Власти любой страны никогда не станут приветствовать оффшорную деятельность своих резидентов, направленную на снижение налогов. Однако возможности государства по противодействию такой деятельности существенно ограничены, так как оффшорная деятельность ведется за пределами их юрисдикции.
Основной прием в борьбе с оффшорными составление черных списков подозрительных стран. Компании из таких стран так или иначе дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциями. Такие списки составляют как Банк России, так и международные организации, такие как ОЭСР и ФАТФ.
Кроме того, в национальное налоговое законодательство вводятся положения, препятствующие использованию определенных схем по снижению налогов. В России прежде всего раздел V 1 части НК РФ.
Так, для борьбы с трансфертным ценообразованием государственные органы могут определять таможенную стоимость товара не по его контрактной стоимости, а по действующим рыночным ценам на данный товар, взятым из справочников, каталогов и т.д.
Помимо этого, для предотвращения манипулирования контрактными ценами при сделках между родственными фирмами в законодательство многих стран, а также в международные налоговые договоры вводится принцип вытянутой руки. Это значит, что в случае искусственного перераспределения прибыли между связанными компаниями эта прибыль для целей налогообложения пересчитывается таким образом, как если бы компании были независимы (находились на расстоянии вытянутой руки). Это относится как к торговым сделкам, так и к выплатам
роялти, процентов и т.д.
Для борьбы с получением своими резидентами[1] доходов в оффшоре в безналоговом режиме в большинстве развитых стран вводится так называемое законодательство о контролируемых иностранных компаниях. Суть его состоит в том, что доходы, полученные
в оффшоре, контролируемом резидентом, принудительно включаются в налогооблагаемый доход этого резидента. Впрочем, в России такого законодательства пока нет, но существуют различные законопроекты подготовленные Минфином РФ и ФНС, с целью устранения данных пробелов.
Для того, чтобы получить информацию об оффшорах, контролируемых своими резидентами, развитые страны заключают договоры с оффшорными зонами по обмену налоговой информацией. Кроме того, на оффшорные юрисдикции оказывается давление с целью изменения их законодательства в сторону большей прозрачности банковской системы и корпоративных структур. Оффшорные зоны вынуждены идти на сотрудничество под угрозой включения в упомянутые черные, серые списки ОЭСР (нечастная налоговая конкуренция) и ФАТФ (отмывание денег).
[1] Резидент в налоговом праве: лицо (юридическое или физическое), постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Физическое лицо рассматривается как Р. страны, если проживает в ней более 6 мес. в данном налоговом
году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством.этой страны. Для юридических лиц статус Р. обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления, других аналогичных критериев.