Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В гостях у Бигушки

  Все выпуски  

В гостях у Бигушки Применение упрощённого налога упростили


Упрощённая система налогообложения один из четырёх действующих в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ). Она ориентирована на малый бизнес и нацелена на то, чтобы упростить расчёт и уплату налогов в предпринимательской деятельности.

Основными особенностями этого спецрежима являются:

1. Добровольность перехода, т. е. возможность перейти на этот спецрежим по собственному усмотрению (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). При этом в рамках УСН есть возможность выбрать, как платить налог:

с величины доходов по ставке 6 % (ст. 346.14, п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
с разницы между доходами и расходами по ставке от 5 до 15 %. Конечно, общая ставка налога с разницы между доходами и расходами составляет 15 %, но законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки от 5 до 15 % для разных категорий налогоплательщиков (ст. 346.14, п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

2. Добровольность отказа от применения упрощённой системы налогообложения. Однако при переходе на упрощёнку или отказе от неё необходимо соблюсти установленные законом ограничения и процедуру смены налогового режима.

3. Освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Например, организации при УСН не платят налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

4. Ведение налогового учёта в упрощённом порядке: налогоплательщик отражает показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре книге учёта доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

5. Запрет при работе на УСН на использование одновременно других систем налогообложения (за исключением патентной системы налогообложения и ЕНВД).

6. Обязанность соблюдать правила ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Эти правила установлены Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утверждённым Банком России 12.10.2011 373-П.

Федеральным законом от 25 июня 2012 года 94-ФЗ (далее Закон 94-ФЗ) были внесены поправки, которые затронули все виды специальных налоговых режимов и ввели новый: патентную систему налогообложения. Данные поправки направлены на совершенствование механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства и налоговое стимулирование их бизнеса. Большинство изменений начнут действовать со следующего года, но некоторые из них уже начнут действовать в этом году.

Рассмотрим те из них, которые связаны с обычной упрощённой системой налогообложения (далее УСН).

С 1 октября 2012 года начнут действовать следующие поправки:

Будет сохранён на постоянной основе действующий лимит по доходам, определяемым в соответствии со ст. 248 НК РФ, ограничивающий право перехода на УСН в размере 45 млн руб. за 9 месяцев того года, когда организация подаёт уведомление о переходе на УСН. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощённую систему налогообложения, будет индексироваться не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (пп. а и б п. 10 ст. 2 Закона 94-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона 94-ФЗ коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, установлен на 2013 год в целях УСН в размере, равном 1. То есть реальное увеличение размеров ограничений по доходам будет с 2014 года.
Определение понятия коэффициент-дефлятор теперь включено в перечень понятий, используемых для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 11 части первой НК РФ). Начиная с 2014 года Минэкономразвитие будет публиковать размер коэффициента в Российской газете не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы (п. 1 ст. 1 Закона 94-ФЗ).

Увеличены сроки для подачи уведомления о переходе на УСН. Уведомление о переходе на УСН с 2013 года налогоплательщик сможет подать в свою ИФНС до 31 декабря2012 г., а не до 30 ноября, как раньше (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В уведомлении необходимо будет указать выбранный объект налогообложения. Организации также должны указать в нём остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощённую систему налогообложения (пп. а п. 11 ст. 2 Закона 94-ФЗ).
Обратите внимание! Раньше подавали заявление, теперь в гл. 26.2 НК РФ слово заявление везде заменено на уведомление. Однако пока утверждённой формы данного уведомления нет.

О смене объекта налогообложения уведомлять ИФНС теперь можно будет до 31 декабря включительно (п. 12 ст. 2 Закона 94-ФЗ). Раньше это необходимо было сделать до 20 декабря (п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Поправки, которые будут действовать с 1 января 2013 года

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель теперь вправе уведомить о переходе на упрощённую систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе (пп. б п. 11 ст. 2 Закона 94-ФЗ). В настоящее время срок уведомления составляет пять рабочих дней (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). При этом налогоплательщики, в установленный срок не уведомившие ИФНС о переходе на упрощёнку, не смогут применить этот спецрежим. Тем самым законодательно закреплена позиция контролирующих органов о том, что при несвоевременном представлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН он должен применять общий налоговый режим (Письмо ФНС России от 02.11.2010 ШС-37-3/14713@). Данная норма узаконена введением пп. 19 в п. 3 ст. 346.12 НК РФ (пп. в п. 10 ст. 2 Закона 94-ФЗ). Отметим, что в настоящее время (до принятия данной п оправки) подобные споры арбитражные суды решают в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2012 А65-15105/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2012 А32-12479/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 А27-6733/2011). При принятии решения в пользу налогоплательщика суды обосновывали свою позицию тем, что НК РФ не предусматривает такого основания для отказа в применении УСН, как пропуск срока на подачу заявления о переходе на УСН. С нового года такой лазейки у налогоплательщика не станет.
В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощённая система налогообложения, он обязан будет уведомить налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя о прекращении такой деятельности с указанием даты её прекращения в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. В ст. 346.13 НК РФ добавлен новый пункт 8 (пп. е п. 11 ст. Закона 94-ФЗ). В этом случае налогоплательщик обязан представить в налоговую декларацию:
не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором, согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН;

не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощённую систему налогообложения (.ст. 346.23 НК РФ).

Не позднее указанных сроков представления налоговой декларации должен быть уплачен налог, исчисленный в связи с применением УСН ( п.7 ст.346.21 НК РФ).

В2013 г. лимит доходов, при превышении которого в течение отчётного налогового периода налогоплательщики теряют право на применение УСН, будет таким же, как и в этом году, 60 млн руб, и он не будет увеличен, т. к. коэффициент-дефлятор равен 1. При этом налогоплательщики, которые будут одновременно применять патентную систему налогообложения и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения в 60 млн руб., должны будут учитывать доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам (пп. в п. 11 ст. 2 Закона 94-ФЗ).
Стоимость нематериальных активов теперь не будет иметь никакого значения для применения УСН. А вот остаточная стоимость основных средств, как и раньше, не должна быть более 100 млн руб. (пп. в п. 10 ст. 2 закона 94-ФЗ).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вменённый доход, будут вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вменённый доход.(пп. б п. 11 ст. 2 Закона 94-ФЗ) .
Решён многолетний спор с контролирующими органами. Наконец больше никто не заставит упрощенцев переоценивать свои валютные ценности и обязательства и учитывать в доходах и расходах при УСН положительные и отрицательные курсовые разницы. Пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ утрачивает силу. При этом в новом п. 5 ст. 346.17 НК РФ прямо указано, что такая переоценка не производится, доходы и расходы по ней не определяются и не учитываются. А из перечня расходов исключён такой вид, как отрицательная курсовая разница (пп. в п. 13 ст. 2 Закона 94-ФЗ). Напомним, что в настоящее время контролирующие органы обязывают налогоплательщиков учитывать курсовые разницы для целей налогообложения (Письма Минфина РФ от 14.05.2009 03-11-06/2/90 и УФНС по г. Москве от 18.12.2009 16-15-/134392).

Изменен порядок уменьшения налога на страховые взносы и больничные у упрощенцев, применяющих УСН доходы.
Во-первых, теперь работодатели исчисленный налог (авансовый платёж) будут уменьшать на сумму обязательных страховых взносов (в ПФР, ФФОМС и ФСС), уплаченную в данном налоговом периоде (конечно, в пределах исчисленных сумм), а не за этот же период времени, как сейчас (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Позиция Минфина и раньше была именно такой. Т. е. взносы, уплаченные, например, за последний месяц отчётного (налогового) года уже в следующем году, будут уменьшать налог не отчётного года, а авансовый платёж (налог) за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и, соответственно, налог за год этого следующего года (Письма Минфина РФ от 22.08.2011 03-11-11/215; от 24.10.2011 03-11-06/2/146; от 09.09.2011 03-11-06/2/126).

Во-вторых, теперь чётко сказано, что налог можно уменьшить только на ту часть пособия по временной нетрудоспособности, которая выплачена работодателем за счёт собственных средств и за дни, число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть за первые три дня болезни ( ч. 2 ст. 3 Закона 255-ФЗ, пп. б п. 16 ст. 2 Закона 94-ФЗ).

В-третьих, налог теперь можно уменьшить на платежи работодателя по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Договоры должны быть заключены со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные на осуществление соответствующего вида деятельности. При этом налог при УСН можно уменьшить на эти платежи, только если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счёт средств работодателя и только за первые три дня болезни.

Расходы в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности работника уменьшают налог в части, оплаченной работодателем (за первые три дня нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 255-ФЗ) и не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

При этом ограничение для уменьшения суммы единого налога на указанные страховые платежи и пособия осталось прежним не более 50 % (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Установлено также, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное