Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 30 апреля 2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2004-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    30 апреля 2005г
 



В Новосибирске прошел региональный фестиваль-конкурс татарской культуры "Себер йолдызлары-2005"

    С 15-16 апреля 2005 года в Новосибирске прошел региональный фестиваль-конкурс татарской культуры "Себер йолдызлары-2005", посвященный празднованию тысячелетия столицы Республики Татарстан - города Казани. Организаторами фестиваля выступили Департамент культуры администрации Новосибирской области; Новосибирский областной Татарский культурный центр; отделы культуры территориальных администраций городов и районов Новосибирской области. Цели и задачи фестиваля: Содействовать развитию и пропаганде национальных, культурных традиций татар, популяризации их литературного, музыкального и самобытного национального искусства и фольклора. Раскрыть художественные способности детей и взрослых, поддерживать и стимулировать творческий рост талантливых детей, молодёжи и специалистов, работающих с ними. Способствовать сближению, духовному взаимообогащению, установлению тесных контактов, преемственности поколений, дружбе между народами и дальнейшему развитию многонациональной культуры. Содействовать празднованию тысячелетия столицы Республики Татарстан - города Казани.
    В программе фестиваля-конкурса приняли участие профессиональные и самодеятельные художественные коллективы Новосибирска, Новосибирской области, городов Томска, Омска и Кемерово, солисты-вокалисты, вокальные и хореографические коллективы разновозрастных групп: до 15 лет, от 16 лет и старше. Участники конкурса из районов Новосибирской области отбирались из числа лауреатов I и II областных фестивалей. Мероприятие состояло из двух туров: предварительного прослушивания и отборочного.
    В состав жюри вошли ведущие специалисты в области самодеятельного и профессионального творчества г. Новосибирска и Новосибирской области, а также представитель Министерства культуры Республики Татарстан для отбора участников в праздновании 1000-летия г. Казани. Участники были награждены ценными призами и дипломами. Финалом конкурса стал большой гала-концерт с участием гостей фестиваля.
    Победители по итогам регионального фестиваля будут представлены для отбора на участие во всемирном финале фестиваля "ВАТАН" 2005 г. "Тысячелетняя Столица Татарстана встречает друзей".
    Гала-концерт стал ярким, красочным и незабываемым, одним из центральных событий в жизни города!

Рашида Хамзина, Новосибирск


Кто наследник Орды?
Ученые из Казани искали ответ в Турции

    На днях из Турции вернулась большая группа татарстанских ученых, побывавших на международной конференции "Золотая Орда и ее наследники", которая собрала историков, археологов и лингвистов из 11 стран мира.
     Это вторая конференция, посвященная Орде, первая состоялась в 1998 году в Казани.
     Среди участников конференции "Золотая Орда и государства-наследники" был известный татарский историк доктор исторических наук Дамир ИСХАКОВ.

     - Дамир Мавлявеевич, кто из ученых представлял Татарстан?
     - Процедура отбора участников была довольно сложной. Их определяли пять независимых экспертов из разных стран. В итоге с нашей стороны на конференцию поехали Миркасым Усманов, академик Мирфатых Закиев, языковед Нурмухаммет Хисамов и его супруга - лингвист Файма Хисамова, археолог Альберт Бурханов и я. Кроме того, турки изыскали возможность пригласить из Татарстана еще 10 ученых, которые не выступали с докладами, а просто присутствовали на конференции. Я считаю, что это очень большой подарок.

     - Как известно, Турция не является наследницей Золотой Орды. В чем же заключается главный интерес турков к этой теме?
     - Османы имели исторически значительные контакты с Золотой Ордой. Об этом сейчас начали довольно широко писать. Как сосуществовали между собой две крупные империи, одна из которых владела Азией, а другая Евразийской территорией, представляет общеисторический интерес. Но существует и политический контекст - изучение этой темы фактически позволяет создавать общую историю Евразии. А сейчас в Турции очень сильно развито евразийское течение, по сути, оно является предтечей создания глобальной идеологии, которая охватывает территорию между Европой и Азией. Это славяно-тюркский регион, и турки очень хорошо относятся к славянам, пытаясь дать понять русским, что у них общие интересы и они должны сотрудничать.

     - На наследие Золотой Орды претендуют многие государства. И в некоторых вопросах между ними до сих пор нет единогласия...
     - Да, столкновения интересов были. В частности, выступил профессор Нияз Мажитов из Башкортостана, который доказывал, что татары Золотую Орду пытаются захватить как личное достояние, и при этом башкирам места не остается. В унисон ему выступил наш академик Мирфатых Закиев, который считает, что татары не имеют отношения к Золотой Орде, потому что они булгары. Другая конфликтная зона наметилась в выступлении профессора из Узбекистана, заявившего, что татары слишком национализировали средневековую золотоордынскую литературу. Думаю, доля истины в этом утверждении есть, потому что это наследие фактически является достоянием и казахов, и татар, и ряда других тюркских народов. Татары, конечно, тоже должны учитывать этот фактор. Но мы должны блюсти собственный национальный интерес. Ведь что получается: основное бремя существования татар как нации несем мы, а на наследие претендуют все остальные. А ведь государствообразующим этносом в Золотой Орде были все-таки татары. Проблема в том, что теория золотоордынского этноса до сих пор не написана. Татарстанская сторона уже несколько раз излагала свою точку зрения, и в нашей трактовке есть место для всех народов.

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №77 (329) 29 апреля 2005г


Сибириада по-татарски от Ханисы Алишиной

Татары Сибири решили создать свой энциклопедический словарь. И уже выпустили к нему словник.

     Его презентация состоялась в среду в здании исполкома Всемирного конгресса татар. Книга так и называется - "Татары земли сибирской". В ней отражен огромный материал - биографические данные более 400 представителей сибирских татар, проживающих, в основном, в Тюменской области. И это сделано впервые! О том, как создавался уникальный банк данных, который многие на презентации назвали "Сибириадой", рассказала автор-составитель словника доктор филологических наук Ханиса Алишина. Оказывается, первые подступы к энциклопедии сибирских татар были сделаны еще в 1992 году, когда в Академии наук Татарстана появился специальный отдел татарской энциклопедии. В этом отделе и работала Ханиса Чавдатовна. Ее послали в командировку в Сибирь для сбора материала о татарских деревнях.
     - Это командировочное удостоверение храню до сих пор как дорогую реликвию. Занимаясь все эти годы собирательной работой, в этой "командировке" я была целых тринадцать лет. И в этом году, можно сказать, вернулась, - сказала Ханиса ханум.
     За это время неутомимая исследовательница прошла не один километр Тюменской земли, чтобы собрать материал о 244 деревнях сибирских татар. В 1999 году вышла в свет двухтомная монография Алишиной "Ономастикон сибирских татар", а в 2004 году - монография "Названия селений сибирских татар". Продолжением этой большой работы стало составление и издание словника "Татары земли сибирской". Среди известных имен, попавших в словник, - политический и религиозный деятель Рашит Ибрагимов, дирижер Фуат Мансуров, ученый и лидер ВТОЦ Марат Мулюков, артист Саид Раинбаков, писатель Якуб Занкиев, поэт Булат Сулейманов и т.д.
     По словам автора, ее главным девизом было "Татары, объединяйтесь!" Эту идею поддержала и татарская газета Тюменской области "Янарыш". В феврале 2003 года на ее страницах появилась рубрика "Известные сибирские татары", которая в течение полутора лет печатала собранные Алишиной данные. Резонанс превзошел все ожидания. Это убедило Ханису Чавдатовну в том, что работу надо продолжить. Кстати, эта же мысль прозвучала и в выступлениях - в пожеланиях сибирских татар, проживающих в Казани. По словам одного из лидеров местного землячества Муниры Абсалямовой, им хотелось бы увидеть в будущей энциклопедии материал и о татарах Иркутска, Новосибирска, Омска и других городов Сибири.
     Презентация, организованная исполкомом ВКТ по столь приятному поводу, была омрачена грустным событием. Умер человек, который всячески поддерживал работу Алишиной, - редактор областной татарской газеты "Янарыш" Азат Сагитов, которого очень хорошо знают в Казани. Его память почтили минутой молчания...

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №78 (330) 30 апреля 2005г


У башкир - новый путь. Театр Гафури показал его казанцам.

    Сегодня в Казани завершает гастроли Башкирский государственный академический театр имени Мажита Гафури. Это было первое посещение столицы Татарстана за последние три года. В Казань труппа привезла пять спектаклей, которые были показаны на сцене Камаловского театра. Этот сезон для башкир - юбилейный, 85-й. Его они завершают с новым главным режиссером. После пяти лет "экспериментов", как выразился коммерческий директор БГАТ Хурматулла Утяшев (именно он делал окончательную ревизию спектаклям, поставленным за эти годы различными режиссерами), в марте сюда пришел Айрат Абушахманов. Несмотря на свою молодость, он успел поработать в региональных театрах Башкортостана и даже в США. Камаловский театр даже хотел взять Айрата, ученика Рафката Исрафилова, приглашенным режиссером на одну из постановок, но не успел. Абушахманов смотрится пока лишь прилежным учеником - мало говорит, постоянно смущается. Но чувствуется, что в его голове зреют глобальные планы. Его работу "Утраченные грезы" Ангама Атнабаева - драму о ставшем внезапно отцом-одиночкой двух детей Айсаре -зрители увидели вчера. Кстати, на международном фестивале тюркских народов "Науруз", который пройдет в начале лета, также покажут его постановку по Мустаю Кариму "Долгое-долгое детство" - дипломную работу режиссера двухлетней давности. Своей первой работой на новом поприще Абушахманов планирует сделать одну из классических музыкальных комедий - такую, как "Башмачки", открывшую гастроли. Это уже четвертая версия спектаклей у театра Гафури. Одну из главных ролей в ней сыграл народный артист Башкортостана, Татарстана и России Фидан Гафаров, известный зрителю еще и как певец. Любопытно, что в национальном спектакле остро чувствуется влияние русской драматической школы - не будь нежного башкирского языка, с трех шагов "Башмачки" не отличишь от какой-нибудь пьесы Островского. Башкирские танцы сильно смахивают на современные театральные аналоги (их ставила Салима Аминова, хореограф Камаловского театра).
     В целом репертуар гастролей оказался универсальным. Своеобразным подарком к 70-летию народной артистки РБ и РФ Зиниры Атнабаевой стала постановка спектакля по ее пьесе "Прерванная свадьба", поднимающая специфическую тему многоженства, причем сюжет основан на реальных событиях. Для любителей комедий была предложена "Озорная молодость классика Ибрагима Абдуллина, рассказывающая о приключениях трех юношей, добивающихся внимания юной Хандугас. Казалось бы, почти аналогичная ситуация и в театрализованном концертном проекте "Приключения трех". Ан нет. На этой работе хочется остановиться особо. Сюжет в ней служит основой для песен, исполняемых четырьмя героями - Азатом-энтомологом, Азаматом-ловеласом, Сагидуллой-спортсменом и... Богом, насылающим на парней по их же просьбе испытания в виде девушек. Постоянные переодевания, забавные образы, мелодии, легко ложащиеся на слух, танцы под Эллу Фитцжеральд - не зря в свое время театр согласился взять под свое крыло этот проект, а теперь собирает дивиденды.
     Говорят, что в Башкирии искусство существует в рамках, ограниченных государством. Видимо, это не мешает им впитывать традиции других народов и развиваться по своему пути, совершенно отличному от татарстанского.

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №78 (330) 30 апреля 2005г


Влюбленный в лошадей и Сабантуй

    Кто-то держит дома собаку или кошку, а челнинец Ахтям ШАМСИЕВ, житель поселка Рябинушка, - лошадь по кличке Малютка.
     Об этом животном он мечтал долгие годы. И купил лошадь в первый же день после выхода на пенсию... Пока я наблюдал, как Ахтям абый запрягает свою Малютку, его жена Назия апа крутилась тут же.
     - Это судьба! - улыбалась она. - И у меня отец был конюхом, и у Ахтяма. А я, между прочим, на деревенском Сабантуе первой наездницей была. Ахтям абый усмехается, а кобыле уже не терпится поскорее выбежать на улицу, чтобы пронестись по ней, звеня колокольчиками и привлекая внимание.
     - Десятилетняя Малютка - моя вторая лошадь, -рассказывает пенсионер. - Первым был жеребец Ландыш. Красавец! Равных ему в округе не было! И ход отличный. В городе нас с ним только легковушки обгоняли, автобусы - ни разу!
     - Где ж он теперь?
     - Ноги у него болели. Поменял вот на эту... Два года было Ландышу, когда я его купил. Он был молодой, красивый, энергичный, но ничему еще не обученный. Я из Ландыша сделал хорошего скакуна, подготовил к бегам на Сабантуе, чтобы непременно занять первое место. Но на одной пенсии далеко не уедешь. И так уж все деньги на лошадь трачу! А если конь хоть один раз в скачках поучаствует, он становится нервным и рвется туда опять. Ландыш чувствовал приближение Сабантуя и всегда очень ждал этот праздник.
     - Где он теперь?
     - После прошлогоднего праздника у него сильно заболели ноги. Показал коня ветврачам. Они сказали, что болезнь хроническая, неизлечимая... Делать нечего, повез я его на мясокомбинат. Там мне сразу деньги дали на другую лошадь... Вернулся я домой - жена плачет. Ну проплакали мы с ней до полуночи. А потом позвонил я на мясокомбинат и попросил не трогать мою лошадь. Рано утром привез Ландыша обратно и позже обменял его на Малютку.
     - Сколько же лет Ландыш у вас прожил?
     - Ну, считай, двухгодовалым брал, семнадцатилетним отдал. Лет пятнадцать.
     - Вам что, 75 лет? Но я бы и 65 не дал!
     - Меня Малютка молодит.
     - Наверняка любовь к лошадям родом из детства...
     - Моя родина - деревня Иске Айман Актанышского района. Она совсем рядом с деревней нашего президента Шаймиева. Кстати, а ты знаешь, почему его назвали Минтимером? Шарип абзый, отец президента, любил охоту, ходил на волка. Когда садились серому на хвост, он приказывал: "Зовите Хантимера, а то волк уйдет!" Только лошадь моего отца волка не боялась. Нам говорили, что когда у Шарипа абзыя родился сын, он его в честь своего друга, то есть нашего отца, Хантимером назвал. Железный хан значит. А следующего сына назвали Минтимер - "я железный".
     - Ахтям абый, вы, наверное, целый день с Малюткой возитесь?
     - Утром просыпаюсь, глотка воды в рот не возьму. Первым делом кормлю ее. Воду даю только комнатной температуры. Поэтому у Ландыша все зубы были целые, никто не верил, что ему 17 лет. По утрам обязательно отпускаю лошадь поиграть в огород. Топчет, конечно, она грядки, ну и пусть! Проблема одна, правда, возникла. Не могу найти мастера, чтобы лошадь как следует подковать! Был один очень хороший кузнец, у финнов учился. В поисках самого лучшего конного завода объехал всю Россию. И в итоге нашел работу под Петербургом, в Царском Селе. Когда домой приезжает, обязательно к нам заходит. Копыта Малютке почистить, подковать. Подков хватает на целое лето! Они остаются толщиной с газету, но не ломаются. А кроме него я никого не приглашаю.

Равиль САБИРОВ
"Восточный экспресс" №78 (330) 30 апреля 2005г


Студенты насилуют Мельпомену. Долой любительщину!

    На прошлой неделе молодежь развлекалась театром.
     Сама играла, сама ставила, сама смотрела. Со среды по субботу в НКЦ "Казань", Тинчуринском и Камаловском театрах проходил фестиваль театральных студий татарских студентов.
     В первый день на небольшую сцену НКЦ вышла театр-студия "Ажаган", что базируется на факультете журналистики и социологии КГУ. Их спектакль по пьесе Туфана Миннуллина "Без луны звезда нам светит" пришел посмотреть и Рашид Загидуллин, режиссер театра имени Тинчурина - он поставил эту пьесу у себя прошлой осенью. Весь спектакль сидел не шелохнувшись. Никаких эмоций...
     А какие эмоции, простите, может вызвать постановка, скачущая по извилистой сюжетной дороге со скоростью скейтборда? Была драма - стал мультфильм. Актеры стараются, хорошо, рельефно изображают чувства - далеко, правда, им до реальных чувств людей, - юношеский максимализм никаким гримом не скроешь. Поэтому когда Ильфар Каримов из Богатых Сабов, играющий Мирзанура, мужа главной героини Мадины, говорит: "Мне исполнилось 30 лет" - зал заходится просто истеричным смехом. Часто не слышно реплик, резки переходы от сцены к сцене. Спектакль выручает только... сама пьеса. Она стала уже классикой, которую, видимо, не сподобились освоить студенты-зрители. Они - слишком благодарная публика, что идет не на пользу театру.
     Чтобы понять, в чем проблема, необходимо сходить куда-либо еще - для контраста. В музее Горького в пятницу челнинская молодежная театр-студия "Ключ" представила постановку "Город без любви" - фантазию по мотивам поэмы Марины Цветаевой "Крысолов". Кстати, они - уже двукратные лауреаты межрегионального фестиваля "Золотая маска".
     Девять человек, один стул, голая сцена - и тщательные, выверенные мизансцены, постоянная смена динамики. Само произведение открывается совсем с другой стороны - мещанское счастье, в которое ворвались крысы, кажется отнюдь не безоблачным. В трактовке "Ключа" город Гаммельн - это обитель зла, в котором нет любви, музыки, солнца, души. Крысолов борется с тьмой, он разрушает стены отчуждения, но его силы слишком слабы.
     Все еще вспоминая, как плясали актеры под известное стихотворение "Плач", бегу в сторону Камаловского, где показывает свою работу молодежный театр "Мизгел". С трудом вымаливаю у контроля разрешение пройти, втискиваюсь в переполненный малый зал и... меня начинает мутить. Как можно осквернять храм Мельпомены этим позором? Толпа людей бессмысленно тусуется на сцене - именно тусуется, поскольку восточным базаром то, что происходит перед зрителем, назвать нельзя. Актеры, произносящие текст без интонации и мимики, примитивные танцы дополняют кошмар, а сам любовный сюжет просто-напросто теряется.
     Сбежав в большой зал на "Хануму", отдышавшись, я уже не решился возвращаться назад. Понято, что это - любительство, но к чему такие жертвы?! Возможно, студентам просто душно - с одной стороны Туфан Миннуллин, с другой - руководство. А где же молодость? Ветеринарный институт показывает пьесу под названием "Не жена - аждаха", а сельскохозяйственная академия - постановку по Батулле. А что делать, если нет молодежных пьес, которые не испугали бы родной ректорат? Это ведь только в учебном театре можно показывать такие пьесы, как "Фаллои-митатор". Что же можно ожидать в таком случае от профессионального татарского театра, если на риск в нем идут только единицы? Круговая порука - и приходится играть старое, строить аракчеевские деревни, в которых нет ничего кроме желания отметиться в ежегодном отчете. Может, не стоит и продолжать?

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №74 (326) 26 апреля 2005г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Барда районы. Пермь татарлары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2004-2005, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное