AHMAD LIMITED EDITION. ЖИВАЯ ДЕГУСТАЦИЯ Наш сайт, совместно с компанией «СДС-Эком», являющейся официальным дистрибьютором «Ахмад Ти» в России, в минувший понедельник начал реализацию одного интересного и необычного проекта: on-line дегустации чая из коллекции Ahmad Limited Edition версии 2005-2006 года.
Технология дегустации очень проста: «СДС-Эком» предоставила в распоряжение группы знатоков все чаи линейки Limited Edition для дегустации. Участники дегустации эти чаи разными способами (включая, наверняка, противоестественные) пробуют и описывают свои впечатления в форуме нашего сайта. Ну а все желающие эти впечатления, естественно, читают. И разные каверзные вопросы задают. Вот по этому адресу: http://teatips.ru/ahmad2006.
Активная дегустация, сопровождаемая обсуждениями и комментариями, только началась, так что впечатлений и мнений в форуме пока немного но, полагаю, в течение ближайших двух-трех недель ситуация изменится.
Впрочем, предсказывать ход on-line дегустации я пока не возьмусь. Дело это новое. Но мне чрезвычайно симпатичное. Потому что зачем еще интернет нужен, как не для того, чтобы попробовать чай и рассказать о его достоинствах и недостатках другим любителям напитка.
Кстати, об Ахмадовском чае.
SENCHA KABUSE В этом году в линейке Ahmad LE появился новый чай японский, зеленый, с названием Sencha Kabuse. Вот его фотографии всеми способами. Чай хороший, но об этом чуть позже.
Сначала собственно о японском чае. Если все очень сильно упрощать, то можно сказать, что в настоящее время в России доминируют две чайные традиции: западная и восточная.
Западная чайная традиция является массовой, делает упор на максимальное удобство и максимальную эффективность употребления чая именно благодаря этой традиции полки наших магазинов завалены пакетированным чаем, среди чая рассыпного можно найти массу «одеколонов» с искусственными запахами, активно продвигается бутилированный и прочий противоестественный чай. Впрочем, в рамках этой же западной традиции существует и традиционное русское чаепитие со всеми его многочисленными достоинствами.
Восточная традиция культивируется, чаще всего, в чайных клубах, преподносится как культура избранных, расчитанная на настоящих ценителей и, в первом приближении, является творческой переработкой китайского и тайваньского чайного наследия. Именно благодаря этой традиции в наш быт вошла новая чайная утварь, разнообразные, невиданные ранее и часто прекрасные сорта чая и термин «Путь Чая», мне совершенно непонятный.
Все остальные чайные культуры этими двумя доминантами пренебрежительно зажаты. В том числе и японская. Поклонник западных чаепитий может порадоваться красоте японской чайной посуды, но его смутят «все эти заморочки», вершиной которых является, конечно, японская чайная церемония. Да и вкусы японских чаев «чайному западнику» едва ли понравятся. Поклонник чаепитий восточных (китайских или тайваньских) посетует на недостаточную глубину и проработанность повседневной японской чайной традиции
и излишнюю формализованность японской чайной церемонии. Ну и , конечно, вспомнит железный аргумент про то, что «родиной чая, все-таки, является Китай».
Сейчас в России даже в японских ресторанах часто не подают японского чая (за что, впрочем, рестораторов винить едва ли можно японский чай сложен в ресторанной подаче). Японский чай (не лучшего качества) иногда продается в супермаркетах, им торгуют несколько специализированных магазинов но широкого распространения он так и не получил.
Причиной тому является даже не непривычность вкусов и ароматов японского чая непривычность, напротив, могла бы добавить этому чаю «интересности». Обособленное и скромное место японского чая связано, на мой взгляд, тем, что этот чай является чаем быстрого внимания. Что противоречит и современной западной, и современной восточной чайным парадигмам («парадигма» богатое слово, оно мне нравится иногда, хотя здесь, возможно, и не совсем уместно).
Что важно в западном чаепитии? Чтобы чай ни от чего не отвлекал. Ни от беседы, ни от дел, ни от сборов на работу. Идеальное западное чаепитие должно быть устроено по трем принципам «заварил забыл», «отхлебнул забыл», «похвалил забыл». То есть во время западного чаепития собственно чаю уделяется минимум внимания. Залили чай в чайнике или пакетик в кружке кипятком и продолжаем разговор. И не беда, если чай немного перестоит. Ерунда какая. Сахару
побольше насыпать можно. Западное чаепитие может быть очень долгим но при этом самому чаепитию в нем отводится ничтожно мало времени.
Что важно в восточном чаепитии? Чтобы ничто не отвлекало от чая. Все и беседа, и мысли, и движения в таком чаепитии служит приложением к чаепитию. Такое чаепитие не может быть коротким, ему нужно посвятить изрядное количество времени, и все это время с чаем нужно быть очень внимательным. Иначе он будет просто невкусным.
А японское чаепитие (я буду говорить далее только о повседневном японском чаепитии, в церемониях я совсем ничего не смыслю) оно посередине. Оно может быть невероятно коротким (некоторые сорта японского чая завариваются 30 секунд и повторной заварки не выдерживают) но при этом ему нужно уделить самое пристальное внимание. На очень короткий промежуток времени пока заваривается чай нужно будет бросить все дела, быть очень осторожным с разговорами (чтобы не увлечься), никуда не отлучаться
и не сводить глаз с чайника (и секундомера, если чувство времени у вас развито не очень сильно). Иначе нельзя почти весь японский чай при перестаивании становится отвратительным. А так «коротко отвлечься» сложно. Это полностью противоречит всем привычкам (если быстро, то небрежно, а если сели так уж сели). А здесь все должно быть быстро и аккуратно.
А на самом деле, это очень приятно и очень по-японски (в моем дилетантском представлении о «японскости»). И именно за эту быструю аккуратность я очень люблю японские чаи. Особенно летом, почему-то. Ведь это просто здорово вскипятить воду, залить ею чай, полминуты-минуту гипнотизировать чайник, после чего с удовольствием разливать по чашкам ароматный, несколько мутноватый напиток ярко-зеленого цвета. Получается очень короткое, но совершенно полное «выпадение из жизни».
Так вот. Возвращаясь к Sencha Kabuse от Ahmad LE. Отличный японский чай, замечательно вписывающийся в описанную выше японскую чайную парадигму. По инструкции, приведенной на банке, его нужно заваривать 1-2 минуты. Я склоняюсь в одной, хотя, конечно, это зависит от температуры и жесткости воды. Получается отличный напиток. С характерной для сенчи зеленой пенкой, свежим травянистым ароматом, легким терпким вкусом и очень бодрящий причем бодрящий по-летнему, свежестью, а не по-чайному терпкостью.
ВКУС ЮМАМИ Завершить рассказ о японском чае я хочу одной новостью, попавшейся мне на глаза пару месяцев назад. С сенчой, в частности, и с японскими чаями вообще эта новость связана непосредственным образом, потому что описываемый в ней вкус юмами в японских чаях присутствует непременно.
«Комплекс исследований, проведенных немецкими и японскими специалистами, позволил определить компоненты, обуславливающие интенсивность вкуса юмами (умами) в свежеприготовленном чае матча порошковом зеленом чае, традиционно используемом при проведении японских чайных церемоний. Вкус юмами был добавлен к четырем традиционным вкусам (горькому, сладкому, кислому и соленому) в начале XX века японцами и часто характеризуется как «мясной» или «бульонный». В случае с японским
зеленым чаем этот вкус проявляется как характерная нота, чаще всего называемая «рыбной». Вкус юмами определяется наличием глютаматов, а способность юмами подчеркивать собственный вкус других продуктов широко применяется в традиционных восточных кухнях (за счет использования продуктов с высоким содержанием глютаматов) и современной пищевой промышленности (за счет использования глютамата натрия «усилителя вкуса»). Исследования, проведенные немцами и японцами, позволили установить,
что интенсивность юмами в чае зависит от содержания L-теанина, галлиевой и янтарной кислот и теогаллина».
Счастливо!
Денис Шумаков (sda@volny.edu)
Архив рассылки доступен по этой ссылке, куча другой чайной информации живет здесь, а читать эту рассылку вы можете еще и в ЖЖ.