Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 23 февраля 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2004-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    23 февраля 2005г
 

isänmesez Duslar!

Хранитель татарского духа отметил юбилей
В свои 70 лет Ильгам Шакиров - скорее хранитель народных традиций, чем их достойный продолжатель.


    На праздновании юбилея, прошедшего в Камаловском театре во вторник, он был самым-самым. Настоящим.
    Пожалуй, никогда еще так долго не звучала поздравительная речь президента. Минтимер Шаймиев цитировал Тукая, обращался к певцу на "ты" и называл его тем человеком, который дал ответ на вопрос: что же это такое - непереводимое словосочетание "татар моны"?
    Певцу явно не стоит жаловаться на недостаток внимания. Квартира от Татэнерго, в которой он пьет чай с президентом, фестиваль исполнителей татарской песни, который начался вчера в Госфилармонии. К юбилею выпущена красивая книга с двумя компакт-дисками, которые буквально набиты песнями. Ильгам абый - это памятник, к которому уже опасно подходить с какими-либо оценочными категориями. Он поет сегодня, да. Честно говоря, иногда его голос дает слабину, слышатся легкие расхождения в нотах. Видимо, потому, что мы сами так сосредоточенно слушаем его песни.
    А поздравляют его коллеги: Руслан Ибушев, Римма Ибрагимова, Зиля Сунгатуллина, Рустам Маликов, Хамдуна Тимергалиева. Они поют красиво, спору нет. Но в их чарующих вокальных переливах куда меньше татарского, меньше грусти, горечи, открытости, задумчивости, тихой радости, чем у юбиляра. Современное пение - это те же девушки, выскочившие на сцену в одном из номеров. Они изображают игру на кубызах, шевеля пальцами в воздухе. А Ильгам абый - как бы он ни ошибался - тоскует по-настоящему.
    Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии России Михаил Швыдкой говорит в видеопоздравлении, что никто лучше Шакирова не выразил дух татарского народа в песне. Знает ли он, что Ильгам Гильмутдинович еще является и хранителем этого духа? Кому он передаст его потом? Кто остановит нас в разрушительном движении вперед?

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №29/7 (281) 17 февраля 2005г


Открой глаза - чудо рядом
Камаловская сказка для взрослых

    Назвать спектакль "Железная Горошина" по пьесе Равиля Бухараева сказкой - язык не повернется.
    И дело не в том, что на премьере постановки в Камаловском театре в конце прошлой недели практически не было юных зрителей. Но в сказке этой нет и той простоты, что хуже воровства. Есть потрясающая работа актеров и вечные истины. Сказка - это хранилище незыблемых правил, которыми начало пренебрегать современное общество.
    Об этом и горюет Шурале (Ильдус Ахметзян), сидя на пенечке в лесу перед болотом. За его спиной высятся деревья, испещренные зарубками, словно пальцы старцев, потерявшие жизненное тепло в суете лет. Шурале не хочет общаться с людьми, и не только потому что некий Былтыр прищемил ему пальцы. Люди слишком злы даже для лесного пугала...
    А тем временем возвращается с солдатской службы Гали (Минвали Габдуллин), он же Былтыр, возлюбленный Алсу (Гузель Шакирова), сын бабушки Сарвар (Назиба Ихсани), соперник Мельника (Олег Фазылзян). Кстати, в спектакле нет ни одной второстепенной роли, каждой есть что сказать и показать зрителю. Нет тех обычных для детских спектаклей заигрываний со зрителем, которыми пытаются скрыть халтурность образов, все сделано с большим профессионализмом. Большой любовью у публики пользовалась Голубая корова (Лейсан Рахимова), убегающая от хозяев, виляя широким задом, отпугивая хвостом мух и беспрерывно мыча, а в середине первого действия даже разговаривающая человеческим языком. Давно ли приходилось вам видеть, чтобы такая сказочная обыденность, как свободно изъясняющееся животное, вызывало смех?
    Мельник пытается разрушить свадьбу Гали и Алсу, вызвав саму Юху (Люция Хамит) - змею, которая предстает в образе девушки и очаровывает молодца. С образом Юхи связана одна из самых запоминающихся сцен спектакля: когда танцовщики превращаются в ее шкуру, а сама змея сверкает глазами, наводя страх. В новом сезоне это первый опыт синтеза, хореографии и актерского мастерства.
    От подобного смешанного брака страдают даже лесные духи. Мерзнет в погребе одетый лишь в потертый камзол хранитель сокровища Див (Ирек Багман), его помощник Джинн (Миляуша Шайхетдинова) скрывается в деревне, превратившись в юношу, гнут спины Водяная (Фирая Анберова) и Шурале. Вместе они запевают горестную песню в духе "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", а Джинн гордо машет красной тряпкой. Словом, старики не могут, а молодые не хотят. Очерствевшего и поседевшего Гали в родном селе называют Железной Горошиной. Он гонит от себя мать и Алсу, а лед постепенно начинает овладевать его сердцем. Однако злодейство обнаруживается, Мельник крадет у Дива сокровище своего отца, и в огне алчности горит дом Юхи (в этот момент актерское напряжение, видимо, было настолько высоким, что на сцене даже погас свет). Уставший Гали возвращается к матери и просит у нее прощения. На аванцсцену выходит дед Насыр (Халим Заляй) и говорит удивительно верную вещь, что в мире всегда есть место чудесам, только надо их видеть. Ведь даже в мире, который прогнил и измельчал, не так трудно найти удивительное, надо просто пошире открыть глаза. Вон там, вдалеке, уже встает солнце...
    Можно ли показывать этот спектакль детям - большой вопрос. Но вот взрослым совершенно необходимо. Небольшая профилактика и дезинфекция мозгов подросшему поколению совершенно не по-мешала бы.

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №29/7 (281) 17 февраля 2005г


Преследования татар

Председателю исполкома Международного союза общественных объединений -"Всемирный конгресс татар" Закирову Ринату Зинуровичу


    Уважаемый Ринат Зинурович!
Написать Вам побудили обстоятельства, которые складываются вокруг меня в течение длительного времени.
    Надежда у меня только на Вас.
    Я работаю председателем Дорожного комитета Республики Карелия. Занимаюсь строительством и ремонтом автомобильных дорог. Работа интересная и очень нужная людям. Это та работа, о которой говорят с любовью.
    Дорожный комитет обвиняется, по чьему-то злому умыслу, якобы в мошенничестве и хищении 41 млн. рублей. Естественно, ведется следствие.
    Кроме того, я с 5 июля 2004 г. являюсь еще и подозреваемым в получении взятки в особо крупном размере, которую не получал.
    Обвинение предъявлено по заявлению руководителя одной из подрядных организаций, который якобы по моей просьбе приобрел квартиру для моей дальней родственницы, с которой я не поддерживаю никаких отношений.
    Уголовное дело возбуждено против меня, при этом ни с меня, ни с моей родственницы не взято никаких объяснений. Все мои объяснения у следователя пока не находят поддержки. Верят больше заявителю.
    Я обращался в городской суд, затем - в Верховный суд Республики Карелия. Однако ответ один: все Сделано правильно, вы не арестованы, вы не ущемлены в правах.
    Написал письмо в Генеральную прокуратуру по Северо-Западному федеральному округу. Ответ получил от Прокуратуры Республики Карелия, что все сделано правильно.
    Уважаемый Ринат Зинурович!
    Мы из истории нашей страны знаем, что в 30 -40-е годы людей по заявлению уже обвиняли. Наша семья, семья моей жены тоже пострадали. Мой дед как ушел в 1937 году по чьему-то заявлению, так больше домой не вер нулся. Были репрессированы дед и отец жены.
    Мне сейчас 57 лет. Я с 16 лет работаю на производстве. Всегда работал честно, добросовестно. Естественно, был членом ВЛКСМ, КПСС. Всегда, где было трудно, меня партия посылала для усиления организации и вывода производства из прорыва. С задачами я всегда справлялся успешно. Являюсь заслуженным строителем России, почетным дорожником России, награжден Почетной грамотой Республики Татарстан, являюсь заслуженным работником строительного комплекса Республики Карелия.
    Весь этот жизненный путь я прошел, достигнув результатов только своим честным, добросовестным трудом, всегда помогая людям, любя свою профессию.
    Я не хвалю себя, думаю, так обо мне скажут многие.
    Многие депутаты Законодательного собрания, руководители администрации районов Республики Карелия верят мне и считают, что все, что происходит вокруг меня, - какое-то недоразумение, и оно будет исправлено.
    Для немногословности прикладываю копии их ходатайств. Верят мне и коллеги -дорожники России. Прикладываю к своему письму характеристику на меня ассоциации "РАДОР", в состав которой входят 69 дорожных организаций России. Верит мне и профсоюзная организация дорожников Карелии.
    У меня порядочная трудовая семья. Отец, уйдя на фронт со второго курса Казанского юридического института, прошел войну "от звонка до звонка". Прослужил в армии 25 лет, затем работал в народном хозяйстве. Мама была вывезена из Ленинграда за несколько недель до снятия блокады, чтобы не умерла с голода. Всю войну с 14 лет работала на лесозаготовках. Отец уже ушел из жизни, а мама, к счастью, жива.
    Жена - пенсионерка. Два сына - офицеры МВД, невестка - офицер МВД, вторая, как и я, - дорожник. Два маленьких внука.
    Все, что делается вокруг меня и Дорожного комитета, на мой взгляд, просто "политические игры", так как я по своей должности являюсь членом правительства Республики Карелия. Во-первых, через полтора года уже - назначение руководителя Республики Карелия. Во-вторых, до начала следственных действий появились публикации в средствах массовой информации, что дорожники "украли" 41 млн. рублей.
    А как тут не скомпрометировать существующую, власть...
    Моей 78-летней маме некоторые "добрые" люди стали звонить по телефону и спрашивать, читает ли она газеты, знает ли, что ее сын "жулик". Естественно, она слегла и живет сейчас на одних лекарствах. То же с моей женой. Дети пока держатся, все-таки они мужчины, но тоже переживают.
    Старший сын неоднократно участвовал в боевых действиях в Чечне, младший начинал службу в уголовном розыске.
    Переживают и две дочери, веря в честность и порядочность папы. Переживают за мое здоровье, так как я два года тому назад перенес тяжелую травму - перелом основания черепа и контузию. Видать, старая травма дала о себе знать в такой ситуации. Сейчас нахожусь в больнице с болями и головокружением.
    Думаю, что специалисты-следователи разберутся и убедятся, что никакого хищения государственных средств просто нет. Часть средств, в сумме 17,8 млн. рублей, мною, как председателем Дорожного комитета, сняты с выполненных работ с подрядной организации как невыполненные еще до начала следствия. Эти деньги возвращены государству.
    Кстати, именно руководитель этой организации и написал заявление якобы о получении мною взятки.
    По остальным суммам проводится экспертиза.
    Возникает часто мысль (а в такой ситуации думаешь постоянно об этом обвинении), что, очевидно, я, как татарин, добросовестно и честно выполняющий свою работу, кому-то мешаю и нужна моя должность.
    Так бы и сказали, а не порочили человека.
    Уважаемый Ринат Зинурович!
    Не мог я, 57-летний человек с такой трудовой биографией, по сути своей, воспитанию, характеру взять эту "несчастную" взятку.
    Это ведь позор на всю нашу семью. Меня с молоком матери учили честно зарабатывать на хлеб и презирать тех, кто берет, и тех, кто дает.
    Все мне верят, а по злому умыслу одного человека гробят жизнь и судьбу другого человека.
    Думаю, что это не по совести, не по-человечески. Помогите!!!

    С уважением, Альбек ГИЗЗАТУЛИН.


Заявление в Верховный суд Республики Карелия

    Общество татарской культуры "Дуслар" обращается в Верховный суд Республики Карелия со следующим заявлением: 27 октября 2004 года по карельскому телевидению было сделано сообщение, из которого мы узнали, что председатель общества культуры "Дуслар" Гиниятуллин Гарифулла Шайдулович осужден городским судом города Петрозаводска на 4 года за взяточничество и злоупотребление служебным положением.
    "Дуслар" - добровольная общественно-культурная организация татарской диаспоры (народа), объединяющая выходцев из самых различных регионов России. Большинство татар приехало сюда, в Карелию, после Великой Отечественной войны для восстановления народного хозяйства. В 60 - 70-е годы много молодежи татарской национальности прибыло сюда по комсомольским путевкам на молодежные стройки. Кроме того, по распределению на работу регулярно направляли выпускников техникумов и вузов. Одним из таких выпускников является Гиниятуллин Гариф Шайдулович.
    Целями нашего общества "Дуслар" ("Друзья") являются сохранение исторической памяти и духовности, изучение татарской культуры в Карелии, создание условии для функционирования татарского языка, содействие формированию национальных, творческих коллективов, установление и развитие связей между народами и государствами, особенно с Татарстаном - хранителем национальных традиций.
    Гиниятуллин Гарифулла Шайдулович является одним из организаторов и создателей общества "Дуслар" в 1997 году и бессменным председателем уже несколько лет.
    Для всех членов общества он является образцом честного, порядочного, неподкупного человека, и обвинение во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением для нас, членов общества, является странным и неправдоподобным.
    Мы считаем, что кому-то было выгодно его оговорить и что это обвинение сфальсифицировано, чтобы опорочить нашего председателя и разжечь межнациональную вражду между национальными диаспорами.
    Наше общество "Дуслар" не религиозное, а культурно-просветительное, и не надо торопиться с отчетами в правительство России о том, что таким образом осуществилась в Карелии борьба со взяточничеством и коррупцией.
    Мы уверены в том, что Гиниятуллин, Гарифулла Шайдулович в предъявленном ему обвинении не виновен, а является жертвой сфабрикованного обвинения. Наше заявление состоит в том, чтобы Верховный суд Карелии объективно и беспристрастно разобрался в деле Гиниятуллина Гарифуллы Шайдуловича, восстановил справедливость и оправдал его.
    Всего 45 подписей.

"Звезда Поволжья" №6 (258) 17 февраля 2005г



"Пакистанцы" из Татарстана
Кто такие таблиги?


   В мусульманском сообществе России появилась и прижилась масса сект, направлений и школ, некоторые из которых можно назвать даже экзотическими. К ним, например, можно отнести таблигов.
    С представителями этого религиозного сообщества мне довелось встретиться в одной из далеких татарских деревень Оренбуржья. Вежливо постучавшись в дверь, напросились войти в дом трое молодых мужчин. Представились мусульманами, заверили, что они пришли с добрыми намерениями. Поразил внешний вид путников. Несмотря на стужу, они были одеты довольно легко. Особенно выделялся один из них: афганский головной убор, клетчатый шарф (а-ля Арафат), безрукавка, подвернутые штаны. В общем типичный "моджахед-талибан" из телевизионных новостей.
    За чашкой чая гости из Татарстана поведали о своих целях. Оказывается, они уже не первый день в пути, объехали многие населенные пункты Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области. В деревнях и селах предпочитают ходить из дома в дом и нести призыв к исламу. Справедливости ради надо отметить, что убеждать они умеют. Часто получасовой беседы с глазу на глаз достаточно, чтобы получить от объекта агитации согласие пополнить их ряды и принять участие в таких странствиях. Сами же они - представители разных национальностей, в миру учителя, пожарные, просто безработные.
    Особенно заинтересовал "афганец", представившийся Мустафой (названное имя может не совпадать с паспортными данными, так как многие верующие, приняв ислам, меняют его на мусульманское). Чувствовалось, что Мустафа среди них главный, хотя на вид и самый молодой. Он умело поправлял высказывания своих сподвижников. Он, оказывается, недавно приехал из Пакистана, где проходил обучение и стажировку. И уже эмир. Другой их коллега тоже обучался, но уже в Индии.
    Они таблиги. Литература о них довольно скудна и противоречива. Кто-то считает их чудаками, зацикленными на своих убеждениях. Другие - опасной сектой, сотрудничающей с исламскими экстремистами. Некоторые представители официального ислама называют их "пакистанцами", так как считают, что именно в этой стране находятся их учебно-методические центры и святыни и оттуда идет финансирование их деятельности.
    Несмотря на кажущуюся открытость, таблиги предпочитают не говорить о своем учении, структуре и методах работы и не регистрируются как религиозная организация. Слово "таблиг" с подачи некоторых исламоведов и политиков стало приобретать в последнее время негативный оттенок. Достаточно почитать, к примеру, выводы эксперта по исламу ЦРУ США Алекса Алексиева. Его довольно резкая статья о таблигах как сектантской общине давно "висит" в Интернете.
    Во время продолжительной беседы мои гости высказывали довольно странные для мусульман мысли. Например, они считают, что в этом мире не стоит заводить семью, строить жизнь. Что наш мир - уже ад. При этом они как бы уходят в себя, изолируясь от внешнего мира. А отшельничество, монашество, насколько мне известно, вовсе не приветствуется в суннитском исламе. Тем не менее таблиги, с которыми я познакомился, передвигаются на своих автомобилях, где-то трудятся, значит, мирские проблемы их тоже волнуют.
    Так и не получив от меня обещания участвовать в их странствиях, гости отбыли.
    Следующая встреча с таблигами состоялась летом прошлого года в Альметьевске, а затем в Бавлах и Уруссу. Таблиги стоят здесь особняком. Им бывает трудно найти общий язык с местными прихожанами, особенно старшего поколения, конфликты возникают из-за разного подхода к молитве и другим обрядам.
    Однако самих таблигов, по большому счету, такое отношение к ним не волнует. Интересно понаблюдать не за харизматическими фигурами из их числа, а за простыми последователями. Вот Ибрагим, служащий МЧС. Его принадлежность к сообществу выдают только бородка и благочестивый образ жизни. Естественно, он не курит, не употребляет спиртное, не смотрит телевизор (кроме новостей), не читает газеты. Все свое свободное время посвящает чтению специальной литературы. Его убежденность, в общем-то, заслуживает признания. Сейчас нечасто встретишь столь цельных людей. А Абдулла - бывший учитель истории? Говорит, что был в свое время ответственным работником одного из горкомов партии. "Не вписался" в лихие времена девяностых и ушел в религию.
    Ранее считалось, что это самое безобидное направление в исламе. Теперь можно услышать и другие мнения. Считается, что идеологически выверенное сообщество единомышленников, в большинстве своем фанатиков, представляют некоторую опасность, так как могут быть использованы экстремистами. Наверное, такие рассуждения не лишены основания, но с таким же успехом можно было бы говорить о потенциальной опасности других сект. Так или иначе, появление представителей этого направления в исламе вполне логично. Кто-то находит себя в работе, кто-то в накоплении капитала. А кто-то собирает походную сумку и отправляется нести слово Божие.

Фарит НУГУМАНОВ
"Восточный экспресс" № 29/7 (281) 17 февраля 2005г


Диагноз "неформат" !
Его поставили певице FM-радиостанции

    "Татарские песни однообразны", "Нет оригинальных тем", "На эстраде преобладает попса" - такие высказывания приходится слышать довольно часто.
    Но все же есть революционеры среди татарских певцов. Знакомьтесь: Ильсия Бадретдинова. Ее альбом "Ялгыш язмыш" не претендует стать лидером продаж, зато он вызвал большой ажиотаж среди продвинутой татарской молодежи и более консервативной интеллигенции. Автор практически всех песен - Ильфак Шигапов. Песни будто бы написаны не черным по белому, а белым по черному. Слушая альбом "Ялгыз язмыш", выпущенный дуэтом на Bars Records за свой счет, невольно вспоминаешь "Машину времени", "ДДТ", "Воскресенье", "Агату Кристи". Если это русский рок, тогда то, что делает Ильсия Бадретдинова, несомненно, можно назвать татарским роком. Конечно, по массовости попса стоит на первом месте. Так было и, наверное, будет. Но популярность не есть показатель качества.
    - Мы не работаем на всех, - говорит Ильфак. - Есть определенная прослойка людей, которым нужна именно такая музыка. Пока у татар эта ниша свободна. Если наше творчество найдет отклик в душах хотя бы нескольких десятков людей, то это для нас уже огромный стимул.
    А отклики, надо признать, есть. Как-то на одном из концертов к Ильфаку подошла Зайнап Фархетдинова и попросила послушать их альбом. Дескать, попса и народные песни - это хорошо, но для души иногда охота послушать и другую музыку. Не оставили новинку без внимания и на телевидении. Но, что интересно, практически ни одна татарская FM-радиостанция не берется ротировать песни Ильсии Бадретдиновой. Неформат! А песня "Ометсез юл" ("Дорога без надежды") вообще произвела конфуз. Послушав ее, руководитель местной радиостанции сказал: "Если я поставлю это в эфир, меня уволят в этот же день!" Причем претензий к мелодии, аранжировке, качеству записи не было. Только к тексту. Да, пессимистично, да, агрессивно, порой омерзительно. Зато все, о чем поется, - это правда. "Сила в правде: у кого правда, тот и сильнее", - говаривал один небезызвестный герой. Но Ильфак равнодушием FM-радиостанций не огорчен. В конце концов, сарафанное радио в народе работает лучше всяких частотных волн. Вспоминается, как в советские времена расходились шедевры рок-музыкантов: из рук в руки, с кассеты на кассету. И не важно, какая это была по счету копия. Благо сейчас ограничивать себя плохим качеством не приходится. А есть еще Интернет, где нет понятия "неформат". И слушается все и вся. Кстати, на самых популярных татарских форумах уже идет бурное обсуждение неформальных новинок.

Данил САФАРОВ
"Восточный экспресс" № 29/7 (281) 17 февраля 2005г

Вы можете посмотреть обложку альбома и скачать песню "Ометсез юл" на http://news.yuldash.com/news652


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2004-2005, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное