Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Не нужен комитет, который будет неделями размышлять над формулировками миссии. Заявление о миссии должны написать директор компании и несколько его подчиненных на утреннем совещании. Коротко и ясно.


Приглашаю подписаться на рассылку «Инструменты для руководителя. Описания, примеры».

 

Автор статьи - Владимир Зюзько, консалтинговая компания «Талер»  


А нужна ли миссия?

Существуют разные мнения о том, нужна ли миссия организации вообще или нет.

Два полярных мнения:

  • Стратегия, видение, миссии - все они исходят из простой предпосылки о необходимости четко осознавать направление движения компании. Если вы сами не знаете, куда идете, кто же последует за вами? (Джек Траут).
  • Когда компания перестает развиваться, ее TOP-менеджеры начинают формировать миссию, чтобы оправдать собственную бездеятельность (автора не помню).

Разные авторы дают разные определения миссии. Привожу определения, которые мне понравились больше всего:

  1. «Миссия - это основная, общая цель организации, - четко выраженная причина ее существования» (из учебника Мескона «Основы менеджмента»).
  2. Миссия - роль, которую отводит себе организация в обществе или индивидуальная личность ставит перед собой (Материал из Википедии - свободной энциклопедии).

Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!»

Миссия и стратегия Общества

ОАО РАО "ЕЭС России" в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации.

http://www.rao-ees.ru/ru/info/about/show.cgi?mission.htm

Другими словами, ОАО РАО "ЕЭС России" создано для того, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров. Какие мысли и эмоции возникают у Вас, как у потребителя электроэнергии, по этому поводу?

Результат уже известен.

ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.

http://www.rao-ees.ru/ru/reorg/show.cgi?reorg.htm

Попробуйте поставить себя на место покупателя продукции Вашей компании, если Ваша компания декларирует подобный подход.

На мой взгляд, финансовые показатели компании - это оценка того, насколько хорошо организованы бизнес-процессы в компании (как оценка в школе), но никак не самоцель компании.

Генри Форд, например, хотел создать дешевый автомобиль, что несколько противоречит цели "Деньги зарабатывать!" Форд создал самый дешевый, на тот момент, автомобиль. И заработал много денег. При этом заработная плата его рабочих была самой высокой в отрасли.

Приходит на память отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена», где он вытащил себя из болота за волосы.

С точки зрения классической физики - это, конечно же, не возможно. А вот с точки зрения психологии, работает, и работает очень хорошо. В трудные моменты миссия, сформулированная на базе ценностей первых лиц компании, позволяет ей выжить и двигаться вперед.

Более того, если в миссии компании отражены ценности ее создателей, в организации формируется определенная культура, подбираются сотрудники, которые разделяют эти ценности. В таком коллективе больше вероятность сформировать команду.

Хорошо разработанная миссия должна быть короткой и давать ответы на три ключевых вопроса:

  • Зачем, то, что делает компания нужно клиентам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ее сотрудникам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ей самой и ее учредителям?

Бывает, что компания осознает ценность миссии, необходимость ее письменной формулировки. И придает миссии чрезмерное значение. Для формулировки миссии снимается большое просторное помещение за городом. Человек 10 руководителей самого высокого ранга уезжают на неделю из офиса и под руководством какого-нибудь «гуру» занимаются разработкой миссии компании.

Мне нравится позиция Джека Траута по этому вопросу:

«Не нужен комитет, который будет неделями размышлять над формулировками миссии. Заявление о миссии должны написать директор компании и несколько его подчиненных на утреннем совещании. Коротко и ясно».

Не все так просто, конечно, но с подходом я согласен.

1-5 главных руководителей компании могут потратить 5-25 часов своего драгоценного времени (можно в течение нескольких дней), чтобы прописать миссию и ценности компании. Привлечение консультанта может сократить время на разработку миссии и повысить качество этой разработки.

Привожу примеры удачно сформулированных миссий.

  • Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

http://www.gazprom.ru/articles/article2378.shtml

  • Сделать телекоммуникационные услуги простыми, удобными и доступными для жителей городов России! (АРКТЕЛ)

http://www.arctel.ru/ru/about/

  • Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве (Билайн)

http://www.beeline.ru/about/index.wbp

  • Повышать эффективность деятельности своих клиентов, предоставляя возможность быстрого и надежного обмена корреспонденцией и грузами (СПСР)

http://www.cpcr.ru/mission.htm


Хотите Вы того или нет, ценности и миссия компании существуют не зависимо от того, сформулированы они или нет.

Вопрос в том, что эти ценности и миссия сформулированы не четко, и могут по-разному толковаться потребителями и сотрудниками компании.

В конце концов, формулировать миссию и ценности письменно и четко или нет, - выбор за вами.

Но помните правило, которое сформулировал Джек Траут:

"Если формулировка миссии компании напоминает кашу, значит, организация не знает, куда идет".

29.02.08

Владимир Зюзько
Консалтинговая компания «Талер».

Мои статьи можно брать для публикации на других сайтах, с обязательной ссылкой на сайт www.taler-spb.ru Ссылка должна стоять дважды: вверху и внизу статьи (также, как это сделано в оформлении статьи на этом сайте).

 

Если Вам понравилась эта рассылка, порекомендуйте ее друзьям.

С уважением,

Владимир Зюзько.

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.

Консалтинговая компания «Талер»

www.taler-spb.ru


В избранное