Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 033 11 ноября 2003г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 033   11 ноября 2003г
 

Татарские общины

Татары Восточного Казахстана

Семипалатинск по историческим меркам - город сравнительно молодой. В 1998 году он отметил свое 280-летие. История города интересна тем, что на всем своем протяжении была связана с татарами. Тюрколог с мировым именем В.В.Радлов (1837 - 1918 гг.) отмечал, что иртышские татары являются смесью вытесненных сюда уже много столетий назад татарских племен. Частью переселившихся в XV и XVI веках из южных ханств Средней Азии, численно преобладавших поволжских татар, частью переселившихся позднее. Среди причин, способствовавших переселению татар Поволжья в Южную Сибирь, выделяют следующие. С одной стороны - активная русификаторская политика правительства, выразившаяся в насильственной этнической и конфессиональной ассимиляции инородцев России. С другой - правительство своими распоряжениями поощряло рост числа жителей пограничных районов империи. Большинство семипалатинских татар были купцами и промышленниками и жили в достатке. Горожане до сих пор называют восточную часть города татарским краем. Это были самые зажиточные районы.
Украшением татарской слободы и города в целом являлись мечети. Мечети северо-восточного Казахстана отличаются от мечетей Средней Азии тем, что испытали мощное воздействие татарских традиций культовой архитектуры. До наших дней сохранились некоторые мечети XIX века. Одна из них - двухминаретная мечеть, построенная в 1858 - 1862 годах на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова и Халитова. Не менее изящна мечеть, построенная по проекту стамбульского архитектора Габдуллы эфенди. Деньги на ее постройку дал купец Мусин.
Семипалатинские татары - не только благочестивые, но и предприимчивые люди. С их именами связано развитие промышленности в Семипалатинском Прииртышье. Купец Б. Рафиков занимался мыловаренным производством. Стараниями купца 2-й гильдии К. Абдышева в Семипалатинске налажено салотопенное производство. Вся произведенная продукция сбывалась в городе и ближайшем округе. В 1890 году в Семипалатинске построена первая механизированная (паровая) мельница - детище С. Мусина, основателя купеческой династии Мусиных. Мусины, владевшие магазинами в Зайсане, Аягузе, Усть-Каменогорске, оказывали серьезное влияние на цены самой крупной в России Макарьевской ярмарки.
Мусины стояли и у истоков Иртышского речного флота. Еще в 80-х годах XIX века были предприняты попытки наладить постоянное судоходство по Иртышу в коммерческих целях, Быстрый рост иртышских городов выдвигал серьезные требования к судоходству. Это требовалось не только для увеличения объема перевозимых грузов, но и скорости и удобства передвижения. Доставка скоропортящихся продуктов (масла, мяса, дичи) требовала замены прежних тихоходных буксирных средств скоростными судами. В 1908 году в верхне-иртышских пристанях находилось 46 паровых судов и 87 барж. Более трети из них принадлежали Латифу Мусину. Кроме грузовых, по Иртышу ходили и пассажирские пароходы Мусина.
В восьмидесятых годах XIX века в Семипалатинской области, как и во всей России, создавались попечительские организации и общества. В начале XX века в Семипалатинске действовало более 70 благотворительных обществ. И самое активное участие в их деятельности принимали татары. Не случайно их имена остались в истории города. Были и улицы, носившие их фамилии. (К примеру, улица Рафикова, позднее переименованная в улицу Фрунзе.) Почетными членами попечительских обществ были Ширьяздан Юсуфович Рафиков, Муса Хисматуллович Халитов, Мухамед-Гирей Мусагаитов, Садык Рафиков, Мухамед-Вали Хамитов, Исхак Габдулжапаров и др.
С помощью талантливых представителей татарской диаспоры Семипалатинска неоднократно проводились благотворительные спектакли. В начале XX века силами учащейся молодежи и представителей татарской интеллигенции создано татарское театральное общество "Мэдэният" ("Культура"), пользовавшееся заслуженной благосклонностью семипалатинцев. Большим успехом пользовались просветительские чтения на татарском языке, которые в 1905 году посетило более 4 тысяч человек.
Первая футбольная команда в Семипалатинске тоже была создана силами татарской молодежи. Именно она составила основной костяк команды "Ярыш" ("Состязание"). В ней играл и Мухтар Ауэзов.
Революция, гражданская война, советское время существенно изменили жизнь татарского мира. Но и в советский период, когда народы были поделены на "старшие" и "младшие", татары Семипалатинска старались развивать свою культуру. С 1959 года действовал татарский кружок, который давал интересные концерты. Силами кружка организован концерт, посвященный 73-летию со дня рождения Г. Тукая.
Татарский общественный центр Семипалатинска начал свою работу в 1989 году под руководством Махмута Абдулкаримова. С первых дней существования деятельность ТОЦ направлена на возрождение и развитие национального языка, культуры, традиций татар, связи с исторической родиной, Татарстаном. Несмотря на отдаленность от Казани, активисты Семипалатинского ТОЦ активно сотрудничают с Исполкомом ВКТ, министерствами культуры и образования РТ, ДУМ РТ и другими организациями.
В июне 1998 года в г. Семипалатинске прошло выездное заседание Исполкома Всемирного конгресса татар. Цель заседания - изучение опыта общественной жизни татар. Делегация, в которой были и представители правительства РТ, прилетела на собственном татарстанском самолете.
Одной из жемчужин Семипалатинска является татарская школа искусств. Был период, когда из-за финансовых затруднений многие учебные заведения вынуждены были закрываться.
Под угрозой закрытия оказалась и музыкальная школа с татарским уклоном. Активисты Семипалатинского ТОЦ обратились к Президентам Казахстана и Татарстана с просьбой сохранить школу. Мудрость Минтимера Шаймиева и Нурсултана Назарбаева (мать которого, кстати, татарка) позволила не только сохранить эту школу, но и преобразовать ее в татарскую школу искусств.
Сегодня многие гордятся успехами учащихся школы, среди которых не только татары, но и русские, казахи и представители других национальностей. Все они поют на татарском языке и за эти годы стали лауреатами многих международных фестивалей и конкурсов в Казахстане, Татарстане, Украине, Японии, Швеции, Америке.
Своей славой татарская школа искусств во многом обязана Габдулхаку Ахунжанову - видному деятелю в области культуры и образования, председателю Семипалатинского ТОЦ, руководителю татарского народного ансамбля песни и танца "Иртеш моннары" ("Мелодии Иртыша"), фольклорно-этнографического ансамбля "Истэлек". За свои заслуги он был удостоен звания "Заслуженный работник культуры Республики Татарстан".
Необходимо рассказать и о религиозной жизни Семипалатинска. Как и 100 лет назад, духовными лидерами мусульман города и области являются татары. В октябре при ТОЦ открылось медресе "Ярдэм". Об этом медресе рассказывает человек, который является духовным лидером мусульман города, татарин, родившийся в Китае, Салим хазрат Агатанов: "Сейчас у нас в медресе учится 54 человека разного возраста, от 7 лет до 70. Здесь мы обучаем основам религии. Равиля Гаффаровна Баймуратова ведет у нас уроки татарского языка. Хотим также открыть вечернюю школу татарского языка. Спонсоры из татар подарили нам для медресе 2-х этажный дом, который до революции принадлежал татарским купцам. Сейчас там ведутся отделочные работы. Но к осени надеемся начать в нем учебный процесс. Планируем там же организовать библиотеку и национальный музей".
Развал Советского Союза привел к тому, что татары Семипалатинска оказалась в другом государстве. Для многих татарских общин, оставшихся за рубежом, это стало серьезным испытанием. Но семипалатинские татары показали, что они, несмотря на трудности, могут быть в первых рядах национального движения. Как и век назад, общественная жизнь семипалатинских татар может служить примером для других татарских общин.


Айназ МУХАМЕТЗЯНОВ

журнал "Татарстан" № 8-9 2002г.

Обсудить в форуме


Культура

НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ПЕСНИ
Прорыв на Запад татарской музыке обеспечен

Забудьте о том, что вся поп-музыка пишется за рубежом в дорогих студиях и что татарский язык - это тот забор, из-за которого нам никогда не добиться мировой популярности.
- Все началось с "Эпипэ", - говорит Марат Хабибуллин, наливая очередную чашку зеленого чая. В уютной квартире в центре города он и его друг Вадим Конев пишут музыку, от которой в восторге клубная элита Казани и, между прочим, победители британских хит-парадов - ростовская группа "ППК".
- Мы просто сыграли ее однажды, эту мелодию, и подумали: а почему бы не сделать танцевальную версию, - соглашается Вадим. - И понеслось. Наложили хороший ритм, добавили хоров и прочего, дали послушать знающим людям... Они сказали: "Ребята, это дело надо продолжать". А сейчас мы записали целый альбом. В стиле progressive house.
- Плюс немного психоделики. Самое потрясающее в этой квартире - студия. Два синтезатора Yamaha и Korg, компьютер, микшерный пульт, бездна проводов. Возможно, скоро здесь будет писаться самый известный диджей Казани Art. Марату и Вадиму пришлось немало поработать, чтобы добыть денег на такую аппаратуру. Зато теперь проекту "Музыка татар" не надо сидеть в дорогих студиях, поглядывая на часы и экономя на качестве.
- Над этими восемью трэками мы работали около года. Садились за комп и клавиши и ловили вдохновение. Это клубный проект, рассчитанный на живое исполнение. Все, что ты сейчас слышишь, может звучать на концерте совершенно по-другому. Мы все-таки музыкально образованные люди (я, например, писал даже для театра) и знаем толк в импровизации, - рассказывает Марат и ставит следующую композицию: женский голос под аккомпанемент ударных поет по-татарски "Яна гасыр, яна буын". То есть новый век, новое поколение. Звучат церковные колокола и молитва муллы.
- В одной из песен мы использовали стихи Флеры Тархановой, - говорит Вадим. - Надеюсь, она не против. У нас идея такая: если делать вещи, где татарская речь используется как сэмпл, а национальный колорит достигается с помощью мелизмов и пентатоники, то можно сделать татарский поп-продукт, который будет востребован на Западе. У ребят уже есть предложения из Германии. "ППК" предлагают устроить с ними музыкальный ринг. Сайт mp3.com - зарегистрироваться и зарабатывать деньги на Интернете. Однако сначала ребята хотят выпустить диск.
Выйдет он, видимо, в приложении к какому-то товару. В качестве бонуса. Бесплатно. Платиновым тиражом (250 тысяч экземпляров). Произойдет это благодаря низкой себестоимости диска - около 30 рублей. Для сравнения: при тираже 100 штук издательские фирмы просят по 50 рублей за один альбом.
- Таким образом мы боремся с пиратством и достигаем невиданных тиражей. Условия контрактов в Татарстане просто кошмарные. Надеемся, нам удастся осуществить свой проект и обойти все препоны, которые встречает наша замученная татарская эстрада.
- Нам просто стыдно идти в XXI век с такой музыкой. Мы хотим, чтобы в новое тысячелетие татары пришли с новыми музыкальными разработками.

Радиф КАШАПОВ

Обсудить в форуме


ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ - УЖЕ НЕ ФОЛЬКЛОР
Что сегодня происходит с татарской песней?
Является ли она современной музыкой или же остается в рамках фольклора?

Об этом корреспондент "ВЭ" беседует с Земфирой Сайдашевой - профессором Казанской государственной консерватории им. Жиганова, исследователем татарского музыкального фольклора.
- Земфира Нурмухаметовна, вы уже тридцать лет наблюдаете жизнь татарской песни. К какому результату пришла ее эволюция на рубеже XX и XXI веков?
- Старинные татарские жанры книжного интонирования - мунаджаты - потеряли свое былое значение. Но это не значит, что сейчас совсем не создаются новые произведения в жанрах мунаджата, баита. Еще не перевелись талантливые поэтессы в татарских селах, но вся беда - они свои произведения читают, а не интонируют. Такого раньше не было. Теперь эти жанры перешли в наследие: публикуются в сборниках, используются в композиторском творчестве, исполняются на сцене и на радио профессиональными певцами, т.е. продолжают свою жизнь на уровне не аутентичного фольклора, а фольклоризма - профессионального освоения фольклора.
Сейчас татары увлечены лирической песней. Но это уже новые песни, в которых традиционные элементы мелодики соединяются с новыми веяниями. Исследователи дают им различные определения: бытовая, массовая, повседневная и т.д.
- Что же отличает бытовую песню от фольклорной?
- Бытовая песня лишена анонимности, мелодии сочиняются на готовые стихи. В нашей культуре ее развитие началось в городе лишь с начала XX века, но в дальнейшем (особенно во второй половине XX века) оно было связано преимущественно с селом. Современная татарская бытовая песня - это уже не фольклор и не ответвление профессионального творчества. Это - как верно подметила известный музыковед Конен - "самостоятельный пласт, который по-своему типизирует общечеловеческую духовную сущность". Несомненно, этот пласт требует самого серьезного исследования.
- Но известно, что некоторые музыковеды считают такие песни псевдонародными, псевдотатарскими, банальными и т.д.
- Подобная точка зрения господствовала еще в XIX веке в оценке и русской бытовой лирики за использование в ее мелодике "итальянизмов", "цыганщины", интонаций французской, немецкой музыки и т.д. Однако именно эта сфера привлекала многих выдающихся композиторов. И у нас стоит вспомнить Салиха Сайдашева, который сумел возвышенно и благородно использовать в своих произведениях современный ему "язык бытовой музыки Казани".
- Каково ваше мнение о значении татарского фольклора для композиторского творчества?
- Фольклор и композиторское творчество - это две самостоятельные системы. В их соотношении недопустимы два крайних взгляда - недооценка и переоценка значения фольклора. Одни композиторы считают его совершенно ненужным, а другие видят будущее развитие профессиональной музыки только через почти цитатное обращение к фольклору. Известные композиторы в своих лучших произведениях всегда отличались творческим подходом к этой проблеме.

Софья ФАЙЗИ

"Восточный экспресс" №14 (115) март 2003г.

Обсудить в форуме


Обсуждение материалов рассылки - "Татарский форум".

Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

На "Татарскую рассылку" подписалось более 330 человек.

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное