Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка


Информационный Канал Subscribe.Ru


  © 2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 004    28 августа 2003г
 

 

KADERLE DUSLAR! Дорогие друзья!

С 23 августа на службе Subscribe.Ru начала действовать "Татарская рассылка".

Будем признательны если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

http://subscribe.ru/catalog/culture.world.tatarlar

Новости из Татарстана, из татарских общин РФ, ближнего и дальнего
зарубежья. Культурная жизнь, политическое обозрение, выдержки из татарских
СМИ, новости татарского интернета, статьи известных татарских писателей,
политиков, общественных деятелей, журналистов. Исторические очерки.
Приглашаем подписаться всех интересующихся татарской общественной и
культурной жизнью, историей.

Былтыр,
ведущий "Татарской рассылки"


30 августа - День Республики Татарстан. Поздравляю Вас всех!
Kaderle duslar! Barigiznida bu zur beyrem belen kotlym! Yeshen Tatarstan, Yeshesen Ana telebez! Yeshesen Milletebez!



Башкортостан

В Башкортостане настает решающий момент

И вкусит они вред своих дел. И последствия их дел оказались убытком. Коран, Сура 65, 9.

Обычно башкирские чиновники управляют своим народом без каких-либо объяснений, тем более политического характера. Однако в последнее время из-за обострения в соседней республике борьбы за власть высокопоставленными представителями аппарата президента РБ и близкими к ним журналистами были опубликованы статьи, даны интервью, раскрывающие подлинные взгляды правящей башкирской элиты.
Для нас, татарстанцев, исключительный интерес представляют те моменты этих высказываний, которые касаются "татарского вопроса". Дело в том, что несмотря на заявления отдельных аналитиков Башкортостана о начале разыгрывания оппонентами М. Рахи-мова национальной карты, в частности татарской, ничего подобного пока на деле не наблюдается, а Татарстан, без которого татарский фактор включить в действие нельзя, продолжает молча взирать на происходящее за рекой Иком.
Тем не менее одно упоминание о возможности использования московскими группами влияния татар Башкортостана в борьбе за контроль над республикой вкупе с минимальными шагами с их стороны по налаживанию контактов с татарскими общественными организациями (типа содействия проведению форума по созданию Татарского национального фронта) сильно напугало башкирские власти. Напугало настолько, что 5 июля 2003 г. было проведено так называемое "итоговое заседание" второго съезда татар Башкортостана, отложенное еще с августа прошлого года. Затем началось неприкрытое давление на ряд татарских общественных объединении, появились обширные комментарии по "татарскому вопросу".
Первым делом прозвучал ответ на высказывание председателя исполкома ВКТ Р. Закирова по поводу проведения названного выше "итогового заседания" второго съезда татар. Р. Закиров в своем интервью радиостанции "Свобода" отметил, что представители Всемирного конгресса татар на этот съезд не были приглашены, исполком конгресса татар РБ не сотрудничал с исполкомом ВКТ, и сделал вывод: в дальнейшем еще надо посмотреть, можно ли будет взаимодействовать с данной организацией в рамках Международного союза общественных объединений "Всемирный конгресс татар".
В последовавшем довольно быстро ответе начальника отдела информационно-аналитического управления администрации президента РБ А. Юлдашбаева говорилось о том, что такого рода связи субординационного характера для татар республики вовсе не являются обязательными, ибо Башкортостан не есть "филиал Татарстана". Запомним этот пассаж, ибо за ним скрывается нечто весьма и весьма серьезное.
Затем г-н Юлдашбаев опубликовал довольно пространную статью под заголовком "Время собирать камни..." ("Йэшлек", 29.07.2003). В ней он критиковал татарстанскую сторону по многим позициям, обратившись при этом и к некоторым фундаментальным для Башкортостана проблемам. Для начала сей чиновник начисто отмел все обвинения в ущемлении в республике татар. Его аргументация была следующей: в экономическом плане это невозможно, потому что в едином обществе для каждой национальной общности экономические законы отдельно не могут функционировать; в политическом плане подобное реализовать нельзя, ибо в демократическом обществе политические права граждан определяются Конституцией и др. государственными актами. Коснувшись желания татар видеть свои язык в республике в статусе государственного, г-н Юлдашбаев выдвинул аргумент, что татары не могут быть особыми в ряду тех 113 национальностей, которые населяют республику и язык которых не имеет статуса государственного. "Да и, - патетически восклицает он, -столько языков просто не могут иметь подобный статус". Далее этот матерый аппаратчик, затронув перепись прошлого года, для начала обвинил своих оппонентов в "авантюризме", а затем заключил: "Итогов переписи еще нет, тем более в высокие государственные инстанции от граждан не поступило ни одной (!) письменной жалобы о нарушениях в ходе переписи". И вообще, полагает он, перепись - это не "избирательная кампания", а нечто иное.
Эта несколько загадочная формулировка получила пояснение в статье Г. Ахметхузиной "Эфенди играют с огнем", появившейся на днях в официальном издании (Башкортостан, 1.08.2003). Я обращаю внимание на эту публикацию, потому что она не только по содержанию, но по стилистике сильно перекликается со статьей г-на Юлдашбаева. Настолько все сходно, что появляется подозрение в общих их истоках. Итак, что же мы тут видим насчет переписных дел? Конечно, прежде всего ритуальные обвинения в адрес татарских общественных организаций - Татарский национальный фронт подвергается остракизму за попытку организовать повторную перепись. А затем идет вот такой небезынтересный пассаж: "...за ошибки в ходе переписи, если они даже будут обнаружены, руководство Башкортостана не несет ответственности". Почему? Да потому что "население свободно отвечало на те вопросы, которые были сформулированы Госкомстатом РФ". И автор вопрошает: "...Если Госкомстат РФ допускал ошибки, то какая тут есть вина у руководства Башкортостана?". Действительно, какой спрос с таких невинных агнцев, как башкирские власти?
Наконец, рефрен всех этих интеллектуальных ристалищ: представители всех наций в Башкортостане находятся на совершенно одинаковом положении, ничьи интересы не ущемляются и вообще "дружба народов" - главное звено в деятельности президента М. Рахимова, о народах Башкортостана его президент и правительство пекутся денно и нощно.
Вот, дорогой мой читатель, сухой остаток того, что проповедуют башкирские идеологи в преддверии предстоящих политических баталий. Тут, естественно, далеко не все. Например, можно было бы отдельно разобрать их тезис о том, что Татарстан является рассадником экстремизма. Однако оставим его до другого раза, ограничившись приведением некоторых иллюстраций из жизни молодежных башкирских полувоенных организаций в современном Башкортостане.
А теперь сосредоточимся на анализе главных моментов высказываний официоза Башкортостана. Для удобства они были обобщены следующим образом:
1. У татар в Башкортостане проблем нет, те, что возникают, решаются на месте, причем намного лучше, чем в соседних российских областях;
2. Никому нет дела до татар Башкортостана - сами разберемся, что с ними делать;
3. Все было бы хорошо, но есть внешние силы, которые "возбуждают" в Башкортостане кучку татарских авантюристов, мошенников, фанатиков, лиц, зарабатывающих на национальных делах. Это, с одной стороны, олигархи, тянущие свои нечистые руки к богатствам республики, а с другой - влияние "воздуха зловонного шовинизма" из Татарстана, где политическая среда не слишком здорова.
Обычно башкирская сторона упрекает татарстанскую в том, что та не хочет видеть, насколько республиканское руководство печется о развитии татарской культуры, языка. В качестве достижений при этом стандартно перечисляются: число татарских школ, периодики, театров и т.д. в Башкортостане. Однако в данном случае то ли по недомыслию, то ли умышленно упускается из виду, что многое из того, о чем идет речь, существовало уже в дорахимовском Башкортостане (например, татарские школы, часть периодики и др.). А из того, что появилось в новом Башкортостане, практически все - итог тяжелейшей борьбы татарской общественности. Но главное даже не в этом, а в том, что за ними скрывается.
Возьмем, к примеру, татарские школы. Для начала, никто точно не знает, сколько их. Хотя бы потому, что число их сильно колеблется в зависимости от того, как их считать. Скажем, куда относятся те татарские школы, где уже в начальных классах введено преподавание на башкирском языке, а в старших классах еще продолжают обучать на татарском? Таких явно насчитываются многие десятки. Или: почему так мало татарских гимназий по сравнению с башкирскими, особенно в городах? Далее. Являются ли татароязычные издания республики национальной периодикой, если они по содержанию не являются таковыми, боятся поднимать татарские проблемы? Насчет театров: начали ли они нормально работать? Театр "Hyp", как известно, до сих пор не достроен. Кроме того: каков их репертуар, т.е. учитываются ли потребности татарского зрителя или их пичкают тем, что угодно башкирским чиновникам от культуры?
Если последовательно отвечать на все эти вопросы, то из построений указанных политтехнологов практически ничего не остается, за исключением попытки совершить пару фокусов за счет ловкости рук.
На деле имеются и более серьезные вопросы. Скажем, татарская общественность боролась три года (!), чтобы учредить Национально-культурную автономию татар РБ на основе действующего (!) федерального закона. Процесс до сих пор не завершен - после регистрации Уфимской НКАТ местные чиновники под разными предлогами тормозят регистрацию белебеевского и бирского филиалов этой организации, без чего невозможно учредить республиканскую НКАТ. Татарскую писательскую организацию "пробивали" лет десять. Она и сейчас в качестве пасынка - нет нормального помещения, денег и т.д. А издание книг на татарском языке в республике? В год выпускается в лучшем случае десяток книг, что просто несопоставимо с числом книг на башкирском языке. Я уже не говорю о телерадиопередачах на татарском языке в государственных СМИ - они, конечно, есть, но их объем - небо и земля по сравнению с башкирскими. Даже обещанное недавно г-ном Рахимовым увеличение объема вещания на татарском языке по телевидению так и не состоялось.
Между тем, замечу, татар в Башкортостане ничуть не меньше, чем башкир (так было во всяком случае еще недавно). Если сюда еще добавить представительство татар в органах власти и управления - везде ключевые позиции занимают башкирские чиновники, то картина будет ясна. Я уже не говорю о том, в чьих руках находятся экономические гиганты республики ("Башнефть", "Башнефтехим", "Башэнерго" и т.д.), из которых извлекается основная прибыль, направляемая куда угодно, но только не на развитие татарской культуры.
Даже если все это не принимать во внимание, остается фундаментальная проблема статуса татарского языка в Башкортостане. Сразу скажу - в данном случае аргументация г-на Юлдашбаева является не более чем демагогией чистейшей воды. Почему такой вывод? Потому что все без "исключения татарские организации, включая "ручной" Конгресс татар РБ, настаивают на придании родному языку 1/3 населения Башкортостана (кроме 1,126 млн. татар это еще и почти 200 тыс. татароязычных башкир) государственного статуса -т.е. это политическое требование крупнейшей после русских лингвистической группы населения республики. И те сто с лишним национальностей, о которых ведет речь упомянутый чиновник, даже близко не могут быть сравнены по своим демографическим параметрам с татароязычной группой. В любом цивилизованном, демократическом обществе подобное требование было бы принято во внимание и удовлетворено. Но не в сегодняшнем Башкортостане. Именно это и свидетельствует однозначно об ущемлении базовых политических прав татар в республике. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на международные документы (Закон о правах национальных меньшинств, Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и др.). Или, скажем, можно посмотреть на примеры других стран - в Финляндии, например, где шведы составляют всего 6% населения страны, шведский является одним из государственных. Между тем высказывание президента М. Рахимова во время встречи с татарской общественностью о том, что татарский язык ни в коем случае не будет иметь в республике государственного статуса, еще раз подтвердило, что нынешняя политика башкирских властей по отношению к татарам является обдуманно дискриминационной.
Односторонние преимущества для башкир в республике никак не могут быть оправданы. Ссылки на то, что они тут аборигены (коренной народ), во-первых, недостаточны, ибо татары на землях современного Башкортостана не менее аборигены, чем башкиры (что я бы мог, как этнолог, доказать в два счета), а во-вторых, существует политически неразрешенный вопрос о присоединении территории Уфимской губернии к так называемой "Малой Башкирии" в 1922 г. без проведения референдума (плебисцита) в районах с преобладающим татарским населением. В такой ситуации отказ закрепить законодательно статус татарского языка в республике показывает на самом деле, что в Башкортостане установлен недемократический государственный строи, базирующийся на политическом доминировании одной из этнических общностей. Что может значить в таких условиях апелляция к демократии? Ничего.
Теперь о том, могут ли Татарстан и татарские общественные организации беспокоиться о татарах Башкортостана. Согласно не только Конституции РТ, но и международным нормам - безусловно.
Прежде всего потому, что национально-культурное развитие любой этнонации - дело ее самой и никому со стороны не дано контролировать эту сферу. Скажем, если в Башкортостане пытаются издавать татарские учебники, содержание которых разрывает единое национальное информационное пространство, это дело надо квалифицировать как прямое вмешательство местных властей в татарские дела и как нарушение международно признанных прав татарской нации на сохранение своей этнокультурной целостности. В конце концов мы же не пишем учебники для башкир?!
Далее, почему это татарские общественные организации, создаваемые согласно российским законам, не могут объединяться в разные ассоциации с центрами в г. Казани? В случае с Конгрессом татар Башкортостана дело дошло до смешного: конгресс-то был создан для проведения выборов делегатов на Всемирный конгресс татар! Даже если в прошлом году из Башкортостана в числе делегатов кроме татар были густо представлены башкирские чиновники, они выступали от имени татар республики и по факту оказались представителями татарской нации, в т.ч. участвуя в избрании руководящих органов ВКТ. Как при здравом уме после этого заявлять, что исполком конгресса татар РБ не обязан находиться в субординационных связях с исполкомом ВКТ?
Я ответственно заявляю, что за всеми шагами башкортостанского руководства последних лет прослеживается стремление оторвать татар Башкортостана от национального ядра, изолировать их от Татарстана, а затем и уничтожить эту группу как часть татарской этнии. Особенно хорошо это показала прошедшая перепись.
Когда нас призывают не обращать внимание на ее итоги или пытаются убедить, что если и будут обнаружены недостатки в переписных материалах, за них башкирское руководство, мол, не несет ответственности, это рассчитано на крайних простачков. Все мы помним, как в Башкортостане в ходе переписи 2002 года вся мощь республиканского госаппарата была использована с целью максимального увеличения численности башкир при соответствующем уменьшении численности татар. Любая иная пропаганда была попросту запрещена. Татарскую сторону, пожелавшую вести работу среди татарского населения республики, в Башкортостан элементарно не пустили, в информационном плане полностью изолировав татар республики от влияния Татарстана. Одновременно было сделано все, чтобы татар расчленить при переписи на целый ряд групп (тептяри, мишари, кряшены и т.д.). Цель одна - уменьшение численности татар.
А сейчас, после всего этого, перед нами делают хорошую мину и говорят: "Ребята, что вы там шумите, итогов-то переписи еще нет". И знаете, что больше всего меня настораживает: итогов-то нет, а трактовки АН РБ и местных политтехнологов уже есть. От имени академического института республики при публикации общих итогов прошедшей переписи уже был сделан комментарий, что в 1989 году под давлением татарских организаций обком КПСС часть башкир записал татарами, а ныне, мол, этот недостаток будет устранен. Далее, когда политтехнологи республики, с одной стороны, кричат, что итогов переписи нет, а с другой, формулируют возможные пути ухода от возможных обвинении в переписывании татар башкирами, это о чем-то говорит. На самом деле и сведений о нарушениях в ходе переписи - речь идет о записывании татар, но не только, башкирами - более чем достаточно. Если нет жалоб в органы местной власти или повыше, это имеет прямое отношение всего лишь к специфике республиканской "демократии". Скажем, те, кто недавно начал повторную перепись (кстати, любая общественная организация того или иного народа имеет право на самоперепись), лишились работы или были подвергнуты иному наказанию. А главы районных администраций получили свыше строжайшее предупреждение - еще один такой случай в подведомственных районах, и вы лишитесь работы. Даже люди, посмевшие высказаться перед телекамерой о нарушениях в ходе переписи, затем вызывались в районные центры, где им грозили увольнением с работы. Кто же в таких условиях напишет жалобу? На самом деле против татар в Республике Башкортостан ведется самая настоящая политика этноцида: язык их полноценно развивать невозможно, школы превращаются в башкирские, татарские надписи с общественных и государственных учреждений убираются, татарским организациям республики не дозволяется нормально взаимодействовать с центральными национальными организациями и др. И наконец, тут ведется непрерывная война против татарской идентичности. В том числе используя методы этнического мародерства, т.е. через грабеж татарского культурного наследия. Недавно Галимджан Ибрагимов был объявлен башкирским писателем. Ранее такой ход был проделан по отношению к Ризе Фахретдинову.
Уже подбираются к Габдулле Тукаю. Естественно, творческое наследие этих и многих других татарских деятелей культуры включается в культурный багаж башкирского народа. Что же это такое, если не этноцид?
Конечно, основная ответственность за судьбу 1/5 части татар РФ, сосредоточенной в Башкортостане, ложится на плечи Татарстана и Всемирного конгресса татар. В связи с усилением оппозиции режиму Рахимова в республике была надежда на решение тут "татарского вопроса" через союз с московскими кругами. Однако, похоже, они пошли совершенно ошибочным путем выдвижения на первый план чисто экономических и административных способов давления на башкирские власти (вопросы о неуплаченных налогах, о пересмотре итогов приватизации, о нарушениях в системе МВД и т.д.). В итоге татары оказались один на один с властями со своими проблемами. Полагаю, что в данной ситуации невмешательство Татарстана в происходящее в Башкортостане было бы совершенно гибельным для татарской нации - если клан Рахимова останется править еще на один срок, для татар республики настанут самые черные времена.
Исходя из сказанного и многого другого, о чем тут еще не говорилось, я обращаюсь к руководству Татарстана с предложением более пристально всмотреться в то, что происходит в соседней республике. За бездействие всем нам, особенно политикам, придется нести ответственность перед народом и судом истории. А между тем татарстанские политики и так уже в очень большом долгу перед нашими сородичами, живущими в соседней республике.
Учитывая сложность татарского вопроса в Башкортостане, среди татарстанских политиков и интеллектуалов нужен серьезный обмен мнениями - частью открытый, частью в узком кругу. Но чтобы он состоялся, политическая элита республики должна осознать свою ответственность за судьбы татар Башкортостана. Федеральный центр, похоже, нам тут не помощник - судя по всему, конфронтационное состояние между татарами и башкирами его вполне устраивает. Москва не первый раз допускает подобные ошибки. За бездействие она потом платит дорогой ценой. Хотя при здравом уме московские политики могли бы понять, что татары являются союзниками Центра в установлении демократии и законности в полуфеодальном Башкортостане. Но если Москва не хочет такого союза, нам надо действовать самим. Смею уверить, возможности Татарстана и татар повлиять на башкирские власти очень большие. Но ими надо воспользоваться сейчас. Затем будет поздно.


Дамир ИСХАКОВ,
руководитель центра этнологического мониторинга, доктор исторических наук.

"Звезда Поволжья" №31(183) 14.08.2003г


Искусство


Полет длиною в век...
таинство творчества Баки Урманче

"Снова осень увидев во сне, я постигну л весну..." - это начало одного из стихотворений Баки Урманче. Именно эти строки кажутся наиважнейшими в постижении его личности и творчества. В них он - художник, поэт и философ, способный проникать в суть вещей. И как тут не вспомнить Аристотеля, сказавшего, что каждая вещь содержит в себе множество форм, только нужно суметь их увидеть. Да, всею лишь у видеть... Так просто! И всё же не каждый в пне грушёвого дерева с причудливо переплетёнными корнями распознал бы образ мудрого старца. Увидеть это в скрытом и беззвучном, снять с него покрывало неявного - особый дар, сродни таинству.
"Как удивительна природа! Мы привыкли к её ритмам и часто не замечаем их. Но если задуматься, то каждое утро и каждый восход солнца - чудо! И приход весны - тоже всегда чудо. Я смотрю на эти рассветы и вёсны восемьдесят лет и каждый раз словно впервые их вижу и удивляюсь разнообразию, богатству и неиссякаемости красоты", - так говорил Баки Урманче в одном из интервью.
Способность удивляться миру в его многообразии форм, звуков, цветов, знаков, импульсов и породили, вероятно, универсализм в его творчестве и знаниях.
Судьба художника в главном повторила судьбу своего народа. Родившись в конце XIX века в семье сельского муллы, Баки Урманче никак не предполагал, что судьба уготовила ему особенный путь - стать художником, хотя рисовать и лепить он начал с пяти лет.
Студент медресе "Мухаммадия", рабочий Надеждинского завода на Урале, шахтёр в Донбассе, сельский учитель на Тамбовщине и в Вятской губернии, солдат в Туркестане - такими дорогами шёл Урманче к своей мечте. И вот революция 1917 года открыла ему двери в высшее художественное заведение - ВХУТЕМАС. Он стал одним из первых татар, получивших высшее художественное образование. Годы учёбы были временем жадного насыщения знаниями, впечатлениями. Урманче учился сразу на двух факультетах - живописи и ваяния, на занятия графикой ходил факультативно. А Институт восточных языков посещал, чтобы совершенствовать арабский, турецкий, фарси, которые изучал в медресе. Английским овладел, чтобы читать Шекспира и Байрона в подлиннике, французским - из-за любви к поэзии Бодлера. Откуда такая жажда к знаниям? Может, это была проба собственной широты одарённости, может, желание овладеть всеми тайнами ремесла, может, поиск таких средств, при помощи которых мир можно охватить наиболее полно, а может быть, всё это одновременно руководило им?
Первые шаги в искусстве Баки Урманче связаны с иллюстрированной графикой. В 1923 году он выполнил иллюстрации к поэме Г. Тукая "Шурале", в которых сразу же показал превосходное знание народного быта, фольклора, большую фантазию.
Своё мастерство в этом виде искусства он будет оттачивать всю жизнь. Доказательством этому являются две тысячи графических работ, созданных мастером в ранние годы. Самая известная из них - серия графики по стихам Дэрдменда. Взгляните на "Тулпара", и вы увидите, насколько точна и легка рука художника. Линия рисунка вьётся, то подскакивает штрихом, то сливается в пятно. Скупой рисунок передаёт самое главное - нетерпеливый рывок крылатого коня в порыве вдохновения, так, что чувствуешь потоки воздуха, обдающие тебя при движении Тулпара.
Если говорить о живописи, то по работам мастера в экспозиции нашего музея видно, как он искал свой стиль, способы передачи видения мира. И путь его лежал через экспрессию импрессионизма, устойчивость реализма к традициям тюркской миниатюры. Живопись Урманче счастливо соединила колорит национального мышления с достижениями классического искусства.
Но успехи в области живописи не удовлетворили Урманче. Мастер ищет средства, через которые можно с наибольшей точностью передать индивидуальность, неповторимость изображаемого, личный духовный опыт, который собирался в катаклизмах личной судьбы и судьбы Родины. То, что искал, он находил в скульптурном портрете.
1960-е годы - время жизни в Казани после возвращения из долгих скитаний - оказались самыми плодотворными. Урманче достигает такого уровня зрелости, что берётся за работу над образами Кул Гали, Сююмбике, Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукая и других выдающихся личностей. За каждой такой личностью он видел духовный импульс, эпоху, откровение. Это, вероятно, наивысший способ проникновения в бытие. Помните: "Снова осень увидев во сне, я постигнул весну..."
Настигавшая осень жизни заставляет художника погружаться ещё глубже в творчество. Урманче отходит от конкретных портретных образов. Работы его обретают всё большую философичность. Понимание бренности и быстротечности человеческой жизни материализуется в образе Старца в скульптуре "Сагыш". А размышления о вечности бытия, утверждающиеся в новых формах, вылились в завораживающие "Весенние мелодии".
Эти два произведения стали главными завершающими аккордами в симфонии его творчества, аккордами. прозвучавшими вначале раздельно, но слившимися воедино, как смерть и вечно торжествующая жизнь.
Вероятно, Баки Урманче многое мог бы нам ещё поведать. За несколько месяцев до смерти, по словам супруги, он очень много работал и не уставал повторять: "Сколько солнца, столько света... Где взять силы всё это написать?!" Не хватило времени. Наступила зима...

Гилязова Алсу Гаязовна,
научный сотрудник музея Баки Урманче



Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :

Барда районы. Пермь татарлары
- первый сайт Бардымского района и татар Пермской области

Башкортстан татарлары

- сайт татар Башкортостана

Если Вы пожелаете установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку" напишите мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего сайта будет включаться в рассылку. Кроме этого Вы сможете регулярно рассылать новости о обновлении Вашего сайта, также другие материалы, не нарушающие закон, и не противоречащие тематике рассылки.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами.

 
 
e-mail ведущего "Татарской рассылки"
© 2003, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное