Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 48 (91) 2 июня 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 48 (091)    2 июня 2004г
 

Исэнмесез дуслар!

Материалы номера :
- Новости Татнета
- 18 мая 2004 года исполнилось 60 лет со дня депортации крымско-татарского народа.
- В Казани прошел семинар "Нужна ли реформа взглядам на ислам?".
- Министерство образования РТ отказалось открыть этноконфессиональные детские сады.
- 27 мая состоялась научно-практическая конференция "Национальное образование: горизонты и перспективы".

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Новости Татнета:

Рад Вам сообщить что в Интернете появилась новая дискуссионная рассылка Новости Татарского интернета , посвященная Татарскому интернету, как вы наверное уже поняли из названия. Хотелось бы обратить ваше внимание, что это не стандартная рассылка, в которой пишет только ее ведущий, а дисскуссионный лист, где может писать каждый - это российский аналог переписочных групп Yahoo. Здесь можно будет рассказываться о всех новостях в этой сфере, обмениваться информацией и просто общаться.
Автор проекта - Rahmetov.


Депортация 18 мая 1944 г
18 мая 2004 года исполнилось 60 лет самому, вероятно, трагическому событию в истории крымско-татарского народа

    Именно в этот день 1944 года в уже освобожденном от войск фашистской Германии Крыму началась операция войск НКВД по депортации крымских татар. Почти 200 тысяч человек прихотью "вождя" были признаны виновными в пособничестве врагу только лишь по критерию национальной принадлежности, оболганы, обездолены, высланы, лишены всех прав, в том числе права на Родину.
    Депортации и репрессии по национальному признаку достаточно широко практиковались тоталитарными режимами в XX веке. В СССР в период нахождения у власти Сталина специалисты насчитали 53 депортационные операции, при этом во многих случаях люди подвергались депортациям только по признаку национальной принадлежности. Однако в 1956 -57 гг., в период критики и осуждения культа личности Сталина, репрессий и иных преступлений прежнего режима, большинство репрессированных было реабилитировано, а высланным было разрешено вернуться на Родину. Всем, кроме крымских татар, немцев Поволжья и турок-месхетинцев. Упраздненные национально-государственные образования репрессированных прежде народов были восстановлены. Всех, кроме крымских татар и немцев Поволжья...
    Спецоперация готовилась войсками НКВД заранее и тщательно, в условиях строжайшей секретности. К 11 мая 1944 года были уточнены списки и адреса проживания всех крымских татар.
    Выселение из домов происходило с 18 по 20 мая. Ночью каждая крымско-татарская семья была разбужена страшным стуком в дверь. Явившиеся с оружием в каждый крымско-татарский дом офицер и двое солдат, ничего не объясняя, давали перепуганным и ничего не понимающим хозяевам 15 минут на сборы. В такой ситуации кто-то, пытаясь выяснить, что же произошло, наспех успел только схватить детей, некоторые успели прихватить немного еды или самое ценное из дома. По истечении 15 минут солдаты просто выбрасывали людей из их домов. Выгоняемые из собственных домов люди, еще не успев отдалиться, нередко могли наблюдать, как в оставляемые ими дома врывались красноармейцы и мародеры, принимаясь за грабеж и погромы.
    Выгнав из домов, всех крымских татар доставляли на железнодорожные станции. Собрав, погрузили в "теплушки" - вагоны для перевозки скота, которые были не приспособлены для перевозки людей и переполнены. Пережившие этот кошмар рассказывают, что в каждом вагоне из Крыма вывезли 150 -170 человек. Эшелоны шли в Среднюю Азию 10 - 14 дней. "Повезло" тем, кто за отведенные на сборы 15 минут успел взять из дома не что-то иное, а продукты.
    Уже в дороге начали умирать, прежде всего старики и маленькие дети. И не только они... У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди - в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, а выбрасывали из вагонов.
    По прибытии в Среднюю Азию люди были выброшены на голое место, согнаны в бараки, не приспособленные для жизни даже в условиях местного теплого климата. Продукты выдавались в крайне недостаточном количестве. Имеется колоссальное множество документальных свидетельств того, как выдержавшие долгий путь люди умирали теперь уже целыми семьями от голода и болезней.
    Режим спецпоселений, в условиях которого каждый спецпоселенец должен был ежемесячно отмечаться у коменданта и не мог без его разрешения отдаляться на расстояние более 7 км, действовал в отношении крымских татар вплоть до 1957 года.
    Ко всем перечисленным ужасам депортации, о подробностях которой пожилые крымские татары стараются не вспоминать и не могут спокойно рассказывать даже сейчас, следует добавить, что описанные события происходили, когда почти все мужское население было мобилизовано и сражалось с фашистами на фронтах. И все названные невыносимые лишения и страдания 1944 года легли на плечи женщин, стариков, детей. Многих служивших в действующих частях Красной Армии крымских татар в это время отправили в трудовые армии (иная разновидность репрессий), где хоть и не было прямой опасности для жизни, но условия были куда более тяжелые и унизительные. Демобилизовавшись после победы в 1945 году, крымские татары-фронтовики и трудармейцы потом еще в некоторых случаях годами искали свои семьи и своих уцелевших родных в Средней Азии, а иногда и за ее пределами. Не всегда успешно...
    В результате переселения и ближайших его последствий в течение первых полутора лет (с 18 мая 1944 г. по конец 1945 г.) погибло 46,2% крымских татар. Во второй половине 1940-х гг. численность крымских татар по-прежнему убывала. Таковой оказалась для крымских татар цена сталинского произвола и бесчеловечности советского тоталитаризма.
    Однако и после смерти Сталина новое руководство СССР отказывало в восстановлении прав и возможности вернуться на Родину крымским татарам, избрав на долгое время тактику умалчивания и игнорирования крымско-татарской проблемы.
    В это время все репрессированные народы были фактически разделены властями на две группы: одним разрешили вернуться и воссоздать разрушенные прежде автономии, а в отношении других была избрана политика ассимиляции и "укоренения" в местах ссылки. А с целью оправдания подобной политики власти использовали разнообразный набор средств. Прежде всего была продолжена линия сталинской администрации, противоречащая фактическому положению дел и здравому смыслу, на поголовное обвинение всех крымских татар в сотрудничестве с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Многочисленные факты, в корне опровергающие данный тезис, во внимание не принимались. Неудивительно, ведь в СССР науке, и в первую очередь исторической, предписывалось служить идеологии...
    Со временем массовое недовольство крымских татар в условиях частичной демократизации общественной жизни ("хрущевская оттепель") вылилось в возникновение широкого и организованного национального движения за возвращение на Родину, которое росло и крепло по мере сопротивления властей и разочарований в их способности и политической воле решить "крымско-татарский вопрос".
    Массовые нарушения прав крымских татар, многочисленные провокации и клевета властей создали объективные предпосылки для сближения крымско-татарского национального движения с правозащитным движением в Советском Союзе. Начиная с конца 1960-х гг., когда на многих лидеров крымско-татарского национального движения обрушиваются репрессии, в защиту их и прав всего крымскотатарского народа выступают известные правозащитники - генерал П.Григоренко, писатель А.Костерин, академик А.Сахаров и другие. Во многом благодаря их голосам о трагедии крымско-татарского народа узнает весь мир, о нарушениях прав человека в СССР, в том числе по национальному признаку, заговорили в других странах.
    В настоящее время крымскотатарский народ получил возможность вернуться на Родину. Примерно половина крымских татар, преодолевая большие сложности и новые лишения, воспользовалась этим правом.
    Однако, несмотря на множество громких политических заявлений, проблема восстановления в правах крымско-татарского народа по-прежнему весьма злободневна.
    Официально никто не чинит препятствий для возвращения крымских татар на Родину, но на практике подавляющее большинство их получили возможность поселиться лишь в степном Крыму, преимущественно в сельской местности. Воспользовавшись непреодолимым стремлением крымских татар жить в Крыму, местные власти, не в силах более этому препятствовать с 1988 года, решили таким образом вдохнуть "вторую жизнь" в "неперспективные" села. Несмотря на то что до депортации 1944 года подавляющее большинство крымских татар жило в предгорных районах и на южном берегу Крыма, в настоящее время поселиться или получить участок на побережье крымскотатарской семье практически невозможно. Зато в российских СМИ периодически проскакивают репортажи о крымско-татарских "хулиганах", которые, отчаявшись десять лет стоять в очереди и потеряв надежду на получение участка, устав ютиться во временном жилье и наблюдать разграбление и бесконтрольную раздачу родной земли "налево", решились на "самовольный" захват пустующих земельных участков для строительства жилья.
    Не решен вопрос и о статусе крымско-татарского народа. Несмотря на тенденции демократизации общественной жизни и либерализацию, никто даже не поднимает вопрос о реституции (возврате ценностей), которых лишили крымско-татарский народ в результате бесчеловечной акции геноцида - депортации.

Исмаил КРЫМСКИЙ

"Звезда Поволжья" №21 (222) 27 мая 2004

Обсудить в форуме


Хазраты спорят с Хакимовым
О реформах в исламе

    В понедельник в Торгово-промышленной палате РТ прошел семинар "Нужна ли реформа взглядам на ислам?", организованный некоммерческим партнерством "Ватаным".
    Тема исламской реформации достаточно популярна сегодня в татарских интеллектуальных кругах, но в то же время вызывает некоторое раздражение у мусульманского духовенства. Поэтому на семинаре выступающие разделились на два лагеря - апологетов и оппонентов религиозного реформаторства. Главная дискуссия развернулась вокруг последней работы Хакимова "Где наша Мекка?". Точку зрения духовенства о незыблемости религиозных канонов пытался выразить имам Нижнекамской соборной мечети Рамиль хазрат Юнусов:
    - Радует, что высшие эшелоны власти начали интересоваться исламом. Но нельзя говорить о кризисе исламской мысли. Работу Рафаэля Сибгатовича я считаю подрывом основ ислама.
    Выпад в свой адрес советник президента РТ парировал достаточно резко:
    - Я неправильный мусульманин и не хочу быть правильным. Вы мне не судья, им будет Аллах на том свете. Мне хотелось найти ответы на вопросы, которые мучили меня как простого верующего. Поэтому и появилась брошюра "Где наша Мекка?". Сомневаюсь, что эта тонкая книжица может подорвать основы ислама. Как простой мусульманин я внес свой небольшой вклад в дело ислама: моя подпись была первой в документе о создании Российского исламского университета. Я был среди тех, кто убедил руководство РТ в необходимости строительства мечети Кул Шариф.
    Жаркие словесные баталии о традиции и модернизации ведутся не только среди духовенства и интеллигенции мусульманских народов. Подобные дискуссии свойственны всем основным конфессиям современной России. И будут продолжаться, пока два лагеря не найдут ответ на вопрос, где же проходит граница между приверженностью религиозной традиции и научным критическим мышлением.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №21 (175) 28 мая 2004

Обсудить в форуме


Вначале было слово "нет"
Минобразу не нужны этноконфессиональные детсады

    На днях Министерство образования РТ и городское управление образования Казани дали отрицательный ответ на письмо-обращение группы родителей-мусульман открыть в каждом районе Казани по одному этноконфессиональному детскому саду.
    Письмо готовила инициативная группа молодых родителей-мусульман. Они собирали подписи в свою поддержку в мечетях, медресе, среди знакомых и друзей. В итоге под петицией подписались 539 человек.
    - В Казани уже сформировалась достаточно большая мусульманская община. В городе действуют три медресе, вуз и даже средняя образовательная школа. Единственное недостающее звено - это детские сады, - объясняет позицию родителей одна из авторов письма, выпускница экономфака КГУ Алсу Садыкова.
    Чем же не устраивают родителей обычные татарские детсады? Татары-мусульмане хотят, чтобы их дети изучали татарский язык, воспитывались в традициях татарской культуры, особенно ее религиозной составляющей, и питались пищей, приготовленной в рамках норм шариата. То есть, по сути, родители ратуют за все то, что может быть организовано в рамках этнокультурных образовательных групп.
    Первый отказ родители получили уже в управлении образования Казани. В письме за подписью начальника ГУО Ильдара Галиахметова говорилось, что татары состоят из представителей различных конфессий и атеистов, поэтому термин "этноконфессиональный" в отношении татар некорректен, а обучать своих детей основам религии родители могут в воскресных школах при культовых учреждениях. Минобраз РТ верующим отказывал дважды.
    В процессе переписки родителей и чиновников в адрес Министерства образования РТ пришел ответ из Москвы. Он гласил, что сегодня в РФ нет государственных образовательных учреждений, относящихся к какой-либо конфессии. Но в то же время в отделе образования Русской православной церкви корреспонденту "Восточного экспресса" объяснили, что РПЦ также сталкивается с похожими проблемами, но выход находит, активно используя положение о преподавании национально-культурного компонента.
    И все же главная причина, побудившая родителей написать это письмо, лежит не в области образовательной инфраструктуры, а в плоскости глубин человеческого сознания. "Письмо 539" - это не очередной всплеск активности той или иной конфессии, а отражение глубоких процессов, протекающих в нашем обществе. После семидесяти лет духовного забытья в России, похоже, появилось поколение, для которого первичен не диалектический или исторический материализм, а дух, идея, слово, и которому некомфортно жить в бездуховном мире. Именно поэтому Россия стала одной из немногих стран, где представители различных конфессий все чаще объединяются для защиты своих общих интересов. Плодами победы мусульманок в деле "о хиджабе", которая была завоевана и с помощью юристов-протестантов, пользуются и православные (монахини фотографируются на паспорт в традиционной одежде).
    Духовное управление мусульман РТ, прежде остававшееся безучастным, на этот раз отреагировало достаточно резко. Первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла хазрат Якупов так прокомментировал проблему:
    - Насколько я понял из писем родителей, они просят не о преподавании религии или исламской нравственности, а о преподавании этнокультурного компонента, что не противоречит ни республиканскому, ни федеральному законодательству. Я считаю, что чиновники народного просвещения в очередной раз перестраховались и ограничились отписками образца 70-х годов.
    Пока же родители собираются записаться на прием к министру и объяснить свою проблему лично, а чтобы быть более убедительными, собирают документы об успешном опыте иных конфессий в деле воспитания в государственных образовательных учреждениях.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №21 (175) 28 мая 2004

