Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 10 октября 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    10 октября 2005г
 

День памяти защитников Казани

   12 октября (среда) 2005 года - День памяти защитников Казани.
    В этот день 453 года назад в 1552 году столица Казанского ханства, Казань, после месячной осады была взята войсками Ивана Грозного. При защите города погибло десятки тысяч защитников города и его простых жителей. С тех пор на земле нет татарского государства.
    Мы должны помнить и чтить наших предков, отдавших свои жизни защищая свою Родину, свою веру. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого, который лишен своей исторической памяти.

   12 октября во время дневного намаза помолитесь за души погибших защитников и жителей Казани. Чтобы прочитать намаз казанцы могут прийти к башне Сююмбике или мечеть Кул Шариф.

   15 октября (суббота) 2005 года согласно ежегодной традиции состоится основное массовое мероприятие посвященное Дню Памяти защитников Казани.
    В Казани начало в 10.30 часов на площади Свободы. После выступлений представителей национального движения и мусульманского духовенства пройдет шествие от площади Свободы до башни Сююмбике.

   Өзлеп-өзлеп кенә әйтеп бирә
    Татар күңле ниләр сизгәнен;
    Мескен булып торган өч йөз елда
    Тәкъдир безне ничек изгәнен.

    Күпме михнәт чиккән безнең халык,
    Күпме күз яшьләре түгелгән;
    Милли хисләр белән ялкынланып,
    Сызлап-сызлап чыга күңленнән.

   Габдулла Тукай. “Милли моңлар”.


Поздравляем вас с наступлением священного месяца Рамазан!

    Согласно канонам ислама во время уразы правоверный мусульманин обязан воздерживаться от пищи, питья, сквернословия, чувственных наслаждений в течении дня до наступления темноты. Пост обязан для всех верующих, кроме несовершеннолетних, больных, беременных женщин, путников.
    Еще одна обязанность мусульман - раздавать нуждающимся людям милостыню, деньгами или продуктами.
    Ураза закончится 3 ноября. Ураза-байрам начнется - 4 ноября.

 

    Так ли страшен джихад?

   Многие стали негативно относиться к мусульманству из-за джихада. Что обозначает это понятие? Упоминается ли джихад в Коране?
    - Слово "джихад" происходит от глагола "джихада" (трудиться, прилагать усилия, стараться изо всех сил). Само же слово "джихад" переводится как борьба, священная война, война за веру, - отвечает имам мечети "Казан Нуры" Рустам хазрат ЗИННУРОВ. - Чаще всего людей и общество в целом настораживают трактовки "священная война" и "война за веру". Подозрения и определенного рода беспокойства вызваны неправильным истолкованием слова "война", или борьба. Аяты, которые содержат данные словосочетания, не призывают верующих к постоянной агрессии, вражде с оружием в руках против остального цивилизованного мира. Читатель вправе спросить: а разве выражение "священная война" не подразумевает вооруженную борьбу? Да, это так. Но разве можно однозначно сказать, что любая борьба, даже с использованием средств защиты, является агрессией? Разве Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов мы называем агрессией советского народа? Конечно, нет. Наш многонациональный народ назвал эту войну священной, все как один встали на защиту Родины. Конституции всех стран провозглашают сейчас высшей ценностью человека его права и свободы. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Конституция РФ, ст. 2). В Коране Всевышний также разрешает верующим защищать себя, свои семьи, дома и веру, если есть явная угроза со стороны. Сейчас эти права признаны всеми конституциями демократических стран. Стало быть, выражение "священная война" может трактоваться как справедливая война, которая ведется с целью защиты, но ни в коем случае не с целью агрессии. Теперь о других смыслах слова "джихад". Это борьба. Но против чего? В первую очередь, против эгоистического Я, против высокомерия и гордыни, против греховных похотей. Поэтому пророк Мухаммед (да благословит Его Всевышний и приветствует) сказал, что самый большой джихад (борьба) - это джихад против искушений, греховных похотей, пороков.
    Когда говорят "джихад", у многих это ассоциируется с вооруженным человеком. Но разве для борьбы за справедливость подходит только убивающее и калечащее оружие? Разве пером и словом нельзя бороться за справедливость, как это делали герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов и наш современник академик Андрей Сахаров? Следовательно, каждый человек должен каждый день защищать и бороться за истину: словом, поступком и прожитым днем нести людям свет. Многие наши заблуждения связаны с невежеством, нежеланием познать истину.

   В Казани некоторые мужчины-мусульмане носят вязаные тюбетейки, но большинство - бархатные. Правда ли, что вязаные могут одевать только совершившие хадж?
    - Тюбетейка - предмет исламского и национального этикета, - отвечает имам мечети "Казан Нуры" Рустам хазрат ЗИННУРОВ. - Быть с покрытой головой в обществе и в молитве перед Всевышним для мужчины-мусульманина всегда считалось правилом хорошего тона. Конечно, особое внимание уделялось намазу, поскольку в дошедших до нас повествованиях о пророке Мухаммеде (Да прибудет с ним милость Всевышнего) говорится, что он читал намаз в чалме. В давние времена в исламском государстве не принимались и не слушались судьей (по-исламски - "казый") свидетельства тех лиц, которые в повседневной жизни ходили с непокрытой головой. Эти нормы сейчас утрачены, и мы видим, что мужчины-мусульмане появляются без головных уборов не только на улицах, но и в мечетях на намазе. Хорошо это или плохо? Нельзя ответить однозначно. Бархатные тюбетейки - традиционный национальный предмет одежды татарского народа. Но благодаря тому, что верующие теперь могут совершать хадж, они привозят с собой подарочные вязаные тюбетейки. Духовных различий в этих тюбетейках нет: мусульманин может надеть ту, которая ему особенно по душе. Только хотелось бы, чтобы на наших улицах мы чаще встречали мужчин в этих головных уборах...

   "Восточный экспресс"
   


Духовные чиновники не готовы стать одной командой

    К объединению мусульман священнослужители не готовы даже психологически, заявил вчера на пресс-конференции первый заммуфтия РТ Валиулла хазрат ЯКУПОВ. Проблема раскола мусульман в России назрела давно. Ее корни уходят в 1992 год, когда распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. В течение нескольких лет в стране хаотично возникло 40 муфтиятов, но вскоре развитие ситуации приобрело обратный характер.
    Результатом стали два крупных религиозных центра, существующих по сей день. Первый - совет муфтиев России в Москве, который возглавляет Равиль хазрат Гайнутдинов. Второй - Центральное ДУМ в Уфе под руководством Талгата Таджутдина.
    - Есть и третий центр консолидации мусульман - на Северном Кавказе. Но это совершенно иное направление, с которым у нас не совпадает даже вероисповедание, - говорит Валиулла хазрат.
    По его словам, инициатор объединения Москвы и Уфы... народ. Причина проста - люди стремятся укрепить свою конфессию. А вот готовы ли к переменам руководители религиозных центров - другой вопрос.
    - Под давлением снизу наши духовные чиновники начинают заниматься проблемой. Но есть важный момент - и Равилю хазрату, и Талгату хазрату объединение угрожает потерей их монопольного положения. К этому никто из них не готов психологически.
    Увы, до единого мусульманского центра нам далеко. Одно радует - московский лидер уже обсуждает процесс объединения. Равиль хазрат Гайнутдинов предлагает России опыт Саудовской Аравии, где избираются один муфтий и региональные имамы. Но с этой моделью (с ликвидацией региональных муфтиев в частности) не согласны татарстанцы в лице Валиуллы хазрата. Аргументов несколько. Во-первых, Саудовская Аравия представляет собой религиозное государство. Во-вторых, допускается, что в окружении Равиля хазрата могла произойти калька с политической ситуации. Речь идет о том, что идея единственного президента страны трансформировалась и на духовенство.
    По мнению Якупова, наиболее удачный вариант объединения мусульман - модель Турецкой Республики. Здесь региональные руководители остаются муфтиями, а главным среди них назначается начальник единого управления.
    Но в любом случае объединение мусульманских центров не приведет к сокращению руководителей, считают татарстанцы. Должностей будет много. Главный казый, председатель ученого совета, верховный муфтий - это лишь начало списка.
    Насколько поддерживает эту идею объединения мусульман муфтий Татарстана?
    - Я не могу предсказывать. Из-за аварии с Гусманом хазратом по данному вопросу президиум ДУМ РТ еще не собирался, - отвечает Валиулла хазрат Якупов.
    Кстати, своего начальника он навещал в пятницу вечером. Первый мусульманин республики начал самостоятельно передвигаться по палате. Но до полного выздоровления еще далеко.

   Гульгена САТТАРОВА
    "Восточный экспресс" №167 (419) 4 октября 2005г


Живи настоящим! Куда шагать татарской музыке

   Четыре концепции развития национальной культуры были представлены на концерте в рамках фестиваля "Живая татарская музыка". Денис Бадретдин и группа "КГБ" играли для зрителя рок с элементами арта и джаза - исполняли песни в той стилистике, что близка самому Денису, услышавшему многие группы 60 - 70-х еще на виниле. Незначительные нестыковки в звучании, пауза перед вступлением - для того чтобы разобраться с инструментами. И реальный драйв - саксофонист, бэк-вокалист Глеб Антонов, к примеру, ни секунды не мог стоять на месте, а на финальной песне "Татарстан поезды" флюиды начали доползать и до зала.
    В отличие от них, Зуля Камалова с "Детьми подполья" (пятеро вежливых австралийцев) играла музыку легкую, воздушную. Переливы клавишного аккордеона, изящные соло гитары (отец Лукаса Михаилидиса - итальянец, и это заметно на его музыке). Одетая в черную юбку с зеленой блузкой, Зуля очень открыто общалась с залом, и тот отвечал ей - а ведь раньше был насторожен, ожидал подвоха. Когда Камалова представила своего отца, которому посвятила исполнение народных песен, люди разом чуть было не вывихнули себе шеи, ища его взглядом. Из Казани ансамбль отправляется в Европу.
    Энвер Измайлов оказался самым замороченным музыкантом. Удивительно, но его - хорошего знакомого татарстанской публике - принимали не очень. Люди уходили из зала. А ведь Энвер не только продемонстрировал свои ставшие классическими приемы игры на гитаре, исполнил несколько обработок мелодий крымских татар - в паре с дочерью Лилией он выдал такой джазовый скэт, что мы только ахнули.
    Слушать после этого Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ было даже не по себе. Помню, кто-то из участников за кулисами ругался: "Да они живут до сих пор в 60-х годах!" Несомненно, старания художественного руководителя Айдара Файзрахманова неоценимы - благодаря ему сохраняется огромный пласт татарской музыкальной и танцевальной культуры. Однако, казалось бы, и многие артисты эстрады занимаются тем, что твердят о традициях и поют народные песни. Но законсервированная культура не может родить чего-то нового...
    Необходимо сделать серьезный шаг в неизвестность, забыть об авторитетах, чтобы к этим известным именам прибавились новые. Неизвестно, примет ли их татарстанский зритель. Что ж, тогда им прямая дорога за рубеж, где, похоже, всегда больше ценят оригинальность и творческий риск.

   Радиф КАШАПОВ
    "Восточный экспресс" №167 (419) 4 октября 2005г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное