Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Руководитель и организация. Статьи. Успех SONY WALKMAN


Подпишитесь на рассылку «Инструменты для руководителя. Описания, примеры».

 Успех SONY WALKMAN

Как Sony Walkman добился успеха и влез в каждое ухо? До его появления единственным переносным «стерео» был громоздкий ящик, который таскали на плече и который, как правило, очень громко играл. А Sony Walkman сделал так, что нам теперь не приходится навязывать окружающим свои музыкальные вкусы и выслушивать их возмущенные крики. И что самое лучшее - у Sony Walkman высококачественный стереозвук. В наши дни это не кажется таким уж большим достижением, не то что тогда, много лет назад, когда переносные магнитофоны были большими и неуклюжими и из их плохих динамиков громыхал искаженный звук, а для персонального прослушивания приходилось вставлять в ухо маленькую белую затычку и тогда можно было слушать музыку, которая лилась как из телефонной трубки, засунутой в консервную банку.

Самое забавное, что поначалу этот Walkman сами разработавшие его инженеры компании Sony считали крупной неудачей. Они стремились совсем к другому. Руководителем конструкторов был Мицуро Айда (Mitsuro Ida), и его группа уже добилась большого успеха, создав маленький переносной магнитофон под названием «Прессмен» (Pressman - репортер). Поразительно компактный (133,35x88,9x28,575мм), со встроенным микрофоном и громкоговорителем, этот магнитофон стал непременной принадлежностью журналистов. Но «Прессмен» был монофоническим аппаратом. И радиорепортеры попросили Sony создать стереомодификацию того же удобного размера. В конце 1978 года конструкторы начали всеми возможными средствами и ухищрениями сжимать и уплотнять монтаж компонентов стереомагнитофона, чтобы вписать его в тот же объем, что и мономодель. У них это почти получилось: блок воспроизведения и два маленьких динамика уместились, а вот блок записи - ни в какую! Поскольку главной заботой была именно запись, разработчики потерпели фиаско при первой же попытке. Но все же их труд не был напрасным. Качество звука оказалось удивительно хорошим для столь малых габаритов аппарата, поэтому Айда оставил прототип в конструкторском отделе Sony. Коллеги ставили кассеты и проигрывали их во время работы над следующей модификацией.

Неудача не давала покоя руководителю группы Айда. Ведь компания Sony по праву гордилась успехами в умении внедрять самые передовые технологии при производстве своих магнитофонов. Вторым изделием компании в послевоенный период и первым значительным успехом был принципиально новый магнитофон, поразивший мир в 1950 году.

Однажды в конструкторский отдел забрел Масару Ибука (Masaru Ibuka). Он часто слонялся по предприятию. Ибука был новатором, который в свое время вместе с Акио Морита (Akio Morita) основал компанию Sony и обеспечил ее процветание в первые годы. Но вместе с тем Ибука был слишком чудаковатым, слишком фантазером, он не вписывался в отлаженный ритм работы. Поэтому Морита, взяв на себя руководство предприятием, назначил Ибуку «почетным председателем». Этот пост обеспечивал последнему глубокое уважение окружающих, не требовал большой ответственности и предоставлял много свободного времени для общего наблюдения за ходом работ в различных отделах компании. Ибука стоял и смотрел, как конструкторы работают над новым проектом, и вдруг он услышал музыку, доносившуюся из забракованного магнитофона. «Откуда у вас этот замечательный маленький магнитофончик с таким прекрасным звучанием?» - поинтересовался Ибука. Поскольку «председатель» проводил много времени в здании фирмы, он превосходно знал, где и что делается. Он неожиданно вспомнил о другом проекте Sony, о заказе на лёгкие маленькие наушники, c успехом разработанные инженером по имени Иошиюки Камон, трудившемся теперь в другом конце корпуса. «А что если нам избавиться от динамиков и укомплектовать «стерео» в эти наушники?» - предложил Ибука. «Ведь наушники потребляют меньше мощности и улучшают качество звука. Кто знает, может, нам удастся продать эту аппаратуру и без блока записи. Ведь звук-то у магнитофона прекрасный». Инженеры вежливо выслушали слова «председателя», а про себя подумали, что старик окончательно спятил. Зачем делать магнитофон, который не записывает? Кто захочет слушать музыку через наушники, когда можно приобрести динамики? Зачем создавать что-то менее функциональное чем прежде? Разве это прогресс?

Тогда Ибука, всеми почитаемый и пользующийся авторитетом, однако не имеющий полномочий давать добро на запуск производства новых проектов Sony, направился к своему другу и партнеру Морита и продемонстрировал ему магнитофон с наушниками. Морита послушал и был восхищен качеством звучания стереомузыки. Так появился Sony Walkman.

Разработчики были в шоке, когда Морита велел им заняться именно этой моделью. Никто не ждал успеха. Не только конструкторы были удивлены, специалисты по сбыту тоже посчитали новый проект сумасбродством. По их прогнозу, фирме грозили убытки от продажи каждого магнитофона с наушниками. Кроме того, специалистам Sony сказали, что японское название аппарата Walkman (пешеход), будет странно звучать для англоязычного населения. Из-за этого компания выпустила Walkman в США под названием Soundabout (вездесущий звук), а в Великобритании Stowaway («заяц», безбилетный пассажир).

В 1979 году магнитофон Sony Walkman был низкодоходным товаром, и реклама адресовалась подросткам. Чуда не произошло. Подростки оказались конформистами и не бросились раскупать новинку. Они ждали, как поступят другие. Крупногабаритные магнитофоны продолжали пользоваться спросом, а плееры Walkman пылились на полках магазинов. Получалось, что скептицизм инженеров и специалистов по маркетингу оправдался. Но потом Walkman открыли для себя «яппи» - молодые, деловитые бизнесмены. Sony Walkman оказался идеальным приспособлением, чтобы слушать Моцарта во время бега трусцой и Бой Джорджа в транспорте, причем приспособлением достаточно небольшим, чтобы уместиться в дипломате или кармане делового костюма. Так новый товар стал пользоваться бешеным успехом в среде «белых воротничков» всего мира.

По книге Джека Минго «Как компании стали великими. Истории о бизнесе и торговле».

Подготовил Виталий Овсянкин.

 

Если Вам понравилась эта рассылка, порекомендуйте ее друзьям.

С уважением,

Владимир Зюзько.

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.

Консалтинговая компания «Талер»

www.taler-spb.ru


В избранное