Доступно об экономике и финансах: Выпуск 7 Потребительские расходы - часть 2.
Выпуск 8. Потребительские расходы - часть 2.
Благодарю за комментарии к предыдущему выпуску Константина Лукина! Ваши пожелания и мнения приветствуются по адресу admin@cioda.net
Хочу особо отметить, что простое чтение рассылки имеет очень низкий эффект. Отвечая на вопросы и размышляя, Вы сможете гораздо лучше
применить полученные знания в реальной жизни.
А мы продолжаем.
Как мы с Вами выяснили, получаемые доходы люди могут сразу тратить на покупку товаров и услуг (как отечественных, так и импортных)
или сберегать (откладывать на будущие расходы).
От каких факторов зависит их решение?
По моему мнению, главным критерием является уровень благосостояния населения или то, что экономисты называют платежеспособным спросом.
Здесь условно можно выделить три группы:
∙ «Богатые» люди – на текущие потребности тратится меньшая часть их доходов. В потреблении они ориентируются, главным образом,
на качество товара. Основная часть доходов сберегается, инвестируется.
∙ «Средний класс» - сбережения присутствуют, но все же основная часть доходов тратится на текущее потребление. При этом основная
ориентация на престиж, то есть покупку товаров и услуг высшего качества.
∙ «Бедные» люди – сбережения либо отсутствуют, либо их объем незначителен по сравнению с общими доходами. Основной критерий при
покупке товаров и услуг – цена. Качество важно для этих людей, но они просто не могут себе позволить покупать дорогие вещи или
отдыхать на дорогих заграничных курортах.
Здесь важно различать потребности («мечты») и платежеспособный спрос. В первом случае почти все мы мечтаем о самом лучшем, и в этом
смысле потребности безграничны. Платежеспособный спрос – это когда у нас есть деньги на приобретение того или иного товара или мы
знаем, как их получить.
Ярким примером последнего утверждения является покупка дорогих иномарок в кредит.
Перед нами стоит задача увеличить объем средств, направляемых гражданами на покупку товаров и услуг отечественного производства.
Как стимулировать людей покупать больше отечественных товаров и услуг?
Поскольку мы с Вами говорим об экономике, я не буду рассматривать вербальные стимулы. (Например, проведение рекламных акций
«Покупай российское» или обсуждение вреда, наносимого Кока-колой, здоровью российского гражданина).
Патриотизм заслуживает уважение, но не является долговременным стимулом.
1. Можно попробовать увеличить заработную плату и пособия гражданам.
Коммерческие предприятия вряд ли удастся заставить поднять людям заработную плату, так как они самостоятельно принимают решения
в условиях рыночной экономики. Но можно увеличить заработную плату учителям и врачам, а также пенсии пенсионерам.
В силу того, что эти группы населения являются малообеспеченными, можно предположить, что при этом мы достигнем своей цели.
Об ограничениях, связанных с возможностями повышения пенсий и зарплат бюджетникам, мы с Вами поговорим, когда будем рассматривать
государственные расходы.
2. Можно временно увеличить доходы граждан.
Например, снизить налоги, взимаемые с физических лиц.
Подумайте, почему эта мера не совсем реалистична?
Или стимулировать людей брать потребительские кредиты в банках.
В обоих этих случаях мы можем не добиться успеха по следующим причинам:
∙ Наибольшую выгоду от снижения налогов получат богатые люди, а они, как Вы помните, направляют основную часть своих доходов
на сбережения (инвестиции);
∙ Кредит проще получить людям со средними или высокими доходами. А значит полученные кредиты будут направлены либо на сбережения,
либо на покупку более качественных (в основном, импортных) товаров;
Кроме того, если Вы берете деньги взаймы, то отдавать их нужно с процентами. Что в среднесрочном периоде приведет к снижению доли
доходов, направляемых на потребление. Так как нужно будет часть заработанных денег отдавать банкам.
Какие еще пути Вы видите?
Мы вскоре продолжим.
А пока, удачного Вам дня.
Искренне Ваш, Александр.