решения.

Предлодите свою тему выпуска aikido@alfalavista.ru


В избранное