Дорогие читательницы "Татарской рассылки"!
Поздравляю Вас с праздником Весны! Счастья и радости Вам!
Есть татарская народная песня "Герман", о том как татары уходят
на войну в далекую землю Герман, и не знают вернутся ли. Что это за загадочная
Герман иле, в которой сегодня тоже живут татары, сколько их, берегут ли
они вдали от Родины родной язык и традиции?
Сегодня мы расскажем о деятельности Татаро-Башкирского Культурного Центра
(ТБКЦ) в Германии. Благодарю Венеру Вагизову и Ильдара Харисова
за предоставленные материалы.
Еще обязательно посмотрите прекрасный сайт "Татары
в Германии" . Редактор сайта - Алия Тайсина.
Второго марта в Берлине состоялась встреча активистов Татарско-башкирского
культурного центра с представителями Посольства Российской Федерации в ФРГ.
В этой встрече приняли участие члены правления ТБКЦ Ильдар Харисов и Венера
Вагизова и руководитель отдела культуры, прессы и информации Посольства г-н
Михаил Грабарь. В ходе встречи были затронуты многие вопросы, касающиеся работы
ТБКЦ и поддержания тесных контактов с Посольством.
Господин Грабарь проявил большой интерес к деятельности центра, одобрительно
отметив серьёзные культурные, научные и общественные проекты, которыми занимается
ТБКЦ. Было упомянуто проведение Дней татарской культуры минувшей осенью, ставших
заметным событием в жизни Берлина, организация Сабантуев, работы по восстановлению
и облагораживанию кладбища татарских и башкирских военнопленных времён первой
мировой войны. К слову сказать, в апреле этого года планируется проведение Недели
татарского языка и культуры в Свободном университете Берлина, куда будут приглашены
и российские дипломаты. Со стороны Посольства центру была обещана поддержка
творческих инициатив.
Обе стороны подчеркнули важность регулярного обмена информацией. Встреча прошла
в тёплой непринуждённой обстановке.
Найдено
солдатское кладбище татар и башкир под Берлином
Давно в Татарско-башкирском культурном центре в Берлине не было так шумно,
многолюдно и оживлённо как в последние выходные февраля. И немудрено: гостями
нашего центра в этот раз были не просто посланники с Родины, а известные в республике
люди. Это наш замечательный учёный-историк Искандер Гилязов, а также Салават
Юзеев и Рафик Галеев, приехавшие в Берлин, чтобы познакомиться с теми местами
в Германии, где оставили свой след татары в различные периоды истории. Большой
труд был проделан Искандером Гилязовым и Салаватом Юзеевым, много времени проведшим
в архивах кино- и фотодокументов и отыскавшим поистине бесценные материалы.
А наши активисты помогали тем временем Рафику Галееву и его коллеге Марине Галецкой
проводить съёмки непосредственно "на объектах". В кадр объектива Рафика
попала Моабитская тюрьма, мемориал жертвам фашизма в Плётцензее, где трагически
оборвалась жизнь Мусы Джалиля и его десяти соратников по борьбе, а также мрачные
стены развалин бывшего здания гестапо, рейхстаг и памятник павшим советским
воинам в Тиргартене.
Ещё один день был посвящён поездке в окрестности городка Вюнсдорф, что в 40
километрах южнее Берлина. Именно там в годы первой мировой войны располагался
лагерь для татарских и башкирских военнопленных, там же находилось когда-то
и мусульманское кладбище, где нашли покой многие наши соплеменники. Ещё в 30-е
годы за кладбищем ухаживали татары, жившие в Германии в эмиграции. А после войны
здесь располагались части Советской Армии и вход в эти места был, понятное дело,
закрыт. Надежды на то, что хоть что-нибудь сохранилось, почти не было. Тем более,
что местное население слыхом об этом кладбище не слыхивало. Поначалу заглянули
в местный краеведческий музей, затем в музей военной амуниции. Кое-что интересное
удалось узнать и заснять именно в этом музее. Например, для многих стало открытием,
что лучшие танкисты гитлеровского полководца Гудериана были подготовлены в 30-е
годы именно в Казани.
