Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чайник

  Все выпуски  

Чайник от 01.08.2002


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые все.

Сегодняшний выпуск рассылки я начну с захватывающей истории о том,

КАК Я ТОПИЛ САМОВАР
Я уже писал несколько рассылок назад, что добыл настоящий тульский самовар фабрики
Воронцова в почти работоспособном состоянии. Так вот, несколько недель я приводил
его из почти работоспособного состояния в полностью работоспособное – то есть
выискивал в нем дырочки и трещинки и тщательно их запаивал.

Следует отметить, что занятие это исключительно интеллектуальное – особенно в
том случае, когда занимаешься им в полном «отрыве от контекста» – запаивание
самоваром не является в настоящее время повальным увлечением, да и сам я последний
раз держал в руках паяльник лет эдак пять назад. Интеллектуальность же этого
занятия состоит в том, что после каждого акта запаивания самовар нужно проверять
– то есть заполнять водой. После обнаружения протеков его нужно сушить, потом
опять паять, потом опять проверять – и так до победного конца.

Победный конец настал в минувший четверг, ставший отправной точкой экспериментов
по приготовлению чая с помощью самовара на балконе четвертого этажа многоквартирного
дома. Самое смешное, что чая я так и не попил – я «откипячиваю» самовар от паяльной
кислоты и всяких прочих накопившихся в нем за сто лет гадостей. Однако некоторые
выводы я уже могу сделать (объем самовара – 6 литров).

1. Самовар закипает с половины ножки от табуретки. Если и сиденье табуретки выполнено
из дерева, то одной табуретки, расщепленной на длинные щепки, должно хватить
на 12 кипячений самовара.

2. Самовар закипает с 10-15 кусков древесного угля, но на угле он закипает раза
в два дольше, чем на табуретке. Около часа.

3. Для разжигания древесного угля (он, к сожалению, просто так не загорается)
лучше не использовать жидкость для розжига – в ограниченном пространстве самовара
она сгорает со страшной вонью. Для розжига угля лучше использовать сухое горючее
(его еще часто называют сухим спиртом) – оно тоже пахнет неприятно, но лучше,
чем та самая жидкость.

4. На балконе самовар лучше топить углем – он дает значительно меньше дыма, что,
в свою очередь, уменьшает вероятность приезда по вызову соседей большой красной
машины с мужественными пожарниками.

5. Самовар закипает и без трубы.

6. Древесный уголь при горении не дает открытого огня – неподготовленного человека
это может несколько смутить. Его «тление», однако, обеспечивает и нормальную
температуру, и нормальное кипячение воды.

7. Недостатком древесного угля является то, что уже после закипания самовара
он достаточно долго прогорает – и если у вас противопожарная паранойя (как у
меня), то нужно иметь в запасе пару часов времени после чаепития в запасе – «на
прогорание».

Вот. Как раз во время написания этой рассылки я занят приготовлением первого
«питьевого самоварного чая» – и впечатлениями поделюсь через неделю.

ЗДЕСЬ ЧАЙНЫЙ ДУХ
Классную «чайную» ссылку добыл Сергей Калинин. http://www.teaspirit.com. Чайный
дух, так сказать. Функции этого сайта определить достаточно сложно. О чае там
информации очень немного. Но вот картиночки! Очень мне понравилось два раздела.
Один можно условно обозвать «старая чайная фотография». Там собраны такие картинки
– с дамами в старинных одеждах и чашкой чая, с паломниками, что едут в Мекку
с самоваром – красота, короче. Второй классный раздел – это чайные открытки.
Его содержимое и назначение говорят сами за себя. Но красиво, блин!

КАК ПЬЮТ ЧАЙ В ИНДИИ
Индия – это одна из самых «смешанных» в культурном плане стран мира. Сами посудите
– на западе она граничит с исламским миром (с Пакистаном), на севере – с Китаем.
Сама обладает богатейшими и древнейшими религиозными и культурными традициями.
Да еще английская колонизация. И чайная промышленность, наконец.

Все это привело к тому, что говорить о единой индийской (точно также, как и о
единой русской) чайной традиции не приходится. Поверхностный взгляд на индийскую
чайную культуру (на глубокий не хватает квалификации и информации) позволяет
в ней выделить несколько чайных субкультур.

Во-первых, нельзя списывать со счетов ведическую кухню, хотя чаю в ней места
практически не нашлось. Однако именно ведические рецепты стали несомненной основой
некоторых чайных рецептов, по которым чай заваривается с большим количеством
специй и употребляется с орехами и фруктами.

Во-вторых, значительная часть индийских чайных традиций заимствована у англичан.
Индийская аристократия, как, в свое время, и аристократия русская, во многом
стремилась (и стремиться) перенимать европейский образ жизни. Это стремление,
переосмысленной с позиций традиционного индийского уклада жизни, привело к появлению
чайной субкультуры, которую можно назвать «рафинированной английской» – там все,
как в Англии, только гораздо ответственнее и серьезнее.

В-третьих и в-четвертых, в Индии развилась некоторая усредненная чайная субкультура,
впитавшая в себя все, что можно впитать (ее, с определенной натяжной, можно назвать
«среднеиндийской»). И, одновременно с ней, существует огромное количество национальных
чайных субкультур – не забывайте, что по количеству население Индия – вторая
в мире. И народностей на ее территории проживает великое множество. Именно на
этих «в-третьих и в-четвертых» мы остановимся несколько подробнее.

«Среднеиндийское» чаепитие подразумевает употребление жутко крепкого черного
чая (раз в 10 крепче, чем привыкли заваривать мы) с сахаром и молоком. Такое
чаепитие может происходить в любое время и по любому поводу, однако традиционно
случается после пробуждения в пять часов вечера (наблюдаете колониальные уши?)
Чай очень редко рассматривается как «запивка» для другой пищи и чаепитие чаще
всего происходить как совершенно отдельное мероприятие.

Как и в Ираке, существенным элементом индийской чайной культуры являются разносчики
чая с одноразовыми глиняными стаканчиками. Это не шутка – эти стаканчики (объемом
50-70 миллилитров) настолько просты в изготовлении и дешевы, что после однократного
использования их выбрасывают.

Чисто индийским – и по ареалу распространения, и по духу, является чай со специями
(масала чай), уходящий своими корнями в уже упомянутую ведическую традицию. При
этом какого-то единого рецепта такого чая не существует – каждый отрывается,
как хочет. Вот этим чаем как раз часто завершают прием пищи. При его приготовлении
в черный чай могут добавлять: (после двоеточия вставьте любой набор известных
вам индийских пряностей), молоко и сахар.

Совершенно независимо от Запада, в Индии получил распространение чай со льдом,
лимоном и сахаром.

В некоторых регионах Индии чай варят (именно варят) в кипящей воде, потом в него
добавляют буйволиное молоко, после чего пьют с сахаром, предварительно процеживая.
С молом готовят чай и марахти (это народность такая) – только они обходятся вовсе
без воды – чай кипятится в молоке 1-2 минуты, тоже процеживается и пьется с сахаром.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть об одном любопытном индийском чайном факте.
В штате Кашмир при приготовлении чая пользуются самоварами, явно заимствованными
от русских. По легенде, первый самовар привез в те края именно русский купец.
Ну а индийцы, как это всегда бывает, придали ему некоторые восточные формы и
покрыли чеканкой – и получился кашмирский самовар ;)

Счастливо!
Денис Шумаков (sda@volny.edu)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное