Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чайник

  Все выпуски  

Чайник № 510 (01.04.2010)


ЧАЙНАЯ ЭКЛЕКТИКА №2
Денис Староверов подготовил новый выпуск «Чайной эклектики» — скачать его можно вот здесь. В новом номере присутствуют размышления о чайных церемониях и элитном чае, интервью с Андреем Шипулиным и несколько советов по рассматриванию чая в супермаркетах. Эти советы я процитирую в качестве дразнилки-заманухи. Ну и немного прокомментирую.

«Многообразие, царящее на полках заставляет задуматься: как выбрать вкусный и ароматный чай, а не терпкие чернила. Хватая с полки нарядную банку вспомните о том, что:

1. Чай впитывает запахи, поэтому, если вам насыпают чай из открытой банки, все запахи этого магазина Вы принесете к себе домой. Особенно убийственно, когда банки с чаем стоят рядом с кофе.

2. Чай не любит свет, как и многие другие продукты. Стеклянные банки — это, конечно, наглядно но Вы же будете его внутрь, потреблять, а не любоваться сухой заваркой. Затраты на дорогую банку обязательно будут компенсироваться за счет качества чая. У производителей «лишних» денег нет.

3. Ароматизировать хороший чай нет смысла, его купят и так. Часто производитель за ароматизацией прячет не очень качественное сырьё. Чаелюбы называют такие напитки «одеколонами» – они сильно пахнут, вкус же имеют довольно скромный.

4. Высокогорный чай стоит дорого. Если на пачке «массового» чая упоминается его высокогорное происхождение… Это такая забава, тонкий чайный юмор.

5. Чай — сельскохозяйственная культура. Существует масса видов чайного куста, например: тегуанинь (это тот случай когда название чая и сорта куста совпадают), золотой цветок (Цзинь Сюань). Существуют конкретные чайные регионы и чайные сады, например: в Индии регион Дарджилинг, а чайный сад Бадамтам. Именно такая информация может сказать что-то о чае. Названия типа — «синеокая девственница рисовых полей», говорит о сексуальных фантазиях бренд-менеджера.

6. Как правило, листовой чай «богаче» и интересней ломаного (broken), хотя бывают исключения. На листовом чае сразу видны огрехи технологии. По ломаному же трудно понять, сколько процентов раньше были пеньками с сучками, а сколько — листьями.

7. «Свежесть» чая прежде всего складывается из «правильной» технологии производства и соблюдения условий хранения. Поэтому доверие к продавцу (который печется о своем имидже) гораздо важнее циферок, поставленных согласно нашим хитрым гостам.

8. Открою страшную правду — чай, который красиво разворачивается в чайнике (он называется связанным, потому что его листья связаны веревочкой) не для того, чтобы пить. Его предназначение радовать взор. Для китайцев испить его то же самое, что для нас хлебнуть из вазы с цветами.

9. Главное не ленитесь! Загляните в специализированный чайный магазин. Не просто так колесят наши спецы по Поднебесной, карабкаются по горам и бредут по долинам. Много разного чая мы пробуем прежде чем вынести его на Ваш суд. В общем, выбирайте профессионалов».

Вот. Если прочесть все эти советы не просто так, а стоя у чайной полки супермаркета, то окажется, что чаю-то, отвечающего хоть сколько-либо взыскательным требованиям, на этой полке или нет вообще или совсем мало. Ну разве что в дорогих магазинах типа «Азбуки вкуса» или «Глобуса гурмэ» все бывает более или менее хорошо — когда я последний раз заходил в эти магазины там продавались, например, французские чаи Mariage Freres — излишне, конечно, «перемаркетингованные» и чересчур дорогие, но очень приличные и вполне адекватно информирующие потребителя о собственном качестве.

В массе же своей чай, продающийся в супермаркетах (как и большая часть прочих продающихся там товаров) есть продукт повседневного спроса. И, если проводить любимые мною чайно-винные ассоциации, полный аналог столового вина. Где брать «нестоловый» чай в приведенной выше цитате написано точно — в специализированных чайных магазинах (которые, кстати, тоже нужно искать — но об этом как-нибудь в другой раз). И при покупке чая в таких магазинах чаще всего придется раскошеливаться. Хотя, конечно, «дорогой чай» — это весьма условное понятие.

ЦЕНА ЧАЯ
Вот смотрите. Залезаем в пуэрный раздел «ЧАЙ ТЧК» и просто выбираем там самую дорогую позицию: Мэнхай цзаочунь цинбин. 6000 рублей за четырехсотграммовый блин. 1500 рублей за 100 грамм.

Залезаем на «Чайный экспресс» (это реклама, ясное дело) и тоже не мелочимся — выбираем черный чай с натуральной бергамотовой корочкой. 1980 рублей за 50 грамм, то есть 3960 за 100 грамм.

Не останавливаемся на достигнутом и отправляемся к украинским коллегам за зеленым Мэй Цзя У Лун Цзином — 2850 рублей за 100 грамм. Ну и чтобы к ближнему зарубежу присовокупить дальний, заглянем сразу в Индию, за свежим дарджилингом Badamtam, Spl, Clonal 2010 — 51 доллар (пусть будет 1500 рублей) за 100 грамм (забегая вперед замечу, что этот чай этих денег не стоит).

Бешеные цены, ага.

А теперь решим задачку для младшего класса. Для приготовления 500 мл чая требуется 3-5 граммов заварки. Пусть будет пять. Тот факт, что практически все из перечисленных чаев можно заваривать неоднократно, проигнорируем — равно как и затраты на воду. И, основываясь на приведенных выше ценах, рассчитаем стоимость чайной поллитровки для каждого из обозначенных чаев.

Мэнхай цзаочунь цинбин — 75 рублей. Черный чай с натуральной бергамотовой корочкой — 198 рублей. Мэй Цзя У Лун Цзин — 143 рубля. Darjeeling Badamtam, Spl, Clonal 2010 — 75 рублей. От 75 до 198 рублей за пол-литра напитков, каждый из которых в равной степени является и чаем, и явлением гастрономической культуры.

А если посчитать по три грамма? Да с учетом неоднократного заваривания?

Это не деньги.

Приятных чаепитий!
Денис Шумаков (denis.shumakov@gmail.com)
Архив рассылки доступен по этой ссылке, куча другой чайной информации живет здесь.


В избранное