А после музея все отправились по окрестным полям и лесам на поиски кладбища.
В ТБКЦ уже давно витала идея создания в этом месте чего-то вроде небольшого
мемориала, если истории было угодно ничего не сохранить. День был холодный,
и после нескольких часов бесплодных поисков уже стало подступать уныние. Но
Арслан эфенди, который привез туда группу на машине, предложил проехать, пройти
ещё чуток. И! - О, чудо! Деревья раздвинулись, и взорам всех предстала небывалая
панорама: на лесной опушке стоял огромных размеров могильный камень, на котором
арабской вязью по-татарски, а также по-немецки было написано, что этот мемориальный
камень установлен в память магометанских солдат, жертв первой мировой войны.
Надо заметить, что на этом кладбище покоится прах не только татар и башкир,
но и мусульманских солдат из колоний стран Антанты, то есть из Северной Африки,
из Индии, с Ближнего Востока.
Пожалуй, больше всех этой находке радовался Искандер Гилязов. Ведь эта находка
- плод его многолетних усилий, трудов, поисков. Всё было не напрасно!
Кроме того, за время короткого пребывания группы состоялось две встречи с представителями
татарско-башкирской диаспоры в Берлине. На первой встрече были обсуждены вопросы
возможного сотрудничества, высказаны пожелания на будущее. Самые активные члены
нашего центра пришли не просто познакомиться с гостями, но непременно предложить
что-то и со своей стороны. Ведь мы не просто татары в Германии, мы находимся
в постоянном действии, работе: Нурия Хадеева и Раис Халилов, наши художники,
в вечном поиске нового, регулярно проводят выставки своих работ, Ильдар Харисов
- учёный-музыковед, проведший колоссальную исследовательскую работу, касающуюся
татарского музыкального наследия, кроме того, просто всесторонне одарённый и
широко эрудированный человек. Ильмира Мифтахова - наша гордость, наш преподаватель
татарского языка, Себастиан Цвиклински - немец, татарин душою, проделавшего
масштабный труд, посвящённый татарской истории, языку и татарским военнопленным
в частности. И ведь это немногие из наших активистов...
А на вторую встречу собрались просто татары и те, кто в глубине души считает
себя татарином. С удовольствием посмотрели документальный фильм о замечательном
татарском поэте Ильдаре Юзееве, который привезли с собой наши гости и подарили
его потом нашему центру. Хотелось так много узнать, поговорить, спросить...
жаль, что время пролетело очень быстро. Но мы всегда рады гостям и ждём новостей
с Родины.
"Видеть, слышать, осязать..." Не случайно, что выставка работ татарской
художницы Нурии Хадеевой, открывшаяся 7 января в ее ателье в Берлине-Кройцберге,
называется именно так.
Работы Нурии действительно можно не просто увидеть. Вглядываясь в "Детские
рисунки для взрослых", словно слышишь голоса героев сказок, возвращаешься
в далёкий мир детства. Где-то рядом раздаётся голос мамы, соседских ребят, звуки
зоопарка - такие, какие они были много лет назад, когда мы ходили "посмотреть
на зверей". Окунаешься в ту пору, когда ты был маленьким, а деревья большими,
и помнишь вкус мороженого и карамели за рубль десять. Непередаваемые и незабываемые
картины, звуки, ощущения нашего детства.
А вот работы, повествующие о другом увлечении художницы: народные костюмы, зарисовки,
фольклорные мотивы. Слышатся песни татар, марийцев, чувашей, приходят запахи
деревни, свежескошенного сена, парного молока. И вот уже ощущаешь на губах его
вкус и вкус тёплого свежеиспечённого хлеба, который бабушка только что вытащила
из печи. А рядом - чугунок с дымящейся картошкой, и осязаешь её запах, только
что принесённой с огорода...
Работы Нурии Хадеевой - волшебство, где она сама - добрая фея, которая дарит
нам мир страны чудес и мечтаний, как это бывало в детстве, когда мы верили в
волшебников и Деда Мороза.
Разносторонняя художница, Нурия не сосредоточивается только на одной выбранной
теме или одной манере работы. На этой выставке можно увидеть и её графику, и
работы с холстом, и роспись на шёлке с элементами вышивки. Недаром журналистка
Марион Фабиан, выступившая на открытии выставки, сказала, что батик в исполнении
Нурии - это маленькая ода на шёлке.
Нурия Хадеева родилась в 1956 году в городе Малмыже Кировской области на границе
с Татарстаном. В 22 года она окончила Кировское художественное училище, где
была заложена крепкая основа для дальнейшего развития её таланта. По настоящему
воплотить свои мечты, замыслы, своё видение мира ей помогла учёба в Ленинградском
Высшем художественном училище имени Мухиной (1986-1991). И вот уже несколько
лет татарская художница с труднопроизносимым для немцев именем Нурия Хадеева
радует поклонников живописи в Берлине и других европейских городах. Сегодня
она ловит движения танцоров балета Немецкой Оперы, что в Берлине, вчера след
на бумаге под её рукой оставили Франсуа и Люк Бонди из Цюриха, а завтра она
уже в Крыму, и её неутомимый карандаш повествует о быте и бытие деревенских
жителей этого благодатного края.
Совершенно особой атмосферой насыщен уголок, где представлены графические работы,
представляющие нам цикл под условным названием "Связь между зрителем и
художником". Как рассказала сама Нурия, особенность работы над этими зарисовками
заключалась в том, что объектом своих наблюдений она выбрала художественную
галерею, куда приходили различные посетители: кто-то случайно заглянул сюда,
а кто-то специально пришёл посмотреть на работы художников, выставленные здесь,
заранее предвкушая удовольствие от встречи с искусством, внутренне готовясь
к этому, может быть, уже за несколько дней. Нурия разговаривала с ними, наблюдала
за их реакцией, смотрела на них "из-за плеча". Зритель и художник
работали одновременно, в параллельном времени. Зритель в какой-то момент переставал
ощущать присутствие художника, разговаривал по телефону, погружался в свои мысли.
И вот в этот момент карандаш летал по бумаге, работа шла легко и быстро, рисунок
словно сам ложился под руку... За это необыкновенное ощущение лёгкости работу
художница очень благодарна и судьбе, и зрителям, которые, сами того не зная,
принимали соучастие в создании этих работ. По словам самой Нурии, для неё это
были моменты творческого счастья.
О будущих планах Нурия пока говорит не очень охотно, суеверно побаиваясь, как
бы фортуна не отвернулась от неё. Но полагаем, что удачно начавшийся год наверняка
будет богат событиями и для этой самобытной художницы, и для Татарско-башкирского
культурного центра в Германии, активным членом которого Нурия является со дня
самого его основания - именно она стояла у истоков создания ТБКЦ четыре года
назад вместе с художником Раисом Халиловым и музыковедом Ильдаром Харисовым.
С тех пор центр разросся, и многие его члены пришли на открытие выставки. Под
занавес вечера нам удалось узнать у Нурии, что уже в марте планируется очередная
выставка её работ в Берлине, а в мае она едет в Италию, куда её пригласили поработать
в Тоскане. Пожелаем ей удачи и дальнейших творческих успехов.
Начинать
с колыбели
К вопросу о татарском национальном воспитании
Сейчас, когда в республике идёт усиленная полемика на тему: нужен ли нам татарский
язык, и, если да, то в какой мере, нелишне было бы подумать, с чего же начинается
наша самоидентификация как татар. Я в принципе далека от мысли пропагандировать
оголтелый национализм, но наша самореализация, самоосуществление, как отдельно
взятых личностей, так и всего народа, определяется тем, насколько татарами или
нетатарами мы себя ощущаем. Ведь никто не будет обвинять в национализме русских,
украинцев, казахов или эстонцев только за то, что они поют свои песни, говорят
на своём языке, читают детям свои сказки и рассказывают о своей истории. Национализм
начинается там, где нация (неважно, какая) возносится над другими нациями, именно
её история становится якобы определяющей в мировой истории, нежелание сосуществовать
с другими, живущими рядом народами, и признавать их право на подобное же существование
(пример тому мы наблюдаем в сегодняшней Латвии, когда у русскоговорящего населения,
десятилетиями, если не больше, жившего там, отбирают право учиться на своём
языке - пример, не достойный подражания). А мы нередко добровольно отказываемся
от этого права, держа в руках такое сокровище - свой язык - и не пользуясь им,
отталкивая подарок судьбы: иметь возможность в естественной среде реализовать
себя как татарский народ и заботиться о своём языке. Но язык - это лишь одно
из проявлений того, что называется национальное (не путать с националистическим)
самосознание и воспитание.
Национальность человека определяется не его волей, а укладом его инстинкта,
его внутреннего творчества, его бессознательной духовности. Сыном или дочерью
какого народа является человек зависит от того, как у него проявляются чувство
чести, долга, доброта, как и что он поёт, пляшет, как он читает стихи, как любит
свою семью, кто его любимые герои сказок, народные герои. И всё это не есть
продукт его воли и сознания сегодняшнего, но продукт его подсознательного духовного
уклада.
Бороться с национальным обезличеньем наших детей мы должны именно на этом пути.
Но возможным это будет только в том случае, если каждый поймёт и проникнется
мыслью, что в его семье никто другой кроме него самого этого не совершит: надо
сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка,
вызывающие в нём восхищение, чувство красоты, чести, любознательности, великодушие,
жажду подвига, были национальными. Чтобы дети думали по-татарски, чтобы они
почуяли в себе кровь и дух своих булгарских и татарских предков и всей душой
приняли бы историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы имена и дела
народных героев, просветителей, сказителей трепетом отзывались в их душах. Имея
в семье источник таких настроений (а смешанные семьи - не исключение) и получив
такой духовный заряд ещё в дошкольном возрасте, наши дети, где бы они не находились,
развернуться в настоящих и верных патриотов своего народа. Пример тому - татарские
диаспоры по всей России и по всему миру, потому что они состоят из людей, получивших
подобную закалку в детстве; те, кто её, увы, не получил, даже при наличии татарской
родословной, имени и фамилии, духовно перестают быть татарами, нередко стесняясь
своей национальной принадлежности, и не вступают в контакт с соплеменниками.
Есть несколько фундаментальных камней, на которых покоится воспитание и обогащение
национального самосознания: язык, песня, сказка, рассказы о героях, поэзия,
история...
Язык - это первейшее и важнейшее сокровище, через него открывается путь к другим
кладезям народной мудрости. Язык вмещает в себя таинственным образом всю душу,
всё прошлое, весь духовный уклад, творческий потенциал и замысел народа. Всё
это ребёнок должен буквально получить с молоком матери. Наиважнейший момент:
нужно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребёнка (это происходит
на третьем, четвёртом году жизни) совершалось на татарском языке. При этом важно
не то, на каком языке могут говорить в присутствии ребёнка - это могут быть
самые различные языки, - а то, на каком языке говорят непосредственно с ребенком,
обращаются к нему, побуждая его выражать собственное состояние именно на этом
языке.
Поэтому пусть умерят свой пыл те родители, которые вознамерились учить ребёнка
языкам чуть ли не с пелёнок. Бесспорно, раннее обучение - хорошо, но во всём
должна быть мера. И очередь другого языка придёт тогда, когда ребёнок серьёзно
заговорить на родном языке. Пусть и в дальнейшем в семье царит культ родного
языка: чтение детям перед сном вслух, беседы о родном языке - его красоте, богатстве,
величии, выразительности, творческой неисчерпаемости.
Музыка, песня - это дитя должно слышать ещё до рождения, а затем - в колыбели.
Пение матери принесёт ему первый душевный вздох. Татарская песня прекрасна,
переливчата, искренна. Она несёт в себе отпечаток всей великой и глубокой истории
народа, любовь, утешение. Пусть дома всегда звучат татарские мелодии.
Сказания, предания, баиты, сказки - они будят и пленяют мечту. Они дают ребёнку
первое ощущение героического - чувство испытания, опасности, призвания, подвига,
победы. Они учат мужеству и верности, учат отличать доброе от плохого, правде
от лжи. Воспитание национального самосознания неполно без национальной сказки.
Ребёнок, никогда не грезивший, слушая сказки своего народа, легко поддаётся
ассимиляции и утрачивает свою национальную самоидентификацию в духовном смысле.
Рассказы о национальных героях (будь то защитники Булгар, Казани или герои Великой
Отечественной), образы героизма пробудят в ребёнке волю к доблести, жажду подвига
и служения, готовность терпеть и бороться; принадлежность героев к его народу
даст ему непоколебимую веру в духовные силы своей нации, а национальный герой
ведёт свой народ даже после смерти. Вот это и есть школа национального характера.
Книги, труды писателей и поэтов: самый яркий пример - это наша национальная
гордость Габдулла Тукай, певец татарского народа. Его поэзия - это мудрость,
нашедшая отражение в прекрасных образах, ставших музыкой. Ребёнок, выросший
на поэзии Тукая, никогда не сможет перестать быть татарином. По мере взросления
ребёнка надо приобщать к другим видам национального творчества: музыке, живописи,
прикладному искусству, орнаменту ( и уж тут наши тюбетейки, калфаки, сапожки
держат пальму первенства), театру, архитектуре, а то и религиозной культуре
(не надо бояться этого слова, но и не стоит впадать в крайности исступлённого
религиозного фанатизма; религия - тоже часть народной культуры; жаль, что некоторые
амбициозные и недобросовестные люди используют религию как козырную карту в
своих политических устремлениях, а между тем религия - это тоже кладезь мудрости,
музыки, поэзии, традиций и культуры).
Что касается истории, нужно уметь дать ребёнку понять, что он - татарин, сын
великого татарского народа, потомок не менее великого булгарского народа; за
его плечами - величавая и трагическая история, расцвет, страдания и крушения
и - вновь стремление к подъёму. Необходимо дать ребёнку почувствовать, что история
его народа есть источник живой мудрости и силы.
При этом - и это самое важное - национальное самочувствие ребёнка должно быть
ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от самоунижения.
Изучая историю, не стоит избегать слабых сторон национального характера, но
в то же время указывать на источники национальной силы и славы. История учит
духовному преемству, а историк, становясь между прошлым и будущим своего народа,
должен сам видеть его судьбу, понимать его путь, любить его и верить в его призвание.
И конечно, достойное сосуществование с другими народами, взаимное уважение -
всё это поднимает на высоту любой народ, не опускающийся до деления на перво-
и второсортные народы, дающего другим также свободно самореализовываться и поддерживая
их в этих устремлениях. Такой должна быть идея национального воспитания, необходимая
каждому духовно здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной
передаче этой идеи, и при том в форме возрастающей одухотворенности, национального
благородства и межнациональной справедливости. Только так возможно сохранить
священное начало Родины и одолеть такие пороки как больной национализм и всеразлагающая
ассимиляция.
Венера Вагизова
Татарско-башкирский культурный центр, Берлин
Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма
подписки на на "Татарскую рассылку" : TATARICA - все
материалы о татарском мире... ну или почти все. Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского
района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары - сайт татар Башкортостана "Кардэшлек" -
Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете
дружбы народов http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих
замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках
рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы
также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю
такую возможность.
Размещенные материалы не всегда отражают мою точку зрения.