Обсудить в форуме


В Казани прошла научно-практическая конференция "Национальное образование: горизонты и перспективы"

    27 мая состоялась научно-практическая конференция "Национальное образование: горизонты и перспективы". Ее организаторами выступили Милли Меджлис татарского народа и Институт истории Академии наук РТ.
    В работе конференции участвовали видные общественные деятели татарского народа, деятели науки, представители Министерства образования РТ, преподавательский корпус, студенты, которые съехались с разных городов и районов республики: Набережные Челны, Бугульма, Альметьевск, Зеленодольск и др.
    С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Милли Меджлиса татарского народа Габдулла Галиуллин, который выразил надежду на то, что конференция пройдет в конструктивной и деловой форме, даст много полезных идей и предложений.
    Первый с докладом выступил заместитель директора Института Истории Фарит Султанов, он поведал об основных векторах развития национального образования Республики Татарстан.
    Вслед за ним доклад зачитал, зав.отделом этнологии Института истории, зам.председателя исполкома ВКТ, Дамир Исхаков. Он коснулся темы перспектив развития татарской нации, дал анализ ее состояния.
    Оживленную дискуссию вызвало выступление Радика Зарипова, зав.отделом национального образования Министерства образования РТ. Представитель власти говорил о трудностях, с которым сталкивается его ведомство при принятии некоторых решений, ведь многое зависит от Москвы. По его словам, многие проблемы необходимо решать сообща, совместными усилиями с представителями татарской общественности.
    Илдус Амирханов, один из разработчиков концепции национального образования, возглавляющий отдел просвещения Милли Меджлиса, предложил альтернативный проект национального образования. Основанного, прежде всего, на традициях татарского народа, его фундаментальных ценностях, исламских принципах.
    Вслед за докладчиками выступили участники конференции. Была затронута животрепещущая тема: вхождение России в болонский процесс. Участники задались вопросом, как впишется национальная система образования в новое общеевропейское образовательное пространство. Было однозначно заявлено, что мы только проиграем.
    Исходя из того, что министр образования РФ и РТ уже подписали эти конвенции, необходимо предложить экспертному сообществу проект, при котором мы смогли бы на паритетных началах, в выгодном для нас формате интегрироваться в общеевропейское пространство, не потеряв своего национального лица.
    По итогам научно-практичекой конференции была принята резолюция.


Пресс-служба Милли Меджлиса

РЕЗОЛЮЦИЯ

   Обсудив доклады и выступления участников научно-практической конференции Национальное образование: горизонты и перспективы и обменявшись мнениями, было принято следующее:
    1. Усилить внедрение доктрины национального образования Республики Татарстан на практике. Рекомендовать министерству образования РТ действовать в направлении сохранения и роста национального просвещения;
    2. Донести до общественности о том, что национальное образование это не только компетенция одной отдельно взятой организации, министерства, ведомства, а общее дело всей татарской нации. Где каждый должен внести свой вклад в дело ее развития;
    3. В целях координации деятельности по разработке и внедрению системы национального образования создать при Милли Меджлисе общественно-методический центр;
    4. Уделить особое внимание пропаганде национального образования средствами массовой информации Республики Татарстан;
    5. Зарегистрировать и взять на полное бюджетное обеспечение республики мусульманскую среднюю школу Усмания ;
    6. Содействовать открытию мусульманских детских садов и школ.

Казань 27 мая 2004 года.

Обсудить в форуме


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное